Урок развития речи с элементами риторики в 7-м классе «Информационные газетные жанры, интервью»

Разделы: Литература


Цели урока: расширить знания учащихся о газетных информационных жанрах; научить использовать жанр интервью при коммуникативном общении и на письме.

Оборудование: ученические стенгазеты, памятка “Как работать над сочинением в жанре интервью”, учебники “Литература-хрестоматия. 7 класс”; “Русская речь.7 класс”; диски с музыкой.

Ход урока

Разминка.

Дыхательная гимнастика.

Речевая гимнастика: ри-рэ-ра, ро-ру-ры, ир-эр-ар-, ор-ур-ыр, трри-тррэ-трра, трро-трру-трры, дрри-дррэ-дрру.

Здание реконструировали, проходы забаррикадировали, жителей эвакуировали, время зафиксировали, результаты запротоколировали – все запланировали и запрограммировали.

II. Повторение.

Прочитайте тему урока.

  • Как вы понимаете тему?
  • Что значит информация?
  • Что такое газетная информация?
  • Какие информационные жанры вы знаете? (хроника, заметка, репортаж, интервью).
  • Что такое интервью? (жанр публицистики, беседа журналистов с одним или несколькими лицами по каким-либо вопросам).
  • Где можно встретиться с жанром интервью? (в газетах, телевидении, радио, в книгах , у нас на стенде).
  • Расскажите о типовой композиции интервью. (Вступление – журналист представляет слушателям своего собеседника.

Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого он берет интервью.

Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Ролевое чтение интервью. (“Час мужества”., с.249, учебник “Литература – хрестоматия. 7 класс”. Выборочно: с. 249-250, 254-255).

2. Беседа по содержанию интервью.

- Какова тема текста?

- Почему мы сейчас обращаемся к этой теме?

- О чем говорится во вступлении? (Никогда не забывать об уроках войны, о тех, кто погиб, защищая Родину).

- О чем повествуется в основной части? (О поэтах военной поры…)

- Что говорит Ю.Г. Разумовский в заключении? (Стихи о войне – это школа мужества. Война – это колоссальное испытание силы духа, нравственности. А поэзия несет в себе нравственное начало.)

(Звучит музыка И.Штрауса “Венский вальс”.)

3. Инсценировка интервью.

Отвечает ли данное интервью всем требованиям, о которых мы говорили?

КАТЯ. В прошлое воскресенье в театре оперы и балета состоялся юбилейный концерт танцевального коллектива “Джой”, в котором участвовала известная спортивная пара нашей школы Маша Ефремова и Станислав Гулин. У нас в гостях Ефремова Мария.

Маша, ты занимаешься в студии бального танца “Джой”. Расскажи, что дают тебе эти занятия?

МАША. Благодаря занятиям танцами я чувствую себя более уверенной и организованной. Танцы вырабатывают физическую выносливость, ведь недаром они включены в разряд Олимпийских игр.

КАТЯ. С какого возраста ты начала заниматься танцами? Кто был твоим первым партнером?

МАША. Я пошла в школу с семи лет и одновременно стала заниматься танцами. Это особый вид спорта. В танце должны обязательно участвовать мальчик и девочка. Все эти годы моим партнером был Гулин Слава. Он учится со мной в одном классе.

КАТЯ. Маша, твои самые сокровенные мечты и немного о планах на будущее.

МАША. Мое самое заветное желание – танцевать когда-нибудь на Международном конкурсе. Ну а сейчас мы готовимся к поездке в Москву по приглашению танцевальной группы “Тодес” под управлением Аллы Духовой.

КАТЯ. Легкого вам паркета.

МАША. Большое спасибо.

4. Чтение и обсуждение ученических работ.

- Ребята, понравилось ли вам интервью и почему?

5. Ознакомление учащихся с памяткой “Как работать над сочинением в жанре интервью”.

1. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.

2. Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность.

3. Проведите беседу; запишите ее основное содержание.

4. Прочитайте записи; определите основную мысль интервью; озаглавьте его.

5. Напишите вступление и заключительную часть.

6. Проверьте черновик. Обратите внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова будущее, благодарю, до свидания.

7. Аккуратно перепишите сочинение. Главное внимание, ребята, обращать на тематическое единство интервью и последовательность вопросов. В этом вам поможет памятка. Прочитайте ее (она есть в учебниках “Русская речь”. 5 – 7 класс).

IV. Обобщение урока.

Сегодня на уроке ребята читали свое интервью. Это их первые опыты, первые сочинения в жанре интервью. Некоторые были удачные, другие пришлось подредактировать.

На уроке русского языка мы продолжим работу в этом жанре.