Восстание под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775). 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Пояснительная записка

Данный урок дает возможность осмыслить проблемы причин и последствий народных бунтов, поразмышлять о лидерах народных восстаний и их роли в историческом процессе, о народе как творце истории и разрушителе устоев государства.

Форма урока:

1. Интерактивный урок:

  • Групповая работа.
  • Урок-поиск: группы учащихся, получив проблемные задания, стремились разрешить общую проблему.

2. Урок с использованием элементов компьютерных технологий (компьютерной презентации)

  • для оживления исторической карты,
  • для создания зрительных образов,
  • для активизации зрительной памяти,
  • для ассоциативного восприятия исторических событий.

Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, доска, столы в классе сдвинуты, чтобы создать условия для работы 4-х ученических групп (дети разделяются на группы по желанию, но при условии наличии в группе сильных 1-2 учащихся, интересующихся предметом).

Материалы к уроку:

  1. Компьютерная презентация, созданная средствами Power Point (Презентация.ppt).
  2. Портреты Е.И. Пугачева (4-5 разных изображений), портрет Екатерины II, портрет А.В. Суворова, плакаты с высказываниями Екатерины II и современников о Пугачевском бунте (если позволяет место на доске) – Приложение 2.
  3. Пакеты документов для работы групп (Приложение 3).
  4. Карта “Российская империя во второй половине XVIII века”.
  5. Атласы “История Отечества с древнейших времен до конца XVIII века”.

Цели урока:

  1. Дать характеристику восстания под предводительством Е.И. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий. Охарактеризовать лидера народного восстания Е.И. Пугачёва.
  2. Продолжить формирование умений строить монологическое высказывание, анализировать исторические документы, обобщать и делать выводы, читать историческую карту, находить связь между прошлым и настоящим, альтернативы в истории.
  3. Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, к многонациональному российскому народу, к народным вождям, способным на самопожертвование ради счастья обездоленных.

Задачи урока:

  1. Актуализация знаний и умений учащихся по теме “Народные восстания”
  2. Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, строить высказывание, выступать перед аудиторией.
  3. Продолжение формирования чувства любви к Родине, уважения к её прошлому.
  4. Отработка навыков работы с историческими источниками, исторической картой, диаграммами, историческими картинами.
  5. Формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников.

Этапы урока

1. Повторение домашнего задания с целью приближения учащихся к теме урока и изучаемой эпохе, создания эмоционального настроя

2. Вычленение проблемы урока, получение групповых заданий и работа над проблемой в группах – один из вариантов интерактивной формы работы на уроке: обучение через совместную деятельность, передача опыта на уровне ученик – ученик и учитель – ученик.

Проблема – могло ли восстание под предводительством Е.И. Пугачева закончиться победой восставших?

3. Отчет о работе каждой группы с привлечением представителей соседних групп для активизации мыслительной деятельности учащихся, исключения равнодушных к проблеме, создания ситуации успеха и достижения целей урока. На этом этапе урока учитель максимально использует компьютер, помогая выступающим и акцентируя внимание на наиболее значимых проблемах.

4. Вывод и обобщение по поставленной проблеме для решения одной из обучающих задач – формирования умения обобщать и делать выводы.

Учащиеся делают вывод – могло ли восстание под предводительством Е.И. Пугачева закончиться победой восставших?

5. Создание дополнительной проблемной ситуации для активизации мыслительной деятельности учащихся одновременно всех групп, решающих одну проблему, для подведения итогов дискуссии и осмысления темы.

6. Рефлексия успешности урока и деятельности учащихся на уроке в целях осмысления учащимися и учителем ценности урока и сделанных на нём выводов, открытий и подведения итогов работы каждого на уроке.

Ход урока (Приложение 1)

Литература к уроку:

  1. “История России и её ближайших соседей”. – Энциклопедия для детей “Аванта +”, ООО “Кордис & Медиа”, ЗАО “Новый Диск” (CD – диск)
  2. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век/ Рос. нац. б-ка.– М.: Изд-во “Кн. палата”, 1996.
  3. Пушкин А.С. История Пугачевского бунта. – М., Просвещение, 1989.
  4. Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М,
  5. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова.– 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1989.
  6. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до Великих реформ / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1997.
  7. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для VIII класса средних учебных заведений. – М.: МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 1995.