Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"

Разделы: История и обществознание, Музыка


Цель: Формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося через интеграцию гуманитарных предметов и предметов искусств.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф. Шопена.
  • Проанализировать исторические события, повлиявшие на творчество композитора.

Развивающие:

  • Формирование правильного подхода к пониманию классической музыки.
  • Развитие слушательской культуры учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание внутрнней отзывчивости на музыку.
  • Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма, чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока особенная “Шапки долой, господа, перед вами гений…” Для того чтобы познакомиться с таинственным Гением и снять перед ним шапку, нам нужно совершить перемещение во времени в эпоху Романтизма. Что же означает эпоха Романтизма?

Музыка периода романтизма – период истории музыки, начинающийся приблизительно в первой трети XIX века и вплоть до начала века ХХ. Принято считать, что началу становления романтизма в музыке положил Людвиг ван Бетховен. Этот период, перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом – сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.

Музыка этой эпохи характеризуется лиричностью, в произведениях слышны голоса героев, переживающих судьбу. Но не только изменилось содержание. Изменилось и понимание музыки, а также строение, чему во многом способствовал ещё Бетховен, внёсший огромный вклад в развитие музыки, и становления романтизма.

Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.

И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.

Потом, что предполагает….

А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом. Итак, начинаем перемещение.

Учитель:… В дверях она (мать Шопена) остановилась, поражённая необычайным зрелищем. Подложив на стул для удобства фалианты нот, Фридерик играл! Играл, хоть никто не учил его и не знаком с клавиатурой.

На следующий день, сразу после завтрака, в дом пришёл человек с большим фиолетовым носом, одетый в ярко-зелёный сюртук и весь пропитанный табаком. Это был Войцех Живный, учитель музыки.

Усадив Фридриха за фортепиано, Живный вынул из кармана табакерку с изображением филина, засунул в свои ноздри гораздо больше табаку, чем они могли вместить, и без всяких предисловий потребовал:

– Ну, играй!
– А что играть?
– То, что умеешь!
– Но я не умею!
– Этого не может быть!

Фридерик подумал и сыграл песенку “Две Марыси”. После короткого прослушивания, началось обучение у Живного. Быстрота, с которой Фридерик усваивал материал, пугала Живного. С семи лет Шопен занимается композицией и первое его сочинение – полонез.

Родители были ошеломлены. Не успели они опомниться, как увидели, что их сын уже не принадлежит им: маленьким музыкантом завладели варшавские богачи. Фридерик очень часто играл в салонах.

Когда Фридерику исполнилось 14 лет, Живный сказал ему:

– Дорогой пан! Знаете ли вы, что я открыл? Теперь уже не я вас обучаю, а вы меня. Но я уже чему надо выучился, а вам следует продолжать обучение. Теперь будишь заниматься композицией. Стало быть, простимся, сохранив дружбу. Поцелуй меня и скажи спасибо! Он передал Фридерика с рук на руки Юзефу Эльснеру, первому среди польских музыкантов. К пятнадцати годам, ещё учеником лицея, Шопен уже был, бесспорно, лучшим пианистом в Варшаве. Во время обучения, Шопен встретил свою прекрасную “музу-вдохновительницу” Констанцию Гладковскую (Слайд 4).

Именно ей он посвящал свои последующие сочинения и среди них Ноктюрн Es-dur, op.9 № 2 (слушание.)

Учитель: Скажите, удалось ли Шопену передать своё состояние и чувства, переполнявшие его к Констанции?
Ученики: Да!

После четырёх лет обучения, Эльснер вынес вердикт:

– Тебе пора выйти в большой мир. Варшава всё-таки провинция! Хоть здесь и любят музыку, а имени себе не создашь! Настоящая известность приобретается в Париже, в Риме, в крайнем случае, в Вене. Сначала ты поедешь в Вену, а там посмотрим!

В августе 1829 года Шопен с выдающимся успехом дважды публично выступал в Вене (Слайд 6–7). Игра Шопена покорила Вену. На одном из концертов Р.Шуман, восхищённый игрой Шопена сказал: “Шапки долой, господа, перед вами гений…” В том концерте звучала Прелюдия № 7 (Слушание).

Варшава после Вены показалась Шопену неуютной, неприбранной и какой-то чужой (Слайд 8). В ноябре 1830 года Шопен снова возвращается в Вену.

– И зачем вы явились сюда в это проклятое время? – сказал Черни. – Классическая музыка в упадке. Венцы желают только танцевать, да ещё говорят, что надвигается холера.

Поздно вечером, в день прибытия, Шопен и его друг Тит Войцеховский, пошли на маскарад, и зашли в ресторан. Вдруг они заметили какое-то волнение среди обедающих, и услышали восклицание:

– А ведь поляки – то взбунтовались! Подумайте-ка, поднялись!

Уже на улице от мальчика, разносчика газет, они узнают, что восстание началось четыре дня назад, 29 ноября. В отчаянии Фридерик отправился в посольство, но там его не приняли. С тех пор для него началась мука. Он был заперт в Вене, как мышь в мышеловке. О возвращении в Польшу не могло быть и речи. И в другой город не возможно было выехать без нового паспорта. К этому присоединилась мучительная тревога за близких. Ему рисовались ужасные картины – разрушенный дом, издевательство над стариками и нищета (Слайд 10).

“… Нельзя описать моё горе, я насилу его переношу!” – говорил Фридерик. Он подбежал к фортепиано. С яростью набросился на инструмент. Мелодия была найдена! Из чистой стихии, из пламени возник до-минорный этюд, получивший название “Революционный” (слушание), в котором каждый звук был предельно красноречив. То было признание сердца и одновременно сжатая летопись героического народного восстания.

Учитель: Считаете ли вы историю двигателем культурной жизни?
Ученики: Конечно!

К счастью, Фридерику удаётся покинуть Вену и переехать в Париж (Слайд 11). Столица Франции являлась в то время крупнейшим центром европейской художественной и музыкальной культуры. Но Шопен, впервые публично выступив в феврале 1832 года, поразил избалованную парижскую публику сочетанием превосходного пианистического мастерства с ярко индивидуальной поэтической вдохновенностью. В первой половине 1830-х годов он много сочиняет (мазурки, полонезы, этюды, ноктюрны, вальсы, прелюдии). Одним из замечательных произведений того времени считается Полонез 3 (Слушание).

Не смотря на успех, главным источником средств существования для Шопена стали частные уроки фортепианной игры. Это отнимало много времени и физических сил. Тоска по Родине по-прежнему не покидает Шопена.

Из письма Шопена: “ Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. Мазурка, соч. 7 № 1 (слушание)

В 1838 году спутницей жизни Шопена на девять лет стала известная французская писательница Аврора Дюдеван, взявшая себе мужской псевдоним “Жорж Санд” (к этому времени роман с Констанцией Гладковской был завершён, она вышла замуж за графа Грабовского).

Слайд 12–14. Проводя летние месяцы, свободные от педагогической работы, в её имении Ноан, Шопен усиленно сочиняет. Сочинения этого периода несут в себе образ его возлюбленной Авроры. Примером тому служит

“Вальс” до-диез минор (слушание).

В эти годы он создал особенно много крупных произведений: 3 баллады и три скерцо (2–4), 2 сонаты (2–3), Фантазию фа-минор, Полонез-фантазию, Сонату для виолончели и фортепиано.

У Шопена рано начал развиваться туберкулёз – болезнь, не излечимая в те времена. Очень подорвали его силы тяжёлые события – смерть друга, отца и разрыв с Жорж Санд. После этого, больной и одинокий, он уже перестал сочинять.

Приняв предложение своих друзей, вторую половину 1848 года он провёл в Англии и Шотландии (Слайд 15). Концерты его проходили с триумфом, он выступал и давал уроки. Но климат Англии оказался вредным для Шопена. Обострение болезни заставило вернуться Шопена в Париж. Последние своё сочинение – Мазурку фа минор Шопен уже не смог сыграть сам – только записал её на бумаге.

17 октября 1849 года Шопена не стало. По завещанию Шопена, друзья отвезли сосуд с его сердцем в Варшаву, где эта реликвия бережно хранится в костёле Святого Креста (Слайд 16).

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
                                                        (Виктор Боков)

Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с жизнью и творчеством знаменитого польского композитора Ф. Шопена. Для вас прозвучало много новой музыки. Изложите в небольшом Эссе, какое из них в наибольшей степени воспроизвело на вас впечатление и почему?

– Спасибо за внимание. До новых встреч!

Приложение 1