Открытый урок по теме "Плотность вещества". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


План урока

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный

3

 

2. Проверка знаний и умений учащихся, полученных на предыдущих уроках

8

Фронтальная письменная работа (физический диктант)

3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала

15

Беседа, эксперимент, записи в тетрадях

4. Закрепление знаний

11

Беседа, решение задач, эксперимент

5. Закрепление новой темы. Домашнее задание

3

Фронтальный опрос, заключение учителя. Записи на доске и в дневнике

Ход урока

1. Организационный момент

а) Отметить отсутствующих.

б) Проверить подготовленность учащихся к уроку.

Дать установку на слушание. На каждой парте лежит памятка этой установки.

Слушай и ты сможешь:

  • понять и задать вопросы;
  • пересказать;
  • проанализировать;
  • оценить.

2. Проверка знаний и умений учащихся, полученных на предыдущих уроках.

Учитель: Тема нашего урока «Плотность вещества». Какое слово вам уже знакомо в названии темы.

Учащиеся: Вещество.

Учитель: Дайте определение понятию «Вещество».

Учащиеся дают различные определения этому понятию.

Учитель: Физический диктант поможет вам вспомнить свойства вещества.

Вопросы для диктанта:

  1. В каких состояниях могут находиться вещества? (Твердом, жидком, газообразном).
  2. В каком состоянии промежутки между молекулами самые большие? (В газообразном).
  3. Существует лед, вода, пар. Ребята как вы думаете, в каком веществе число молекул больше в 1 м3 объема? (Лед).
  4. Какую физическую величину измеряют с помощью весов? (Массу).
  5. Запишите единицы измерения в СИ для массы? (Кг).
  6. Сколько в 1 г – кг, а в 1 см3 – м3 (0,001 кг; 0, 000001 м3).

3. Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.

Учитель: Теперь рассмотрим второе слово из названия темы. Что вы понимаете под словом «плотность».

Учащиеся: Плотность ткани (технология), населения (география), популяции (биология), плотная фигура.

Учитель: А теперь послушайте, какое определение этому понятию дается в словаре русского языка Ожигова. Плотность – масса единичного объема вещества.

Проведем эксперимент: сравним массы двух брусков одинакового объема (взвешивают бруски из металла и пенопласта).

Учащиеся: В металле. Так как в пенопласте имеются пустоты, в которых находится воздух. А в нем промежутки между частицами намного больше. Поэтому в пенопласте число молекул в 1 см3 меньше, чем в металле, а значит и масса этого объема будет меньше.

Таким же образом сравниваются массы меда и воды.

Учитель: Правильно, каждая единица объема металла имеет большую массу, чем единица объема пенопласта. Значит, чем больше частиц в единице объема вещества и чем больше их масса, тем тело будет более плотным.

Учащиеся записывают определение плотности в тетрадь (Плотность – это физическая величина, показывающая, какая масса приходится на единицу объема вещества).

, где

- плотность, m – масса тела, V – объем тела

Единица плотности в СИ:

Учитель: плотности различных веществ уже определены их значения вы найдете в учебнике. Найдите в таблице вещество с наибольшей и наименьшей плотностью (наиб. – осмий; наимен. - водород). Что означает это число? (Осмий – 22600 кг/м3, 1м3 осмия имеет массу 22600 кг). Найдите массу 1м3 железа (7800 кг).

Учитель: Решите задачу – Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3. Что это за металл? Выразите эту величину в

4. Закрепление новой темы

Учитель: Ответьте на ряд вопросов

  1. С понятием какой физической величины вы познакомились?
  2. Как определите плотность вещества?
  3. Одинакова ли плотность вещества находящегося в различных состояниях (твердом, жидком и газообразном).

Домашнее задание: § 21, упр. 7 (2,4).