Урок литературы в 5-м классе с применением ИКТ "Сказочный мир Х.-К. Андерсена"

Разделы: Литература


Цель и задачи урока:

  • привлечь внимание детей к многообразию сюжетов сказок Х.-К. Андерсена;
  • способствовать развитию интереса к творчеству сказочника;
  • способствовать формированию у школьников мотивации к учению, развитию умения внимательно читать литературное произведение;
  • выявить творческий потенциал обучающихся;
  • развивать умение работать в паре.

Оформление и оборудование:

  • портрет Х.-К. Андерсена;
  • рисунки детей к любимым сказкам Х.-К. Андерсена;
  • СД-диск “Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях”. ООО “Глобус” , М.: 2008;
  • мультимедиа проектор.

Содержание урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Викторина.

Викторина проводится в форме , напоминающей телевизионную игру “Звёздный час”, участвуют в ней 8 пар - 8 игроков и их помощники. У каждого из них сигнальные карточки с номерами от 1 до 10. Помощники сидят позади игрового поля и также отвечают на вопросы. Если ответы у пары правильные и совпадают, участник получает звезду и делает шаг вперёд.

Вопросы и названия сказок Х.-К. Андерсена 1 и 2 туров викторины (см. на СД-диске “Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях” ООО “Глобус”, М.: 2008 в разделе “Викторины”) проецируются на экран. Ведущий озвучивает вопросы по указанным сказкам, участники поднимают сигнальные карточки с номерами ответов. Учитель и его помощники фиксируют результаты. После каждого тура выбывает та пара, у которой меньше баллов, звёзд.

 1 тур

    Таблица ответов на экране или на доске.

    №1
    Крота

    №2
    Дюймовочки

    №3
    25 оловянных солдатиков

    №4
    Тени

    №5
    Танцовщицы

    №6
    Русалочки

    №7
    Козлонога

    №8
    Снежной королевы

    №9
    Принцессы

    Ведущий задаёт вопрос: “Чей это портрет?”

А) - У неё только две ножки! – говорили одни.

- У неё даже нет щупалец! - говорили другие.

- Какая она слабенькая, тоненькая, - говорили третьи.

- Очень на человека похожа, и к тому же некрасивая, - решили наконец все жуки…

Б) Все сыновья одной матери…и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружьё на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят!..

Г) Чёрная пара из тонкого сукна, лакированные ботинки, цилиндр, который мог складываться, так что оставались только донышко да поля…брелоки, золотая цепь на шее и бриллиантовые перстни…

Д) Шубу он носил очень нарядную – из тёмного бархата…он был учёный и очень богатый, а дом его был чуть ли не в двадцать раз больше, чем у мыши. Но он терпеть не мог солнца и ругал все цветы…

Е) Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка, почти такая же большая, как голова её владелицы, и такая же красивая…

Ж) Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как, впрочем, и у остальных, ног не было…

З) На него нельзя было глядеть без смеха, да и сам он ухмылялся от уха до уха…У него были козлиные ноги, маленькие рожки на лбу и длинная борода…

И) Вода стекала с её волос и платья, стекала прямо в носки башмков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса…

К) Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина…и шуба, и шапка на ней были из снега.

2 тур

    Таблица ответов на экране или на доске.

    №1
    “Огниво”

    №2
    “Дюймовочка”

    №3
    “Стойкий оловянный солдатик”

    №4
    “Соловей”

    №5
    “Дикие лебеди”

    №6
    “Волшебный холм”

    №7
    Снежная королева

    №8
    “Гадкий утёнок”

    Ведущий задаёт вопрос: “Из какой сказки этот отрывок?”

А) - Девочка,- сказал первый министр,- я назначу тебя шестой придворной судомойкой и даже позволю посмотреть, как обедает сам император, если ты покажешь нам, где живёт соловей. Он приглашён сегодня вечером ко двору.

Б) - Ай!- вскрикнула она вдруг: её укусила за ухо её собственная дочка, которая сидела у неё за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо.

В) А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утёнку, поглядел на него и сердито залопотал.

Г)…она пошла домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок. Только она его полила, зёрнышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он ещё не распустился.

Д) Хорош был город, а на самый хороший постоялый двор явился солдат, спросил лучшие комнаты и свою любимую еду – ведь он теперь богатый, вон сколько у него денег!

Е) Одиннадцать братьев-принцев ходили в школу со звёздами на груди и саблями у ноги. Писали они на золотых досках алмазными грифелями и наизусть умели читать не хуже, чем по книжке. А их сестрица Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было отдано полкоролевства.

Ж) В эту минуту из-под моста выскочила большая водяная крыса.

- Ты кто такой? - закричала она. - А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!

З) - Кого приглашать?- спросил козодой.

- Ну, на большой бал мы зовём всех подряд, даже людей, если только они умеют разговаривать во сне…

И) Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами. Как чудно им тут игралось!

3 тур

Таблица ответов на экране или на доске.

№1
Оле-Лукойе

№2
Злая королева из сказки
“Дикие лебеди”

№3
Фея печали из сказки

“Калоши счастья”

№4
Свинопас

№5
Король из сказки
“Новый наряд короля”

№6
Бабушка Русалочки

№7
Учёный из сказки “Тень”

№8
Яльмар из сказки “Оле-Лукойе”

№9
Фрейлина из сказки “Огниво”

№10


Дюймовочка

Ведущий задаёт вопрос: “Кто?”

а) …плавал по воде в тарелке, как по озеру, на лепестке тюльпана, как на лодочке? Вместо вёсел у неё были два белых конских волоса…

б) …страсть как любил наряды и все свои деньги на них тратил?

в) …продал трещотку за сто поцелуев принцессы?

г) …поставил большой крест на воротах, куда собака отнесла принцессу?

д)…в одних чулках подымается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком?

е) женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых 12 устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть?..

ж) разговаривал со своей тенью?

з) побывал на мышиной свадьбе, одолжив мундир у оловянного солдатика?

к) кто с утра пораньше пошёл в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взял трёх жаб, поцеловал каждую и приказал им сесть Элизе на голову, на лоб, на сердце, чтобы она стала злой и безобразной?

л) кто сказал следующие слова:

- Знай же: он будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда наконец избавится от своих калош?

Игра со зрителями

Из букв на кубиках сложить название сказки Х.-К. Андерсена

ч

к

й

а

м

о

в

о

д

ю

(Дюймовочка)

4 тур

Логическая цепочка

  1. Жаба.
  2. Майский жук.
  3. Мотылёк.

Именно в такой последовательности Дюймовочка познакомилась с названными персонажами. Так ли это?

    (Нет. Нужно поменять местами № 2 и № 3)

  1. Свинопас.
  2. Снежная королева.
  3. Гадкий утёнок.
  4. Дюймовочка.
  5. “Дикие лебеди”.

Любимыми цветами Х.-К. Андерсена были розы. На страницах какой сказки они не встречаются?

(№ 3)

Финал

ш

т

о

п

а

л

ь

н

а

я

 

и

г

л

а

В течение минуты из букв, составляющих название сказки Андерсена “Штопальная игла”, сложить как можно больше слов – нарицательных существительных в начальной форме (помощники тоже составляют).

Затем участники по очереди называют составленные слова, повторяющиеся необходимо вычёркивать.

Побеждает участник, последним назвавший слово.

Звёздный час

За 30 секунд продумать ответ на вопрос “Чему учат нас сказки Х.-К. Андерсена?”, затем ответить.

Подведение итогов игры.