Интегрированный урок (окружающий мир + литературное чтение) в 3-м классе (программа "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Систематизировать знания учащихся о взаимосвязях и природе.
  2. Расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
  3. Познакомить детей с заповедниками России и животными, находящимися под охраной.
  4. Развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, обобщать.
  5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  1. Учебник “Окружающий мир” (автор А.А.Плешаков).
  2. Использование ИКТ.
  3. Презентация.
  4. Тесты.
  5. Раздоточный игровой материал (фигурки животных, растений, сказочные герои).
  6. Сигнальные карточки.
  7. Красная Книга Ставропольского края.

Ход урока

1. Организацинный момент.

Здравствуй, небо,
Здравствуй, солнце,
Здравствуйте, друзья!
Я люблю себя,
Я люблю своих родителей
Я люблю всё, что меня окружает!

2. Актуализация ранее пройденного.

(Слайд 1).

Есть просто храм
Есть храм науки
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Входи сюда
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её!

– Сегодня мы продолжим экскурсию по храму природы. но прежде чем отправиться в путешествие, вспомним что мы уже изучили на предыдущих уроках. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд..

(Слайд 2).

(Ответ ученика отмечаем сигнальной карточкой “да”, “нет”, если ответ верный, кладём в корзину съедобный гриб.)

3). Растения, нужные для сохранения здоровья человека и животных. (Лекарственные.)
4). Человек, выращивающий и ухаживающий за растениями в саду. (Садовник.)
5). Редкое растение встречающееся только в водоёмах с чистой водой. (Кувшинка.)
6). Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Крапива.)
1). Вот звоночки, синий цвет, с языком, а звонит. (Колокольчик.)
2). Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши.)
3). Человек, охраняющий лес и ухаживающий за ним. (Лесник.)
5). Самая тревожная книга о растениях и животных. (Красная.)

3. Сообщение темы, цели урока.

(Слайд 3).

– Кого вы видите на экране, перечислите их?
– Как назвать их одним словом?
– Учёные – зоологи выделяют несколько групп животных, в каждой из которых много видов.

(Слайд 4).

Я даю краткую характеристику группе животных, а вы заполняете цифрой “код” на зелёных карточках:

4 – беспозвоночные животные, у которых три пары, то есть шесть ног;

1 – животные –водные жители, тело которых покрыто мокрой чешуёй;

2 – животные, тело которых покрыто голой нежной кожей, живут на суше, но не могут без воды;

5 – животные, тело которых покрыто перьями;

3 – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем;

6 – животные, тело которых покрыто шерстью;

– А теперь проверим, правильно ли вы определили группы животных. Если правильно, в корзину положите гриб.

(Слайд 5).

– Молодцы! Хорошо справились с заданием.

О животных, об их охране мы будем сегодня говорить на уроке.

4. Знакомство с новым материалом.

– Как вы думаете, на какие две группы можно разделить животных?
– На какие группы можно разделить животных по признаку питания?

(Слайд 6).

– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания. Приведите примеры цепей питания.

– Цепи питания могут быть не такими простыми, в них может быть и большее число звеньев. Звенья цепи тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Они сохраняют природное равновесие. Но иногда какое-либо звено исчезает. Это может быть и растение, и животное. В чём причина исчезновения многих видов животных? (Вырубка лесов, уничтожение растений, которыми они питаются, загрязнение воды, охота, хозяйственная деятельность человека.)

– Поэтому нарушается экологическое равновесие. Животные играют огромную роль в природе. Но люди, порой жестоко истребляют их ради меха, перьев или мяса, а иногда и просто ради развлечения, из-за хозяйственной деятельности человека, неуёмной охоты одни животные навсегда исчезли, другие стали редкими и занесены в Красную книгу.

(Слайд 7).

– Почему она так называется? (Красный цвет – сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных.)

– Начиная с 1600г. на нашей планете вымерло150 видов животных., Причём больше половины из них за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. К началу20 века наступило время принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Тогда же была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Учёные решили назвать этот список КРАСНОЙ КНИГОЙ.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Есть и Красная книга Ставропольского края.

В неё занесены исчезнувшие или исчезающие виды растений и животных.

(Слайд 8).

Список этих животных или растений можно продолжать долго. Над этими надо человеку задуматься.

Мы речь свою ведем о том
Что вся земля наш общий дом
Наш общий дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь
Что мы наш дом должны беречь!
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля!

– Каждый человек может помочь сберечь животных и растения, которые ещё существуют на нашей планете. Для этого надо чувствовать себя частицей природы и не вредить ничему и некому в своём доме. Ведь природа и наш с вами дом.

– В чём заключается природоохранная деятельность человека? (Организация питомников, заказников, заповедников.)

(Слайд 9).

– В нашей стране принят Закон “Об охране и использовании животного мира”. Под особой охраной животные находятся в заповедниках.

(Слайд 10).

Перед нами карта нашей страны. На ней обозначены крупнейшие заповедники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Сообщения детей.)

Тебердинский заповедник – один из самых живописных уголков нашей страны. Расположен он на самом юге России, в Карачаево-Черкессии, высокие, покрытые лесами горы, белоснежные вершины, бурлящие реки, высокогорные озёра, пышная растительность, богатый мир животных создают неповторимость этой территории. В нём произрастает более 1200 видов растений, в том числе 186 эндемиков(редкие растения, произрастающие только на одной определённой территории)

В заповеднике обитают: Кавказский тур, горностай, каменная куница, выдра, кавказский тетерев, кавказский улар (горная индейка), беркут, бородач, гриф.

Астраханский заповедник создан в 1919году. В нём обитают пеликаны и цапли. Примерно сто лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. За шляпки с птичьими перьями платили огромные деньги.

Особенно ценились перья белых цапель. За несколько лет цапель почти не полностью истребили. Птиц удалось спасти только благодаря полному запрету охоты на них.

Байкал и его окрестности – уникальнейший уголок природы, таких удивительных мест на нашей планете нигде больше нет. Байкал самое древнее озеро на земле. Здесь содержится пятая часть всех мировых запасов пресной воды.

В конце 1996 года охраняемая территория “Бассейн озера Байкал” включена в список Великого Природного Наследия. Климат в окрестностях Байкала особенный. Здесь обитают более полутора тысяч видов животных и растений, для которых Байкал – единственное место обитания на Земле. Где ещё можно встретить голомянку, омуля, байкальского осетра, байкальскую нерпу.

Деятельность человека привела к резкому ухудшению качества воды в озере. Дальнейшее загрязнение Байкала приведёт к тому, что уникальная экосистема потеряет способность к самовосстановлению и превратится в пруд, за которым надо будет постоянно следить человеку.

– Зубр, бобр, белая цапля и многие другие звери и птицы могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти.

Но беречь нужно не только редких животных, но и тех которых ещё много, которые пока ещё не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.

Давайте вспомним правила поведения в природе.

(Слайд 11).

Что обозначает каждый знак? Код запишем на красной карточке.

Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки!
Ветки дуба не ломай!
Никогда не забывай!
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Ты пришёл не убивать,
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

– Проверим код этого задания.

(Слайд 12).

5. Подведение итогов.

– Подведём итог нашего путешествия. Прочитаем выводы данные в учебнике (стр. 116 учебника).

– В нашей стране принят “Закон об охране и использовании животного мира”– и мы все должны соблюдать его, беречь великий и беззащитный храм природы.

(Слайд 13).

– Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

6. Рефлексия.

– Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке, давайте отметим , понравился вам урок или нет? Выберите себе ту картинку, которая отражает ваше настроение после нашего урока.

(Выставление оценок.)

7. Итог урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок, поэтому домашнее задание тоже необычное. Вам нужно заполнить карточки: “Проверь себя”.

Приложение 1.