Тема урока "Жуковский – создатель романтической поэмы" (9-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели: расширить представление учащихся о поэте; углубить в сознании учащихся понятие о романтизме в балладе; показать самобытность русского народного фольклора.

Метод: чтение докладов, фронтальный опрос, выразительное чтение, чтение отрывков наизусть, ответы на вопросы.

Оборудование: портреты поэта, иллюстрации рисунков к поэме, выполненные учащимися.

Эпиграф:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
 А.С. Пушкин

Ход урока.

 На доске записана тема урока, висят портреты В.А. Жуковского. Посередине доски – эпиграф.

1. Вступительное слово учителя.
Звучит песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий».

2. Фронтальный опрос.
Что такое романтизм? Что представляет собой романтизм в Европе и кто был его представителем?
В чем заключались романтические идеи и романтические художественные принципы, нашедшие выражение в литературе?
Что можно сказать о российском романтизме?

3. Доклады учащихся:
1). Биография В.А. Жуковского.
2). Характеристика творчества поэта.
3). Работа над балладой «Светлана».

4. Работа с текстом. Выразительное чтение и чтение наизусть.
Сравнительный анализ сна «Светланы» и сна пушкинской Татьяны из пятой главы «Евгения Онегина».
Вопросы и задания учителя:
1). Как освещена Жуковским сторона русского народного быта?
2). Рассказать о способах гадания.
3). Как поэт описывает чувства гадающей девушки?
4). Какова позиция автора по отношению к изображаемому?

5. Заключительное слово учителя.
Мироощущение, свойственное романтизму Жуковского, явилось сказочным отсветом его человеческих настроений. Тональность, атмосфера эмоции – главное в его балладах. «Светлана» указала один из путей для разработки русской народной темы в дальнейшем.

6. Выводы и обобщения.
Приметы русского национального колорита суммированы Жуковским. Он первый дал как бы обязательный набор этих примет: зима, снег, сани, колокольчик, гаданье, избушка. Затем в финале – опять снег, зимняя дорога, колокольчик, наконец, намек на «русскую свадьбу».

Домашнее задание: выберите отрывок для выразительного чтения, аргументируйте свой выбор, подготовьтесь к выразительному чтению.