Методика написания сжатого изложения

Разделы: Русский язык


Изложениепересказ текста (полный или сжатый).
Ученик не может вносить свои дополнения в исходный текст.
Основная задача сжатого изложения – передать смысл текста, не нарушая логики, исключить второстепенную информацию (описательные элементы, детали) или сформулировать кратко (обобщить), заменить сложные конструкции предложений более простыми (упростить).

Работа над изложением в черновике

Задание 1.

Во время слушания текста выполняйте следующие задания:

  • определите число микротем по количеству длительных пауз диктора и обозначьте их цифрами (между цифрами оставьте 5–6 строчек),
  • запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы рядом с цифрами.

Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.

Слушание текста
Осмысление текста

Задание 2.

Определите тему текста (о чем данный текст?), тип речи.
Сформулируйте и запишите основную мысль текста (что хотел сказать автор?).
Запишите тему каждого абзаца, используя ключевые слова как опорный материал.

Способы определения темы:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев;
  • по заглавию текста.

Во время повторного слушания текста выполните следующие задания:

  • дополните абзац необходимой информацией;
  • определите основную мысль каждой микротемы (что говорится о предмете высказывания в каждом абзаце?).

Слушание текста

Задание 3.

Преобразуйте записи в текст, не нарушая логики изложения.
Уберите нумерацию.

Редактирование текста

Отредактируйте текст, ответив на вопросы:

  • Сохранена ли последовательность мыслей изложения?
  • Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?
  • Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?

Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):

– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– видовременная соотнесенность глагольных форм;
– антонимы;
– союзы;
– частицы;
– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними;
– структурная соотнесенность предложений;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте).

Прочитайте текст. Читая, устраняйте речевые и грамматические ошибки.

Речевые ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Нарушение лексической сочетаемости. Увеличение уровня благосостояния… (повышение).

Употребление лишнего слова (плеоназм). Прилетели пернатые птицы (птицы или пернатые).

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В рассказе “Муму” рассказывается...

Повторы. Чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять большое внимание учению.

Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Смешение лексики разных исторически эпох. В сочинении по картине Васнецова: “На богатырях кольчуги, брюки, варежки” и др.

Грамматические ошибки

Неправильный выбор падежного окончания. Нет время, с повидлой.

Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

Несочетаемость форм управления. Оплатить за проезд (оплатить что?)

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Это произведение более худшее.

Ошибочное образование форм местоимений. Ихний ребенок, около его.

Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов. Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни, отмечал только что зарождающиеся в ней явления.

Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам.

Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Передо мной лежала отредактированная рукопись редактором.

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Выставка-просмотр открыт ежедневно.

Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.

Нельзя ставить общее слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. Трест организовал и руководит предприятиями (организовал что? руководит чем?)

Нарушение границ предложения. Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю.

Нельзя употреблять придаточное предложение без главного. Если сдадим экзамен.

Неправомерное соединение близких по значению подчинительных союзов. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

Пропуск необходимых слов. Ученик кое-как сделал уроки и побежал в волейбол.

Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте орфографию.
Прочитайте текст 3-й раз.
Проверьте правильность постановки знаков препинания.
Перепишите текст в тетрадь.

Приложение 1. Презентация “Сжатое изложение…”.

Вариант текста для изложения

Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

Природа - это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.

Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. Так просто! А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется - у них тоже не так просто капли сливаются.

И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.

В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.

Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.

Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только человек.

История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. (М.М.Пришвин)