Изготовление из цветной бумаги персонажей русской народной сказки "Лиса и заяц"

Разделы: Технология


Цель: закрепление знаний по изготовлению различных фигур из бумажных цветных полосок на примере русской народной сказки «Лиса и заяц».

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить ранее полученные знания по данной теме;
  2. Обучить поэтапному изготовлению из полосок цветной бумаги персонажей сказки;
  3. Учить соблюдать технику безопасности;
  4. Закрепить знания детей о животных;
  5. Закрепить представления детей о длине, цвете, геометрических фигурах;
  6. Вызывать интерес к русским народным сказкам;

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику;
  2. Развивать наблюдательность;
  3. Формировать умение работать в паре;
  4. Развивать усидчивость, аккуратность;

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей уважение к труду;
  2. Формировать доброжелательное отношение к сказочным персонажам;
  3. Формировать у детей любовь к природе, к животным;
  4. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.

Демонстрационный материал:

  • два игрушечных домика;
  • заяц и лиса, сделанные из полосок (Приложение 1);
  • книга сказок: сказка «Лиса и заяц» в обработке А.Н.Толстого;
  • мольберт;
  • кроссворд на листе ватмана;

Раздаточный материал (для работы в паре):

  • лоточки;
  • клеёнки;
  • фломастеры;
  • клей ПВА, линейки, простые карандаши, ножницы, циркуль;
  • конверты с «рожицами» гномиков на каждого ребёнка.

Структура занятия:

  1. Организационный момент – вводная часть
    а) приветствие детей. Сообщение темы и цели занятия;
    б) проверка готовности к занятию.
  2. Основная часть:
    а) обоснование выбора темы занятия и техники выполнения;
    б) инструктаж по технике безопасности;
    в)технология выполнения персонажей сказки;
  3. Заключительная часть: рефлексия детей через эмоциональный отклик.

Ход занятия

1. Вводная часть.

- Доброе утро. Посмотрите за окно. Сегодня очень тёплый и солнечный день. Я очень рада вас снова видедь и поэтому у меня хорошее настроение. А у вас какое настроение? Посмотрите на свои столы, видите у вас есть конвертики и забавные «рожицы» гномиков с разными эмоциями. (Приложение 1)

- Положите в свой конвертик того гномика, который больше всего соответствует вашему настроению.

- Замечательно. У всех хорошее настроение, значит смело можно начинать наше занятие. А для того, чтобы вам было интереснее узнать, чем мы сегодня будем заниматься, я предлгаю отгадать кроссворд. (Приложение 2)

- Итак, мы разгадали кроссворд. А о какой сказке можно догадаться?

- Правильно. Это русская народная сказка «Лиса и заяц».

- Все готовы заниматься? Тогда вперёд – нас удача ждёт!

2. Основная часть.

- Давайте сейчас подробнее вспомним сказку. (Приложение 3)

(Педагог читает сказку, а потом вместе с детьми разбирают её персонажей).

- Обратите внимание, к нам в гости пришли сказочные персонажи – «лиса» и «заяц». (демонстрация «лисы» и «зайца», изготовленных их полосок и два разных домика).

- Мы сегодня тоже будем изготавливать сказочных персонажей и не только этих, но и остальных из сказки. Для изготовления персонажей нам нужны помощники – инструменты. Я спрятала их в «волшебном сундучке» и буду доставать и отдавать вам, если вы правильно отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт. (ножницы)

Умный Ивашка,
Деревянная рубашка,
По листу пройдёт – коснётся,
Там след остаётся. (карандаш)

Кто я, если прямота
Моя главная черта?
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука.
Пригодится здесь … . (линейка)

Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом.
Ты меня не пожалей.
Я – липучий, вязкий … . (клей)

Мой циркач, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу! (циркуль)

- Молодцы, что справились с загадками. А теперь давайте поговорим о том, как правильно пользоваться этими инструментами и приспособлениями.

Правила пользования карандашом:

  • карандашом мы проводим линию на бумаге или пишем ;
  • карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться.

Правила безопасной работы с ножницами:

  • класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
  • передавать ножницы только сомкнутыми кольцами вперёд;
  • не играйте ножницами, не подносите их к лицу, не размахивайте ими;
  • используйте ножницы по назначению.

Правила пользования линейкой:

  • с помощью линейки мы будем проводить прямые линии;
  • не роняйте линейку – она может сломаться.

Правила безопасной работы с циркулем:

  • циркуль – это особый предмет, так как на одном конце у него – игла, а на другом – карандаш;
  • пользоваться циркулем надо осторожно, чтобы не уколоться;
  • нельзя играть циркулем, размахивать им;
  • передавать циркуль нужно в закрытом состоянии и острым концом к себе;
  • нельзя ронять, так как может сломаться грифель карандаша.

Правила пользования клеем ПВА:

  • клей – это вязкая липкая жидкость, которая используется для соединения деталей;
  • при работе с клеем нужно быть осторожным чтобы не пролить и не испачкать одежду.

- Из сказки мы знаем, какие персонажи там живут. Давайте определимся из бумаги каких цветов мы будем их делать.

  • - зайца – из белой, потому что в сказке говорится о зиме, а зимой, как мы все знаем, зайцы белые;
  • - лису – из оранжевой;
  • - медведя – из коричневой;
  • - петуха – из белой, красной, синей и зелёной;
  • - волка – из серой бумаги.

- Давайте распределим кто кого будет делать. (Каждого персонажа будет делать одна пара детей, а петуха, так как он отличается изготовлением от всех остальных – делает педагог).

- Мы с вами уже умеем делать из полосок «кольцо», «клюв», «капельку», «глаз» и «клубничку». Давайте-же разберёмся какой формы голова у всех песонажей и туловище.

- Правильно. Круглые. Значит будем склеивать полоски в кольцо.

- Посмотрите внимательно на наших «зайца и лису». У них голова и туловище одинакового размера?

- А что больше?

- Значит для головы нужны полоски длиннее, чем для туловища.

-Давайте посчитаем сколько полосок потребуется для головы и для туловища.

- Получается, что по четыре полоски.

- Лавайте начертим четыре полоски размером 1х18 см для головы и четыре полоски 1х24 см для туловища. Вырежем их. Теперь отметим крестиком середину каждой полоски.

- Мы сейчас будем склеивать полоски для головы. Возьмите в руки четыре короткие полоски, положите их на клеёнкк крестиком к себе. Возьмите клей и приклейте одну полоску на другуютак, чтобы получился крестик. Затем возьмите третью полоску и приклейте на крестик в отмеченном месте. Так же поступаем и с четвёртой полоской. Получилась снежинка – склеиваем противоположные концы, чтобы образовался шарик.

- Мы с вами уже устали, а чтобы доделать наших «зверей», давайте отдохнём.

Физкультминутка. (Приложение 4)

- Мы немного отдохнули, давайте продолжим. (Подобным образом склеиваем туловище).

- Теперь давайте усложним задание. Будем делать ушки, носы и хвосты. У зайца уши длинные, значит полоска нужна длинная. Делаем две полоски 1х16 см.

- У медведя уши круглые, значит, чтобы сделать кольцо, надо взять полоски чуть короче, 1х13 см.

- У лисы и волка уши не очень длинные – делаем полоски 1х10 см.

- Для лисы и волка надо сделать нос. Вырежем по одной полоске 1х11 см.

- Делаем хвостики. Для лисы и волка вырежем полоски 1х17 см, а для для зайчика и медведя – 1х7 см.

- Для того, чтобы «зверюшки» были устойчивыми, нам надо начертить при помощи циркуля кружочки – подставки идентичного цвета.

- Теперь, когда у нас всё вырезано, давайте склеивать.

  • - ушки у «зайчика» - это «капелька»; (Приложение 1)
  • - ушки у «лисы» и «волка – «клубничка»;(Приложение 1)
  • - ушки у «медведя» - «кольцо»; (Приложение 1)
  • - носы у «лисы» и «волка» - «глаз»; (Приложение 1)
  • - ушки и хвост у «медведя» и хвост у «зайки» - «кольцо». (Приложение 1)

- Теперь давайте склеим туловище с головой и приклеим его к подставке. Затем оживим поделки – проиклеим уши, носы и хвосты. Если чего-то не хватает, мы дорисуем.

3. Заключительная часть.

- У вас получились забавные «зверюшки»: лисичка, волк, заяц и медведь. А я сделала петушка. (Приложение 1)

Давайте поставим их всех вместе и вспомним:

  • кто строил домики?
  • у кого расстаяла избушка?
  • кто помогал зайке выгонять лису?
  • кто помог выгнать?

- Вам понравилось склеивать зверюшек из полосок бумаги?

- Давайте сравним, какое настроение было в начале занятия и какое сейчас. Снова выберите по одному «гномику» и положите в конверт.

- Я очень рада, что настроение у вас не изменилось. Мне было очень интересно с вами работать, вы очень дружно работали в парах. Старались. Молодцы.