"Основы динамики"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Академическая: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний и способов деятельности по разделу “Основы динамики”, установлению внутрипредметных и межпредметных связей.
  2. Развивающая: формирование аналитико-синтетического мышления при построении структурно-логических обобщающих схем по изученному материалу. Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля рефлексии.
  3. Воспитательная: Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Условия выполнения целей урока:

  • Построение структурно-логических обобщающих схем по изученному материалу.
  • Обобщение и систематизация на различных уровнях: понятийном, межпонятийном, тематическом, межпредметном.
  • Обращение к субъективному опыту учащихся.
  • Использование заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности деятельности учащихся.
  • Использование ИКТ.
  • Использование справочного и контрольно измерительного материала.

Педагогическая технология : адаптивная система обучения.

Педагогические техники:

  • выполнение заданий по специальным алгоритмам.
  • Вопросно-ответное общение.
  • Построение дерева темы.
  • Элементы кооперативной деятельности.
  • Лист обратной связи.

Оборудование урока:

  • компьютер с проектором, презентация к уроку, выполненная в Power Point.
  • Дидактический материал.
  • Лист обратной связи.
  • Алгоритм решения задач по динамике.
  • Шаблоны для построения дерева темы.

План урока:

  1. Оргмомент. 2 мин.
  2. Мотивация на деятельность. Целеполагание. 5 мин.
  3. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. 23мин
  • Анализ содержания изученного материала и выделение главного.
  • Установление внутрипредметных и межпредметных связей.
  • Обобщение и систематизация комплекса знаний.
  1. Самостоятельное применение знаний и способов деятельности в сходной и новой ситуации.30мин.
  2. Применение знаний и способов деятельности в комплексе.20мин
  3. Рефлексия деятельности. 5 мин
  4. Итог урока. 3мин.
  5. Домашнее задание. 2мин.

Ход урока

  1. Приветствие учащихся, гостей, жюри. Контроль готовности учащихся к уроку. Выяснение отсутствующих на уроке учащихся.
  2. Без знаний физики науки-науки
  3. Сегодня жизнь была бы пресной,
    И был бы быт подобен муке,
    Совсем бы был неинтересный…
    Ни телевизор не включался,
    Ни шла б FM волна в эфир,
    По рельсам поезд бы не мчался,
    И скучен сразу стал бы мир!
    Познать, чтоб физики явленья,
    Себя прославить и страну,
    Должны вы быть полны стремленья
    Учить и вширь и в глубину.
    И будут в этом вам подмогой
    Законы Ньютона, друзья!
    Начнем урок! И будь вам в помощь
    ГОСПОДЬ, соседи, ну и я!

    Первый слайд презентации учителя знакомит учащихся с темой и типом урока.

    Перед вами на столах находятся папки с материалами урока. Начнем работу со знакомства с картой деятельности на уроке (лист 1) .

    Второй слайд презентации.

    Постановка целей урока. Этапы урока. Оценка деятельности на уроке (самооценка: качественная и количественная, взаимооценка, итоговая оценка)

  4. Обратимся в начале к литературному произведению - басня И.А. Крылова .

….Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.

С литературной точки зрения все понятно с исторической тоже: в басне выражено скептическое отношение к Александру I, она высмеивает неурядицы в Государственном Совете 1816 г. реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия.

Слайд №4

 

А как же объяснить с физической точки зрения ситуацию : а воз и ныне там?

Какой раздел механики в этом нам поможет?

Кто основоположник этого раздела?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Слай№5

Перед вами выдающийся математик, физик и астроном Исаак Ньютон.

Дата рождения: 4 января 1643

Место рождения: Вулсторп (графство Линкольншир)

Дата смерти: 31 марта 1727

Место смерти: Лондон, Англия

Научная сфера: физика, математика, астрономия

Слайд №5

Надпись на могиле Ньютона гласит:

Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов.
Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, мудрый и верный истолкователь природы, древности и Св. писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Бога, а нравом выражал евангельскую простоту.
Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого.

Слайд №6

Статуя Ньютона в Тринити-колледже

На статуе, воздвигнутой Ньютону в 1755 г. в Тринити-колледже, высечены стихи из Лукреция:

Qui genus humanum ingenio superavit (Разумом он превосходил род человеческий)

Ребята, давайте вместе вспомним теоретический материал по разделу “Основы динамики ”, и приведем его в систему, построив дерево темы, т.е. структурную схему на основе обобщенного плана “что надо знать о теории”.

Учащиеся после диалога с учителем заполняют структурную схему (Учитель контролирует деятельность учащихся).

Далее учащимся предлагается оценить самостоятельно первый этап их деятельности в карте урока.

Второе задание

Самоанализ открытого урока школьного этапа конкурса

Презентация