Гражданско-патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты

Разделы: Внеклассная работа


Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.

Изменения в российском обществе отразились на социальном заказе к образовательным учреждениям. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы гражданско-патриотического воспитания, так как оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности школы №19, в которой в 1995 году был открыт кадетский корпус “Виктория”. Главной задачей корпуса является подготовка юношей и девушек к службе Отечеству на гражданском и военном поприще. Учиться в кадетском корпусе престижно. Многие родители первоклассников, выбирая образовательное учреждение, ставят в перспективе цель – обучение в кадетском классе, в военных институтах.

Младшие школьники принимают участие в мероприятиях корпуса, носят форму с шевроном школы. Постепенно у них формируется чувство принадлежности к кадетскому корпусу “Виктория”, поэтому выпускники начальной школы стремятся продолжить обучение именно в кадетских классах.

Уровень доходов родителей указывает на то, что немногие могут определить ребят в платные кружки, секции, а впоследствии дать им платное образование. Поэтому возникала проблема организации систематической деятельности учащихся, направленной не только на получение прочных знаний, но и на формирование гражданско-патриотических качеств, присущих выпускнику кадетского корпуса “Виктория”.

Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания.

Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания была начата с диагностики по методике М. Рокича “Составление понятийного словаря” и “Ранжирование”, которая позволяет выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.

Диагностика показала, что значительное число учащихся второго класса

(36 %) не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного “я” у детей преобладает над понятием “мы”. В этом возрасте ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества.

Младший школьный возраст относится многими психологами (Л. И.Божович, Д. Б.Фельдштейн и др.) к стадии социализации. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для построения воспитательного процесса.

При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту. Поэтому для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса.

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • беседы, классные часы, читательские конференции;
  • тематические утренники, проведение совместных праздников;
  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;
  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;
  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
  • социальные акции, операции.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа:

I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего.

III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.

На первом этапе (1-й класс) проводятся тематические классные часы: “История нашей семьи”, “Моя семья в фотографиях”, “Памятные даты нашей семьи”, “Дедушкин альбом”. Детям предлагается отобразить тему “Моя семья” в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Эта работа необходима при проведении диагностики. Затем дети рассказывают о своих семьях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры. Необходимо помочь ученику определить тему игры (“День рождения”, “Вечером всей семьёй”, “Семейный праздник”, “Поход в театр”, “Поход в музей”) и направить развитие сюжета.

На занятиях “Мой воскресный день”, “Праздники нашего дома” дети рассказывают о том, как их семьи проводят выходные и праздничные дни. Классный час, посвященный Дню Матери, позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости. Не зря В. А. Сухомлинский говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери. В теме “Семья” я начинаю использовать проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвуют в таких проектах, как: “Я и моё имя”, “История нашей фамилии”, “Семейное древо”, “Герб моей семьи”, “Моя семья в годы войны”. К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.

Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно.

Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей.

В результате реализации первого этапа у детей появляется чувство гордости за свою семью, растет интерес родителей к своим генеалогическим корням, выявляются новые факты семейных биографий, связанные с Великой Отечественной войной.

На втором этапе (2-й класс) начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.

Классные часы “Мой край – родное Белогорье”, “Символы нашего края”, “Край любимый”, “Старый Оскол – город горняков и металлургов”, “Заповедные места Белогорья”, “Моя малая Родина” частично выстраиваются на знаниях учащимися своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.

Исследовательский проект “Чьи имена носят улицы нашего города?”, викторина “Знаешь ли ты историю своего города?” позволяют расширить знания учащихся о родном городе. Тестирование “Ты гражданином быть обязан!” выявляет представления о гражданских качествах человека.

Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении.

Постепенно дети приходят к осознанию понятия “малая родина”, своей сопричастности к ее делам и заботам.

На третьем этапе (3-й и 4-й класс) дети готовы воспринимать более сложный материал. Проводится цикл классных часов о родной стране: “С чего начинается Родина”, “Наша страна – Россия”, “О гербе, флаге и гимне”, “Я гражданин России”, “Москва – столица нашей Родины”. Дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины.

Школьные стенды кадетского корпуса “Виктория”, посвященные символам Российского государства и Белгородской области, выдающимся людям страны, позволяют вести работу в этом направлении. На данном этапе большая роль отводится внеклассным мероприятиям по теме: “Человек – защитник своего Отечества”. Начинаем с истоков. Именно защитники земли русской, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями. Младшим школьникам доступно содержание этих мероприятий, они понимают, что за время своей истории Россия много раз боролась с врагами, посягавшими на её свободу и независимость. В этой борьбе проявлялись главные качества граждан нашей страны: героизм, мужество, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли.

Игра “ Историческое лото” позволяет воспитанникам задуматься над смыслом крылатых выражений, дошедших до нас из глубины веков: “Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет”, “Лучше смерть, чем позор”, “Сам пропадай, а товарища выручай”. Разработаны внеклассные мероприятия “Во славу Отечества”, “Честь имею”.

Экскурсии на Аллею Героев, в краеведческий музей, музей военно-патриотического клуба “Поиск”, на Мемориал у “Атаманского леса” с самого раннего детства приучают к бережному отношению к памятным местам.

Эффективно проводить внеклассные мероприятия именно в стенах музея. Здесь нельзя выдумывать. Младшему школьнику трудно перенестись в мыслях на многие тысячелетия назад, а, изучая историю, нельзя искажать ее факты. В музее дети могут осознать, какой трудный долгий путь, насыщенный историческими событиями прошел наш родной город от маленькой деревянной крепости до большого промышленного города.

Моих воспитанников особенно привлекает экспозиция, посвященная событиям Великой Отечественной войны.

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие класса в школьном конкурсе строя и песни, в акциях “Мой сосед – ветеран”, “Посылка солдату”, подготовка фоторепортажа “Есть такая профессия – Родину защищать”, составление устного журнала “Орден в твоем доме”.

На третьем этапе школьники готовы воспринимать проектную форму работы. Большое впечатление произвела на всех защита проекта ко Дню освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков “Этот день мы приближали, как могли”. Результатом работы стал выпуск альманаха.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, строившими участок железной дороги “Старый Оскол – Ржава”. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Как замирали их сердца, когда своими руками дети трогали осколок вражеской мины в груди М. Боева. Его нельзя удалить – рядом сердце. Много лет жила в груди ветерана смертельная память о войне. Незабываем рассказ И.Б. Ляпко о том, как он, рискуя жизнью, обманул фашистов и помог партизанам. Было в ту пору ветерану всего 11 лет. “Смогли бы вы сейчас поступить так же?” – задаю я этот вопрос ученикам.

Павел Суханов написал в сочинении: “А смог бы и я вот так подняться во весь рост навстречу врагу за Россию, родной Старый Оскол, за дом на улице Щепкина, за маму? Наверное, смог бы. И друзья мои смогут. Мы же носим погоны российских кадет!”

Встрече с ветеранами предшествует большая поисковая работа. Необходимо побуждать детей к сбору дополнительной информации, которая используется на мероприятии. Учащиеся приносят вырезки из газет, книги местных авторов об освобождении города, фотодокументы, оформляют стенд “Они освобождали Старый Оскол”, выставку рисунков – “Мы победили!”, готовят материал о своих родственниках – участниках войны. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников большое значение отводится взаимодействию классного руководителя с семьей. Именно в семье начинается духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

  • обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода.
  • привитие любви к родному краю;

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.

Начинать работу необходимо с изучения семей учащихся 1 класса: социального состава, уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям можно предложить анкеты: “Я и мой ребенок”, “Духовные традиции семьи”, “Досуг ребенка в семье”, “Какой Вы родитель?”, “Увлечения Вашей семьи”. Это позволяет понять уклад жизни семей воспитанников, их традиции и обычаи, нравственные ценности.

Результаты диагностики показывают, что во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало интересуются успехами ребенка в школе. Исходя из этого, работа строится по трем основным направлениям:

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

– вовлечение родителей в воспитательный процесс.

В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников выступают:

– родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

– индивидуальные и тематические консультации, тренинги;

– дни творчества детей и родителей, дни открытых дверей;

– практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по организации семейных праздников;

– телефон доверия – возможность обсудить важные для воспитания вопросы;

– привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

– проведение совместных внеклассных мероприятий;

– наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ.

Для исследования уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в классе используются приемы педагогического наблюдения, проективной методики “Моя школа”, методики Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения”. В первом классе родители ведут себя, как правило, пассивно. В третьем-четвертом классах они становятся активными участниками жизни класса и кадетского корпуса “Виктория.

Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом школы

По большинству критериев учащиеся и их родители удовлетворены воспитательным процессом в школе. Оценки родителей и детей совпадают по показателю (желание обучаться в кадетском корпусе), имеют максимальную оценку – 3 балла. В то же время, учащиеся оценили выше, чем родители взаимоотношения в коллективе, преемственность в воспитании и мотивацию на здоровый образ жизни. Это необходимо учитывать при планировании воспитательной работы.

Считаю, что гражданско-патриотическое воспитание в классе должно иметь четко обозначенную линию: родной дом – родная школа – родной город – родная страна. При систематической и целенаправленной работе в данном направлении ожидаемые результаты будут достигнуты.

Уровень сформированности понимания учащимися основных гражданско-патриотических качеств

Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско-патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися данных понятий. Во втором классе более доступными для понимания оказались “дружба” – 60%, “честность” – 58%, “ответственность” – 39%. Менее понятными для детей были слова “мужество” – 23%, “патриотизм” – 24%, “порядочность” – 24%. В четвертом классе, по данным опроса, четко прослеживается положительная динамика в понимании учащимися основных формируемых качеств. Более 50% детей правильно понимают все обозначенные понятия. Наивысший рейтинг получили: “патриотизм” – 85%, “честность” – 82%, “ответственность” – 81%, “совесть” – 78%, “мужество” – 77%. Это является результатом целенаправленной, планомерной работы в рамках воспитательной системы “Отечество! Долг! Честь!” кадетского корпуса “Виктория”.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.