Технология работы с песенным материалом в условиях школы

Разделы: Иностранные языки


Современный песенный материал представляет собой специфический вид наглядности, поскольку декодирование заложенного автором в текст песни смысла происходит медленнее, чем при восприятии зрительного или моторного образа. Более того, музыкальный образ раскрывается и формируется одновременно с экстрамузыкальными мыслительными и перцептивными образами. И как следствие, у каждого школьника – слушателя возникает свое оценочное восприятие музыки. Не последнюю роль в этом играют личные предпочтения школьников, их темперамент, фоновые знания о музыке вообще.

С точки зрения методики песня на английском языке рассматривается, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающей особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка, с другой стороны, являясь носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащихся. Песня представляет собой синтез музыки и речи (слов). Следовательно, имеет

смысл говорить о целесообразности и эффективности их взаимодействия. В обучении иностранному языку особенно ценны тексты песен, содержащие общеупотребительные речевые образцы.

В методике обучения иностранным языкам необходимо разграничивать понятия “песенный материал” и “ песня”. Отличие песенного материала состоит в том, что в структуру его компонентов входит еще один – упражнения. Таким образом, песенный материал – более широкое понятие, включающее саму песню на иностранноя языке и упражнения, предваряющие прослушивание, идущие в совокупности с ним, и обсуждение, следующее после. Именно необходимость тщательной организации работы с песенным материалом на уроке и большой объем учебного времени, затрачиваемого на предъявление песни, препятствуют частому использованию данной технологии. Такой подход неоправдан, поскольку существует целый ряд методических преимуществ по использованию песенного материала в обучении, к которым относятся:

  1. встреча учащихся с уже знакомой лексикой в новом контекстуальном окружении не только помогает ее активизации, но и способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей и является важным условием формирования социокультурной компетенции.
  2. в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
  3. песни способствуют поддержанию и совершенствованию произносительных навыков, особенно в том случае, когда предваряются соответствующими фонетическими упражнениями.
  4. работа с песенным материалом способствует развитию чувства ритма, необходимого для формирования интонационно – правильно оформленной речи.
  5. эстетический и воспитательный потенциал песни способствует приобщению учащихся к музыкальной культуре народа, язык которого они изучают.
  6. благодаря песне на уроке создается благоприятный психологический климат, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Одним из условий отбора музыкального материала в методике называют следующие критерии:

  1. принцип аутентичности, связанный с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение лингвострановедческого кругозора учащихся.
  2. принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов школьников.
  3. принцип методической ценности.
  4. принцип наличия проблематики

После отбора песни необходимо продумать технологию работы с ней, все возможности данной формы работы. В результате анализа существующих вариантов построения работы с песенным материалом в качестве опорной позиции предлагается трехступенчатая организация работы:

  1. преддемонстрационный (дотекстовой этап), на котором организуется ознакомление и тренировка новых лексических единиц, анализируются аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии, предлагаются ориентиры в виде вопросов по содержанию.
  2. демонстрационный (текстовой этап), на котором предъявляется аудио или видео материал с обязательным сопровождением активной учебной деятельностью; дается установка на извлечение общей информации из песни.
  3. последемонстрационный (послетекстовой) этап, где проверяется эффективность использования предлагаемых на преддемострационном этапе ориентиров восприятия.

Выделенные методические преимущества использования песенного материала на уроке иностранного языка, принципы отбора, необходимые для его успешного применения, наличие проблематики и технологии работы могут быть положены в основу разработки элективного курса “Английский с песней” для учащихся средней общеобразовательной школы.

Литература

  1. Белаонов Л. Использование песен на уроке английского языка// Мethods of teaching,1998, № 2.
  2. Кирпиченкова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка //Иностранные языки в школе. – 1990, № 5.
  3. Кашук С.М. Формирование лингвистической компетенции на основе современных французских песен// Иностранные языки в школе. – 2004, № 4.
  4. Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранному языку учащихся старших классов// Иностранные языки в школе. – 2008, № 4.
  5. Никитенко З.Н. и др. Аутентичные песни как один из элементов национально – культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе//Иностранные языки в школе. – 1996, № 4.
  6. Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности// Иностранные языки в школе.- 2001, № 2.
  7. Синькевич Г. Песня на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002, № 1.
  8. Шерр Е.С. Американская народная песня на уроке английского языка// Иностранные языки в школе. – 2005, № 4.