"В памяти сердца навеки"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формирование патриотических чувств и сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитанников со знаменательными событиями из истории Отечества.
  • гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества.
  • воспитывать уважение к подвигам героев.

Оформление: рисунки на тему “Подвигу народа жить в веках”. Рисунок Вечного огня, фото памятников и монументов. Плакат “Родина – мать зовет”.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен, подготовка рисунков, фото, изготовление костюмов и атрибутов, видео и фотоматериалы, аудио записи нужных мелодий и песен.

Предполагаемый результат:

  • повышение заинтересованности у воспитанников к историческому прошлому своего народа.
  • сплочение детского коллектива
  • наличие эмоционально положительной основы для развития
  • патриотических чувств.

Участники: Ведущие; чтецы – 1-й, 2-й; дети, изображающие стариков, женщин, детей; дети со свечами; раненные солдаты, защитники Крепости.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Хорошо жить, когда над головой мирное небо. Светит яркое солнце, можно играть с друзьями, можно поехать за город вместе с бабушкой, дедушкой, мамой, папой и сестрой и там весело провести время. Хорошо жить, когда во всем мире только мир.

(Раздается тревожная музыка, гул самолетов.)

Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не также светит?
Или вянут травы в садах?

Чтец 2:

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи мне ветер?
Неужели это война?!

Пантомима
(Стоят люди, старики, женщины, мужчины, дети. Все тревожно смотрят на небо. Матери закрывают детей. Раздаются звуки взрывов.)

Чтец 1:

Пламя ударило в небо -
Ты помнишь Родина
Тихо сказала:
“Вставайте на помощь…”
Родина.
Славы у тебя никто не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого – Я или Родина…

Ведущий 2: Сегодня мы вспоминаем с вами Великою Отечественную войну. Началась она 22 июня 1941 года и продлилась долгих 4 года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. В 3 часа 15 минут немецкие войска перешли границу Советского Союза. “Россия должна быть ликвидирована – объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года, а 12 мая 1942 года уточнил: Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию 100 миллионом людей германской расы”.
Первыми на себя удар фашисткой армии, приняли пограничники и защитники Брестской крепости. 3,5 тыс. человек против целой армии. Почти все они пали смертью храбрых.

Чтец 1:

Я – крепость, я – крепость, я – крепость.
Я бьюсь, я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,
Ее я принять не могу.

Чтец 2:

Я – Брест, я стою обожженный
Я бьюсь за солдатскую честь
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

Чтец 3

Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня –
Я – крепость, я – крепость, я – крепость,
Потомок, ты слышишь меня?

(Мальчики строятся и маршируют на месте.
Звучит музыка “Вставай, страна огромная”.)

Чтец 1

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
Постарайтесь вернуться назад.

Звучат взрывы (5 секунд), затем тревожная музыка, из зала выходят два бойца.

Боец 1:

И когда я погиб,
На какой-то миг
Давний бой
Пред моими глазами возник…
Мы идем в наступленье –
За взводом взвод…
Ночь. Над нами –
Обугленный небосвод.
И строчит
Танковый наш пулемет –
Мой наводчик
Во всю на гашетку жмет!
Снова-
Длинная очередь по врагу!
И опять я со взводом
Вперед бегу.

Боец 2:

А противник
За миною мину шлет:
Перелет – недолет,
Перелет – недолет…

Чтец 1:

Вот у вражьих траншей
Залегли стрелки.
Вот раздастся свисток,
И тогда – в штыки.
И тогда…
Лиха беда – не беда...
Но – удар!

(Фонограмма взрыв.)

Боец 1:

Я проваливаюсь в никуда,
Только искры в мозгу,
Только звезды из глаз…
Сколько был без сознанья –
Мгновенье? Час?

Звучит музыка “Мертвое поле”.

Чтец 1

А когда он очнулся,
Вокруг – мертво.
Никого. Никого.
Никого. Никого.

Боец 2:

Вот такое, брат дело
Не дело – дрянь.
Ноги напрочь разбиты –
Попробуй встань.

Боец 1:

А ко мне по лощине
Бегут враги.
Вот все ближе,
Все ближе гремят шаги.

Чтец 2:

Вот шаги отгремели –
Бегом, бегом,
Кто-то даже
Задел его сапогом…
Наконец-то умолкнул
И топот ног.
Как беспомощен он,
Как он одинок!..

Боец 1:

Собирая все силы,
Все, что могу,
Лишь бы только во тьме
Не попасть к врагу!
Под себя подминая
Траву, лозу,
Я полночи от смерти
К своим ползу.

Чтец 3:

Он сознанье терял.
Уже двадцать раз,
Свой мешок он забросил
И противогаз.

Боец 1:

Лишь винтовку еще
За собой волочу.
Как я жить хочу!
Как я пить хочу!

Чтец 1:

Вот убитый лежит.
Он к нему ползет, -
Может флягу с водой
У него возьмет?

Боец 1:

Подползаю,
А фляга его пуста…
Я опять от куста ползу
До куста.

Чтец 2:

Где же рота его?
В какой дали?
Он, наверное, прополз уже
Полземли!

Чтец 3:

А своих еще нет,
А своих все нет…
И над ним –
Зеленый, мертвящий свет,
Свет развешанных в небе чужих ракет.

Чтец 1:

А за ним –
Бесконечный кровавый след …
Ему лишь восемнадцать
С немногим лет.

Боец 1:

Я ползу.
Я весь путь про себя кричу:
“Как я жить хочу!
Как я пить хочу!”

Чтец 2:

Вот опять убитый.
Но что за бред –
И опять в его фляге
Ни капли нет!

Боец 1:

У меня все спеклось
В пересохшем рту.
И ползти уже больше невмоготу!

(Чтецы подходят к солдату, окружают его.)

Боец 1:

Я еще двадцать раз
Умирал в ночи…
И меня не смогли
Воскресить врачи…

(Солдаты встают и медленно с зажженными свечами уходят за сцену.)
Звучит песня “Нежность”.

Ведущий 1: Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 пионеров получили медаль “За оборону Москвы”,15249 юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда”.
Вспомним их имена: Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Володя Дубинин, Лиза Чайкина.

Ведущий 2: Такие же, как вы девчонки и мальчишки ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, вставали за станки на заводах, убирали урожай на полях.

Земли Российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.

Ведущий 1: 30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашисты взяли в плен много советских людей. В1942году был взят в кольцо блокады город Ленинград.

(В зал входит девочка со свечой.)

Девочка:

Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу – не ответят! А в комнате – трое. (Девочка, в руке свеча.)
Нас в комнате трое, но двое не дышат. (И хлеб.)
Я знаю, не встанут, я все понимаю.
Зачем же я хлеб на три части ломаю.

(Девочка замирает с зажженной свечой.)

Голос за сценой: Дневник ленинградской девочки Тани Савичевой. “Женя умерла 28 декабря в 12часов 30минут, бабушка 25 января в 15часов, Леха умер 17 марта, дядя Вася 13 апреля, мама 13 мая. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

(Девочка уходит со свечей за сцену.)

Ведущий 2: Самую большую тяжесть войны вынесли на своих плечах женщины. Они заменили ушедших на фронт мужчин, встали к станкам, вышли на поля. Они же участвовали и в сражениях. Женщины служили в разведке, переводчиками, радистами, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу они сражались вместе с мужчинами.

Чтец 1

Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную…,
За жизнь, за тебя, за родные края.
Иду я на встречу, свинцовому ветру
И пусть между нами сейчас километры.
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Ведущий 1: Война не щадит никого и ничего, даже храм Божий! Но церковь Параскевы Пятницы у берегов Волги выстояла в страшное время Сталинградской битвы. Изуродованная взрывами, без куполов она спасала людей от бомб и снарядов. Сюда приходили солдатские матери.

Мать солдата:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не смогла.
А то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…

Чтец 2:

Она поседела в разлуке
За годы великой войны
Ее терпеливые руки
Огнем и трудом крещены.

Чтец 3:

В те годы пришлось ей не сладко
Ушла вся семья воевать.
А дома она и солдатка,
И также солдатская мать.

Чтец 1:

Но победы она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.

Мать солдата: Я пришла поставить свечу за победу. И пусть скажут, что так нельзя, но мне больше не во что верить!! Здравствуй, Святая Параскева! Стены твоего храма разрушены, но я знаю, ты меня слышишь! Молю тебя, спаси моего сына!

(Мать ставит свечу, опускается на колени и замерает, затем ставит свечу на стол и уходит.)

Ведущий 2: 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. А 12 июля началось уже мощное наступление наших войск, и инициатива перешла к Красной Армии. Исход войны не вызывал сомнения.

В марте 1944 года наши войска перешли границу, освободили Словакию, Югославию. В январе 1945 года наша армия вышла на территорию Восточной Пруссии. Наши солдаты шли на запад.

Чтец 2:

Все, как тогда, в то лето злое…,
Но только мы – идем на запад.
Мы наступаем. Мы громим.
Мы бьем его, что день, то пуще,
Что час, то злей и веселей,
В хвосты колонн его бегущих,
Врываясь вдруг броней своей….
Войска идут вперед на запад.
Вперед на запад. До конца!

(Звучит песня “От героев былых времен”.)

Ведущий: Но не все дойдут до конца

(Входят дети со свечами.)

1 ребенок: Мама родная! Не падай духом, я скоро вернусь, до Берлина недалеко (Гасит свечу.)

2 ребенок: Это мое последнее письмо. Мы остались вдвоем, я и мой друг Саша. А фашистские танки все лезут. (Гасит свечу.)

3 ребенок: Милые родные! Я буду биться до последней капли крови! Я защищая Сталинград погиб. (Гасит свечу.)

4 ребенок: Дорогая сестренка! Не падай духом, скоро вернусь, до Берлина не далеко. За меня не беспокойся. (Гасит свечу.)

5 ребенок: Не плачь мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Мне было 24. (Гасит свечу.)

6 ребенок: Целую и крепко обнимаю, твоя Даша Они окружили нас. Мне было 22. (Гасит свечу.)

Чтец 1:

Пылает днем и ночью пламя
И озаряет шар земной,
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.

Ведущий 1:

Проклятая война!
Гори она огнем!
Сердца наполнены тоскою и печалью,
Давайте павших помянем
Минутой скорбного молчанья!

В память о погибших прошу всех встать. Склоним головы перед величайшим из всех подвигом, подвигом солдата. Почтим память всех погибших в войне.

(Минута молчания. Звук метронома.)

Ведущий: Солдаты, победившие войну. Их остается все меньше и меньше. И мы с вами никогда не должны забывать этих людей, которые отстояли нашу Родину. Мы должны в память о них сохранить мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны.

Чтец 1:

Слава тебе, победитель – солдат,
Ты прошел через все испытанья
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья.

Чтец 2:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.

(Звучит “Военный марш”. Г.Свиридова. На сцену выходят дети с гвоздиками в руках на фоне вечного огня.)

Имя твое неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал во спасенье России.
Нами твой подвиг, солдат не забыт -
Вечный огонь на могиле горит,
Звезды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный солдат!

Ведущий 2:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.

(Все склоняются в поклоне.)

Ведущий 1: Мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Они навеки в памяти нашего сердца.

Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава!

Приложение 1, Приложение 2

Они сражались рядом со взрослыми

Цель: Воспитание благодарной памяти о простых советских людях, детях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

Задачи:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к юным защитникам Отечества
  • формировать коммуникативные навыки;
  • вызывать желание подражать детям героям,

Предварительная подготовка: Воспитанники заранее готовили выступления о детях – партизанах, какую роль сыграли дети в годы Великой Отечественной войны.

Оформление: Зал оформлен плакатами о войне, доска для мультимедиа.

Предполагаемый результат:

  • сплочение детского коллектива на основе толерантности;
  • создание эмоционально положительной основы для развития
  • патриотических чувств.

Ход мероприятия

Звучит музыка. Входят двое ведущих.

Ведущий 1: 9 Мая народы России, все люди Земли склоняют головы в память о павших и в благодарность участникам Великой Отечественной войны, которые своей жизнью и тяжким ратным трудом обеспечили Великую Победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Ведущий 2: Вечная слава героям! Вечная слава!

Ведущий 1: Слава 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны!

Ведущий 2: Слава ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье.

Ведущий 1: Беда на нашу страну обрушилась 22 июня 1941 года. Полчища вооруженных до зубов иноземцев перешли границу государства, принялись уничтожать людей и превращать славянские земли в пустыню. Началась невиданная по масштабам истребления всего живого война

(Звучит запись песни “Священная война” (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Ведущий 2: Против захватчиков поднялись все народы Советского Союза. Поэтому и назвали войну Великой. Ее назвали Отечественной, потому что это была война во спасение Отечества, ибо речь шла о его жизни и смерти.

Ведущий 1: Любая война-горе. Но эта, в которой не было пощады ни старому, ни молодому, в которой обрывалось прекрасное и счастливое, в которой поставили на грань все человеческое, в которой все живое и творческое сознательно уничтожалось, – такой войны в мире еще не было.

Ведущий 2: До сих пор страшит слово “война” людей, которые пережили первую половину сороковых годов двадцатого столетия. И тех, кто был в окопах, и тех, кто трудился в тылу. Смерть, голод, страх, болезни, жестокость – все обрушилось на людей одновременно.

(Показ мультимедиа.)

Ведущий 1: И только глубокая вера в справедливость, вера в будущее поддерживали жизнь нашего народа. И народ совершил бессмертный подвиг. Победа в Великой Отечественной войне навсегда останется в истории человечества.

Ведущий 2: Вечная память павшим! И вечная слава мужественным ветеранам Великой Отечественной! Их, к сожалению, остается все меньше и меньше. Но, несмотря на годы и старые раны, они бережно хранят боевые и нравственные традиции Отечества, передают новым поколениям, то особое чувство душевного подъема, которым все наши люди были переполнены 9 Мая 1945 года.

Минута молчания

(Звучит траурная мелодия. Все встают.
Ребенок читает стихотворение Б.Аксенова “Вспомним, товарищ, как в годы военные”)

Ученик 1.

Вспомним, товарищ, как в годы военные
Ушли из деревни на фронт мужики.
Остались подростки да женщины бедные,
Старухи убогие да старики.

Трудились упорно с одним утешением,
И верой в Победу так были сильны.
И знали мы твердо: в большое сраженье
Вносим свой вклад в окончанье войны.

Мы землю пахали, косили и сеяли,
Из последних силенок метали стога.
Да, трудно нам было, но все же, мы верили –
Сокрушим, одолеем врага!

Ведущий 1: Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться. Выступление Шинкаревой Л.И. (Когда началась война, ей было 8лет. Воспоминания.)

Выступления детей (сопровождается показом портретов на экране).

Валя Котик

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом ушёл к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Первое боевое задание Валентин с друзьями-сверстниками получил осенью 1941 г.

Ребята залегли в кустах вблизи шоссе. Услышав шум мотора, они замерли.

Было страшно. Но когда машина с фашистскими жандармами поравнялась с ними, Валя Котик приподнялся и швырнул гранату. Начальник полевой жандармерии был убит. В октябре 1943 г. юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада.

Будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и благодаря его действиям партизаны успели приготовиться к бою.

16 февраля 1944 г. в бою за город Изяслав Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны” 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско – молодежная организация “Юные мстители”. И Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

…Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище, ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее… Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Леня Голиков

Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы, которые представляли большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

Немало было ещё боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми.
В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила – гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета – нашлась “добрая душа”, сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…

В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Лёня Голиков.

Нина Куковерова

Каждое лето Нину и ее младших братишку и сестренку мама вывозила из Ленинграда в деревню Нечеперть, где чистый воздух, мягкая трава, где мед и парное молоко… Грохот, взрывы, пламя и дым обрушились на этот тихий край в четырнадцатое лето пионерки Нины Куковеровой. Война! С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Все, что видела вокруг, запоминала, сообщала в отряд. В деревне Горы расположился карательный отряд, все подступы были перекрыты, даже самым опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти Нина. Полтора десятка километров Нина шла заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от ее внимания ничто не укрылось – ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сраженные яростным огнем. Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Но память о дочери России жива. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны 1 степени.

Надя Богданова

Ее дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде “дяди Вани” Дьячкова, ей не было и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, все подмечая, все запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами – партизанами пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз ее схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1945 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву – расстреливать, сил у нее уже не оставалось – упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой… Второй раз ее схватили в конце 43-го. И снова пытки: ее обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мертвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили ее. Выходили ее парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко – ее командир – говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награжденная орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Юрий Жданко

В январе 1942 года один из партизанских отрядов, оперировавших в Понизовском районе Смоленской области, был окружен гитлеровцами. Партизаны ломали голову, как выйти из кольца, но не находили ни “одного шанса из тысячи”. К тому же кончалось продовольствие. И командир отряда запросил по рации помощь у частей Красной армии. В ответ пришла шифровка, в которой сообщалось, что какие либо активные действия советские войска предпринять не смогут, но в отряд такого-то числа будет направлен опытный разведчик.

В условленное время над лесом послышался шум моторов транспортного самолета, и через несколько минут в расположении окруженных, приземлился парашютист. Партизаны, принявшие небесного посланца, были нимало удивлены, когда увидели перед собой… одиннадцатилетнего пацана.

Мальчика звали Юра Жданко. Родом он был из Витебска. Еще в июле 1941 года начался отчет его боевой биографии. Тогда вездесущий пострел и знаток местных окрестностей показал отступающей в обход города советской части брод через Западную Двину. Вернуться домой он уже не смог – пока выступал в роли проводника, в Витебск вошла немецкая бронетехника. Красноармейцы – разведчики, которым было поручено сопроводить мальчика назад, взяли его с собой. Так он стал воспитанником моторазведывательной роты 332-й стрелковой Ивановской дивизии имени Фрунзе. По сути – служил в войсковой разведке.

К операциям Юру поначалу привлекали, но от природы наблюдательный, глазастый и памятливый парнишка быстро уяснил азы фронтовой науки. И его способности оценили…

Его начали посылать за линию фронта, и он, переодевшись в лохмотья, с сумой за плечами, ходил и просил милостыню по деревням, собирая сведения о расположении и численности вражеских гарнизонов. Успел поучаствовать и в диверсии на стратегически важном мосту. За что получил свою первую награду – медаль “За отвагу”. В 1943-м Юра вывел из окружения уже батальон Красной армии. Все разведчики, пытавшиеся отыскать “коридор” для товарищей, погибли. Задание поручили Юре. Одному. И он нашел слабое место во вражеском кольце… Стал кавалером ордена Красной Звезды.

Володя Дубинин

Володя обычно проводил каникулы в Старом Карантине, здесь он со своим двоюродным братом Ваней Гриценко и другими ребятами играл в войну красных партизан против белогвардейцев. Ребята как-то уговорили Ивана Захаровича Гриценко сводить их в каменоломни. И там, глубоко под землей, пробираясь со свечами в руках по таинственным каменным галереям, мальчики увидели выцарапанную на камне звезду и под ней надпись: “Здесь в 1919 году жили и воевали за Советскую власть красные партизаны Старокарантинского отряда Никифор Дубинин и Иван Гриценко”. Словно завороженные, стояли тогда мальчишки перед этой памяткой о боевой молодости их отцов.

А теперь, придя в Старый Карантин, Володя увидел у входа подземной каменоломни автомашины, телеги, нагруженные ящиками, мешками, бочками. Все это спешно сгружали в черные недра каменоломни. Сперва мальчик решил, что под землей устраивают склад, чтобы уберечь продовольствие от наступающих немцев, но потом догадался, что дело тут посерьезнее. Гриценко был посвящен в тайну, но не раскрывал ее Володе. И не сразу ему удалось, что под землей коммунисты организуют партизанский

отряд. Володя бросился к Гриценко, стал упрашивать дядю похлопотать, чтобы его приняли в отряд.

Володю приняли в отряд. Бои приближались, немцы были уже на пороге города.

6 ноября 1941 года, в канун Октябрьского праздника, партизаны услышали по радио голос Москвы. Каждый запомнил услышанные слова, как наказ Родины и партии: “Истребить всех до единого немецких оккупантов, пробравшихся на нашу Родину для ее порабощения”.

Пятьдесят дней и ночей провел партизанский отряд под землей. Пятьдесят дней и пятьдесят ночей пробыл с партизанами в подземной крепости Володя Дубинин. Узнав, что в каменоломнях скрываются партизаны, немцы всеми способами старались уничтожить маленький отряд. Партизаны отразили все попытки фашистов пробиться в каменоломни, уничтожили полтораста гитлеровцев. Немцы бросали в каменоломни бомбы, пытались отравить партизан удушливыми газами, замуровать их заживо: все входы, все щели были залиты бетоном и заминированы снаружи. Но партизаны не сдавались. Они ушли на глубину до 60метров. Отделенные толщей камня от всего живого, от света, от наземного воздуха, теряя счет дням и ночам, партизаны жили по точному трудовому графику, подчиняясь правилам боевой дисциплины. В свободные часы проводили военные и политические занятия, читали вслух книги, взятые с собой под землю.

Люди соскучились по звездам. Иногда ночью молодые партизаны подползали к открытому стволу шахты и тихонько любовались снизу крохотным клочком звездного неба, которое синело там, наверху. Но черная фигура немецкого часового заслоняла звезды, и при малейшей неосторожности сверху начинали сыпаться фашистские гранаты.

Немцы оцепили всю местность, обнесли ее колючей проволокой, заминировали все подступы. По приказу немецкого командования ни одна живая душа не смела появляться в этом районе. Но юный разведчик Володя Дубинин, два его товарища ухитрялись пробираться на поверхность через потайные щели. Обнаружив и эти щели, немцы их замуровали. Осталась одна щель, совсем маленькая. Через нее мог пробраться наверх только Володя. Он один ходил в разведку, доставляя партизанам ценные сведения.

Однажды во время разведки Володя обнаружил тяжело раненного советского моряка и помог перенести его в каменоломни. Однажды он узнал о коварном плане гитлеровцев, собиравшихся затопить каменоломни морской водой. Он успел предупредить подземных партизан о страшной, гибельной опасности. Партизаны бросились спешно возводить плотины в галереях. Был объявлен подземный оврал. За двое суток все коридоры были наглухо заделаны камнем и замазаны цементом. Опасность миновала, своим спасением партизаны обязаны сметливости и бесстрашию Володи. Он подвергался смертельной опасности. Когда красноармейцы и матросы освободили партизан, их насчитывалось более девяносто человек.

После освобождения Керчи Советское правительство наградило юного разведчика пионера Володю Дубинина орденом Красного Знамени.

4 января 1942 года Володя добровольно вызвался помочь саперам, взявшимся за расчистку заминированных фашистами подступов к каменоломням. Здесь бесстрашного мальчика настигла смерть. Вместе с одним из саперов он подорвался на мине.

Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.

Ведущий 2: Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты.

Ведущий читает “Реквием” Р. Рождественского.

Ведущий 1:

Люди!
Покуда сердца
                стучатся, –
                        помните!
Какою
        ценой
                завоевано счастье,
                                        пожалуйста,
                                                        помните!
Песню свою
                отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
                    не споет, –
Помните!

Встречайте
            трепетную весну,
                                    люди Земли.
Убейте
        войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите
                    через года
                                и жизнью
                                        наполните!..
Но о тех,
            кто уже не придет
                                    никогда,
                                            – заклинаю,
– Помните!

Приложение 3, Приложение 4,
Приложение 5