Программа по организации предшкольной подготовки "Скоро в школу"

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Обоснование программы

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Не подлежит сомнению факт, что ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Аргументов в пользу актуальности создания и реализации программы предшкольной подготовки на базе учреждения МОУ “СОШ №20” продиктована исследованиями психологов и наблюдениями учителей школы. Сравнительный анализ психолого-педагогических карт из детских учреждений, диагностики “Готовность детей к школе” показал: в 1 класс поступают около 55% детей со средней готовностью, у 35-45% будущих первоклассников наблюдается высокий уровень тревожности, 39% детей имеют низкую ориентацию в пространстве, у 54% - уровень развития моторики средний и низкий.

Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе: занятия на коррекцию или формирование элементов школьной готовности, применение комплекса упражнений для развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти, внимания, речи, мышления, формирование элементарных навыков саморегуляции, коммуникативных навыков и навыков ЗОЖ.

На коррекцию или формирование элементов школьной готовности направлены занятия следующих разделов: “Учусь экологическому мышлению”, “Уроки психологического развития”

Совместная двигательная игровая деятельность, организованная через “Уроки здоровья”. поможет снять статическое напряжение, получаемое при проведении других занятий, сблизят будущих первоклассников, будет способствовать формированию коммуникативных навыков и навыков здорового образа жизни.

Развитие умственных способностей и физического здоровья может проходить и через систему кинезиологических упражнений. Элементы развивающей кинезиологической программы Сиротюк А.Л. включены в раздел работы с учащимися и родителями.

Методологической основой программы являются:

- подходы Локаловой Н.П, направленные на формы и методы психологического развития младших школьников”

- идеи А. Л. Сиротюк по вопросу развития умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, раскрываемые в книге “Коррекция обучения и развития школьников”;

- Программа Дзятковской Е.Н 1-5 “Экология учебной деятельности”, в которой представлены занятия, направленные на обеспечение школьной готовности детей к усвоению общеучебных умений и их применению;

- подходы Дерекляевой Н.И. к организации Двигательных игр, тренингов и уроки здоровья.

Подготовительный этап обучения в стенах школы позволит уменьшить адаптационный период будущего первоклассника, будет способствовать его успешности в обучении. Программа сопровождения “Скоро в школу” включает организацию и проведение для детей 15 встреч, состоящих из четырех занятий по 25-30 минут, встреч с родителями, консультаций по вопросам развития и воспитания детей.

Цель программы Организация психолого-педагогической поддержки будущих первоклассников.

Задачи:

  • подготовить к новому виду деятельности – учебной через развитие речи, мелкой моторики, мыслительных операций, функций самоконтроля;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • формировать ценностные ориентиры здорового образа жизни;
  • организовать психологическую поддержку родительской готовности к началу обучения в школе.

Учебный план (15 час)

Раздел I. Учусь экологическому мышлению. 15 занятий
(по программе Дзятковской Е.Л.)

Тема занятия

Кол-во занятий
  Чему учат в школе? 1
  Учимся задавать вопросы 1
  Главная особенности окружающего мира - его разнообразие 1
  Учимся ориентации в пространстве 1
  Окружающей мир - многоэтажный 1
  Ориентация животных в пространстве 1
  Разнообразие форм в пространстве 1
  Разнообразие цвета окружающего мира 1
  Разнообразие звуков окружающего мира 1
  Ориентация в пространстве; слух, зрение, обоняние, осязание. 1
  Ориентация в пространстве: разнообразие движение. 1
  Учимся ориентироваться во времени 1
  Учусь общаться: действуем вместе 1
  Учусь общаться: мальчики и девочки 1
  Я - особенный, мои секреты успеха 1

Раздел II. Развивающая кинезиологическая программа. 15 занятий
(по программе Сиротюк А.Л.)

Тема занятия Кол-во занятий
  Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Комплекс №1 3
  Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Комплекс №2 3
  Упражнения для развития творческого мышления. Комплекс №1 3
  Упражнения для развития творческого мышления. Комплекс №2 2
  Упражнения для развития абстрактно-логического мышления мышления. 2
  Упражнения для развития визуальной и слуховой памяти 2

Раздел III. Уроки психологического развития. 15 занятий
(по программе Локаловой Н.П.)

Тема занятия Кол-во занятий
  Развитие умения точно и правильно называть предметы 1
  Развитие произвольного внимания 1
  Развитие артикуляции 1
  Развитие фонетико-фонематического восприятия 1
  Развитие умения выполнять словесные поручения 1
  Развитие объема внимания 1
  Развитие непосредственной вербальной памяти 1
  Развитие слухового внимания 1
  Развитие памяти на последовательность действий 1
  Развитие умения анализировать и сравнивать образец. 1
  Развитие зрительных ощущений и образного мышления. 1
  Развитие зрительной памяти 1
  Развитие умения воспроизводить образец 1
  Развитие осязательных ощущений 1
  Развитие мышления 1

Раздел IV. Уроки здоровья.. 15 занятий
(по программе Дереклеевой Н.И.)

Тема занятия

Кол-во занятий

  Спорт в жизни людей 1
  Зарядка в стране Олимпиоников 2
  Гиигена олимпоиников. 1
  Двигательные предметы олимпиоников с предметами. 2
  Движение есть жизнь 1
  Значение осанки в жизни человека 1
  Бег вчера и сегодня 1
  Бег в стране олимпиоников 1
  Бег и преодоление препятствий 1
  Бег в нашей жизни. 1
  Прыжки в повседневной жизни 1
  Прыжки в стране олимпиоников 1
  Прыжки и воспитание характера 1

Тематика встреч с родителями

  • Как подготовить ребенка к школе.
  • Адаптация ребенка в школе-тренинг.
  • Развивающая кинезиологическая программа
  • Режим дня школьников как модель формирования здорового стиля жизни.
  • Как помочь ребенку стать внимательным.
  • Родителям об особенностях памяти младших школьников.
  • Педагогическая и психологическая консультаци.

Литература

  1. Дерекляева Н.И. “Двигательные игра, тренинги и уроки здоровья”. М.: ВАКО, 2004. – 152 с.
  2. Дзятковской Е.Н Программа 1-5 “Экология учебной деятельности”.
  3. Локаловой Н.П. “Книге для учителя начальных классов” “120 уроков психологического развития младших школьников”. - Изд. 2-ое, дополн. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 220 с.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. Творческий центр “Сфера” 1999 г.
  5. Сиротюк А.Л. “Коррекция обучения и развития школьников”. М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

Приложение 1

Приложение 2