Проект "Красная книга. Растения России"

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологический проект Красная книга “Растения России” развивает интерес к представителям растительного мира – цветам и деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Проект способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе России, родного края.

Вид проекта: информационно-творческий.

По количеству участников: коллективный, участники - дети подготовительной группы.

Цели проекта: Исследовательская деятельность по изучению жизни растений, занесенных в Красную Книгу России, во взаимосвязи с его экосистемой, а также природоохранная деятельность.

  • Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе.
  • Изучать взаимодействия растений с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
  • Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растения, их зависимости от времени года.
  • Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
  • Изучать влияние деятельности человека на жизнь растений.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с растительным миром в природе;
  • учить составлять схемы, пользоваться моделями;
  • развивать фантазию, воображение, активную речь;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
  • совершенствовать навыки исследовательских действий (умение ставить вопросы, выдвигать свои гипотезы, предлагать выход из проблемных ситуаций, рассуждать);
  • создавать обстановку комфорта и благоприятного психологического климата в детском коллективе; развивать коммуникативную культуру (умение выслушать другого, совместное решение проблем и т.д.)

Продолжительность проекта: долгосрочный (в течение месяца).

Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • беседы;
  • оснащение предметно-пространственной среды (коллекции семян,выставки рисунков);
  • работа с родителями;
  • презентация проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • создание экологического альбома “Растения Башкирии”;
  • выставка рисунков “Берегите деревья”, “Охраняйте растения”, “Берегите природу!”;
  • подготовка и проведение итогового мероприятия “Мы друзья природы”.

Проект включает три этапа: подготовительный; исследовательский; заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проведение бесед (Приложение 1), занятий с детьми, непрерывный процесс наблюдений на прогулке за живой и не живой природой с целью обогащения знаний детей о различных объектах природы. Для детей создавались различные проблемные ситуации, где решались вопросы экологического воспитания и развития детей. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти “в жизнь другого живого существа изнутри” (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную и решались вопросы экологического образования дошкольников на подготовительном этапе нашего проекта. Своим личным примером мы старались воспитать в детях активную позицию , которая, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными и т.д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Для участия в проекте привлекались родители, совместно с детьми они изготовили кормушки для птиц разных форм и из разного материала. Родители и дети вместе с нашим коллективом участвовали в субботнике по благоустройству территории, где с помощью побелки деревьев сохраняли их от нашествия гусениц. Дети и родители помогали сотрудникам в подготовке грунта для посева и высадки рассады культурных растений на огород, где наглядно демонстрировались знания о способах ухаживания, пользе данных растений.

Вместе с родителями вели подготовительную работу по созданию экологического альбома “Растения Башкирии”, занесенные в Красную Книгу России; готовили материал для коллекций семян, разновидностей деревьев (спилы деревьев, семена растений).

На занятиях по изобразительной деятельности, готовился материал по организации выставок “Берегите деревья”, “Охраняйте растения”, “Берегите природу” (по растениям, занесенным в Красную Книгу России).

На музыкальных занятиях выучили песню “Калинка”, прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн “Из солнечных лучей...”, Е. Кочеткова “Дерево”.

Исследовательский этап.

Цель: Выбрать растение, которое нравится больше всего. Узнать как оно называется; выяснить, растут ли такие растения в нашем лесу.

Дать задание детям: познакомиться со своим растением, подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое растение? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у растения? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; растению – листья, корни, стебелек, цветок, семена?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у растения? Кто бегает рядом с ними? Прилетает к нему, ползает по нему? Предложить детям понаблюдать за окружением растения, порассуждать: нравятся ли растению такие соседи? Почему?

На занятиях по изодеятельности, аппликации, лепке предложить изобразить соседей растения.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у растения? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с растением и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет растения. Пусть погладят стебелек, прижмутся к нему щекой. Какой он - теплый, холодный, шершавый, гладкий, твердый, мокрый, сухой? Дети могут понюхать стебелек, листья растения. Дети могут обратить внимание, если кора на стебельке толстая, то она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети попробуют достать растение из земли. Получается? Почему нет? Что держит растение в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле - уходят в глубину или располагаются в стороны?

В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о растениях, о природе родного края, мы широко использовали игровую деятельность (настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые и др.), включались игры регионального компонента (“Бортничество”, “Медведь и пчелы”, “Хитрый заяц” и др.). Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий.

Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятия:

Занятие 1: Заучивание стихотворения “Подснежник”, “Сказки матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова.

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, растениям. Учить составлять схему растения. Составление модели определения места растения в общей эко-системе.

Занятие 2: “Мы друзья природы”.

Цель: продолжать развивать у детей элементарные знания об окружающей нас природе, о разнообразии и многообразии всего живого и неживого, о влиянии среды обитания на характерные признаки животных, птиц и растений, об использовании и защите их человеком, закрепить представление об охране леса, роли лесничих, юных помощниках. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать берелшое отношение к окружающей нас природе.

Занятие 3: “Мир цветов”. Экскурсия в зимний сад, в весенний сад.

Цель: Расширить представления детей о характерных признаках цветов весенней поляне, на участке ДОУ и в зимнем саду ДОУ. Уточнить представления об изменениях, происходящих весной в жизни цветов. Учить составлять и моделировать экологическую тропу в зимнем саду из особо понравившихся объектов, уметь делать сообщения об объектах своей экологической тропы. Развивать информированность детей об объектах зимнего сада, развивать монологическую речь детей.

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

  1. “Сравни”. Цель: Каждый ребенок рассказывает о своем цветке, сравнивает его с другим.
  2. “Что лишнее”. Цель: Дети должны определить лишний предмет.
  3. “Назови плод”. Цель: Дети должны правильно указать плод этого растения.
  4. “Определи цветок по листочку”. Цель: Дети по листочку должны назвать цветок.
  5. “Найди свой цветок”. Цель: Учить находить цветок по описанию.

Наблюдения и исследовательская деятельность:

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
    Цель: Учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

  2. Исследование растения.
    Цель: Учить определять растение по форме, по строению, по стебельку, по цветку, по семенам, по плодам.

Художественно-продуктивная деятельность:

  1. Выставка: “Цветок за цветок” – гербарий, “Портрет семьи растения”, “Соседи растения”, “Любимое растение”.
  2. Рисование, аппликация: “Декоративное панно из растений”, панно “Растения нашего участка”.
  3. Лепка: “Цветы-цветы...”.

Чтение художественной литературы:

  1. Красная Книга “Растения России”.
    Цель: Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам, бережное отношение к растениям, любить свой край, любить природу.

  2. “Зеленая страна” Е. Серова.
    Цель: Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

  3. “Сказки матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова.
    Цель: Воспитывать бережное отношение к растениям.

  4. 1000 загадок.
    Цель: Закреплять представления о названии и об основных частях растений, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

  5. “Лекарственные растения в народной медицине” В.П. Махлаюк.
    Цель: Объяснить детям, что растения имеют целебные свойства.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит презентация проекта через итоговое занятие: “Мы друзья природы” (Приложение 2). Дети закрепили знания о растениях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта Красная книга “Растения России” стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к растениям. Они очень нужны всем.
  2. Знать строение растения: корень, стебель, листья, плоды, цветы.
  3. Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям.