Интегрированный урок развития речи по русскому языку

Разделы: Русский язык


Цели:

  • готовить учеников к художественному описанию внешности человека;
  • развивать культуроведческие компетенции учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • подготовить учеников к написанию сочинения по картине;
  • совершенствовать навыки устной речи;
  • формировать умения использования предложений с обособленными членами;
  • использовать практические навыки по применению пунктуационных и орфографических правил.

Развивающие:

  • развивать речевую культуру учащихся; навыки описания картины;
  • формировать лингвистическую и коммуникативно - правописную компетенции.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство эстетического наслаждения при встрече с произведениями искусства.

Оборудование:

  • магнитофон, диск CD-R с записью музыки И.С.Баха “Воздух”;
  • слайды картин К.Васильева;
  • литературные тексты: А.С.Пушкин стихотворение “Русалка”;
  • Н.В.Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Майская ночь, или Утопленница”, отрывок из главы V “Утопленница”; Г.Х.Андерсен “Русалочка”.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Целевая установка на выполнение работы по восприятию картины.

- Цель урока - научиться описывать внешний облик человека.

Вы знаете, что писатели, поэты, создавая произведения, заносили свои мысли в черновик, мы последуем этому вековому опыту. Вы получили листок, на котором можете по ходу нашей беседы зафиксировать заинтересовавший вас материал.

Образ, о котором пойдет речь, который предстоит нам описать, вы можете узнать из строк А.С.Пушкина.

Запись стихотворения оформляется на доске.

… Закипели волны
И присмирели вдруг опять …
И вдруг … легка, как тень ночная,
Бела, как ранний снег холмов,
Выходит женщина нагая
И молча села у брегов.
Обсуждение по вопросам.

Беседа.

Учитель:

- О ком идет речь в стихотворении? (О русалке)

- Над образом кого нам предстоит работать? (Над образом русалки)

- Как вы определили, что речь идет об этом образе?

- Какой предстала перед нами пушкинская русалка?

- Какие языковые средства (эпитеты, сравнения) использует А.С. Пушкин для создания образа?  (Нагая, легкая; бела, как ранний снег холмов)

- Образ русалки пришел к нам из глубокой старины, из народных поверий.

Почему в представлении народа они всегда считались колдовской, демонической силой? (Заманивают людей, губят корабли. Являются представителями царства смерти, тьмы. Они живут в холодной воде. Весной русалки выходят при свете луны из воды)

- Какой природной стихией управляли русалки?(Они управляли водной стихией; русалки на Руси считались хранительницами рек и озёр)

- В каких художественных произведениях мы встречаем образ русалки? (“Русалочка” Г.Х.Андерсена, “Майская ночь, или Утопленница” Н.В.Гоголя)

- Какое небесное светило является их спутником? (Русалки появляются ночью в лунном сиянии)

- Какие чувства вызывают у человека эти демонические существа? (Страх, интерес)

II. Подготовка к восприятию картины.

1. Активизация восприятия картины с помощью литературного текста.

Учитель:

- Вы правильно отметили все черты этого фантастического образа. Верно и то, что русалки, хранительницы озер и рек, своими колдовскими чарами увлекали людей в воды, губили их души. Но, несмотря на это, образ русалки вдохновлял поэтов и писателей на создание художественных произведений. Послушайте, как пишет об этом Н.В.Гоголь в “Вечерах на хуторе близ Диканьки”.

2. Слушание (глобальное).

Чтение текста учителем.

“…Ночь казалась …еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца…. Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нем чист и в каком-то ясном величии.

Он увидел отражение девицы…

Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна!

Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце…”.

Беседа по восприятию текста.

Учитель:

- Какое настроение вызвал у вас литературный образ, созданный Н.В.Гоголем?

- Что подчеркивает в нем писатель? (Прозрачность, бледность, красоту, лёгкость…)

- Какое время суток описано Н.В.Гоголем? По каким признакам можно это определить?  (Ночь, серебряный туман, блеск месяца)

- Мы убедились в том, что о русалке можно рассказать словами, как писатель и поэт.

Какими ещё средствами можно раскрыть этот образ? (При помощи кисти художника)

- Я согласна с вами. Сегодня нам предстоит работа по картине К.Васильева “ Русалка”.

3. Слово учителя о художнике.

Слова учителя сопровождаются показом слайдов картин К.Васильева:

1. “Автопортрет”;
2. “Осень”;
3. “Старец”;
4. “Северный орёл”;
5. “Жница”;
6. “Плач Ярославны”;
7. “Человек с филином”;
8. “У чужого окна”;
9. “Нежданная встреча”;
10. “Гадание”;
11. “Гуси-лебеди”;
12. “Русалка”.

Приложение №1.

Учитель:

Картины Константина Васильева производят чарующее впечатление. Они словно завораживают и увлекают в свой чудесный поэтический мир.

Художник в своих работах почти не использует ярких красок. В них преобладают холодные тона. Однако от этого картины нисколько не проигрывают.

К.Васильев четко подмечает глубину, душевную красоту русского национального характера.

В творчестве художника силен мотив одиночества, духовного единения с миром природы.

Ф.М.Достоевский утверждал: “ Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить”. Разгадке тайны души человека было посвящено творчество К.Васильева. Портретная галерея художника включает в себя образы близких ему людей. Нередко он импровизировал. Именно так написана картина “Русалка”.

4. Знакомство с картиной.

Демонстрация картины на фоне музыкальной композиции И.С.Баха “Воздух”.

Учитель:

- Традиции русской поэзии оттеняли демоническое начало этих обольстительных хранительниц озер, рек, морей, губящих всех, кто поддавался их чарам.

Внимательно рассмотрите картину. Обратите внимание на образ героини и краски, которые использует художник. Подумайте, соответствует ли музыкальная тональность композиции И.С.Баха настроению картины.

III. Анализ картины.

1. Беседа по картине.

Учитель:

- Какие чувства вызвала у вас картина?

- Почему это полотно К.Васильева так называется?

- Понравилось ли вам оно?

- Какие эмоции, ощущения вызвала у вас музыка И.С.Баха “Воздух”?

-Соотносится ли музыкальная тональность с замыслом художника? Как интонация, лад, темп, ритм, тембр звука, динамические оттенки и их сочетания соотносятся с изображённым на картине?

(Художник с нежностью изобразил девушку, тоскующую волшебными весенними вечерами о несбывшемся, о потерянном.

Музыка, проникновенная, лиричная, углубляет впечатление)

2. Языковая подготовка.

- Что изображено на переднем плане картины?

- Как вы определили, что героиня грустит?

- Опишите черты лица.

- В какой позе сидит девушка?

- Опишите наряд русалки. Во что она одета?

- На фоне какого пейзажа изображена героиня?

- Опишите, что вы видите возле девушки?

- Как автор изобразил берёзы?

- Что расположено на заднем плане картины?

- Каким вы представляете этот лес?

3. Рабочий материал.

Приложение №2.

- Подберите языковые средства, с помощью которых можно описать девушку, озеро, лес, свои чувства, ощущения.

Для этого в своих тетрадях запишите дату, тему, заголовок.

В процессе нашей беседы фиксируйте все слова, которые помогут вам в написании сочинения по картине.

- Слова какой части речи вы будете использовать для создания описания картины?

- Какие синтаксические конструкции преобладают в вашем высказывании?

Запись оформляется на доске и в тетрадях. Работают ученики, объясняя орфограммы в словах.

Оформление доски.

Русалка: хранительница озер; темно-синие глаза; зелено-белые волосы; бледная, как полотно; голова чуть наклонена…

Лес: таинственный лес; белоствольные березы, мшистые осины; мрачные деревья похожи на лесных колдунов, грозных стражников…

Озеро: луна озаряет мертвенно-холодную воду; кувшинки на воде; отражается сияние луны; неподвижное, спокойное озеро…

Краски (оттенки): темно-зеленый, коричневый, бледно-голубой…

Чувства: умиротворение, тоска, радость, восторг…

- Ребята, какие тона преобладают в цветовой гамме картины? Почему именно эти краски использовал художник? (Холодные тона)

4. Орфографическая и пунктуационная работа. Запись оформляется на доске и в тетрадях.

- Проведите пунктуационный и орфографический анализ предложений.

1. Русалочка оперлась о борт корабля и, повернувшись лицом к востоку, стала ждать солнце.

2. Русалочка протянула свои прозрачные руки и, оторвавшись от морской пены, улетела в небо.

3. Солнце ещё не вставало, когда она увидела перед собой дворец принца.

4. Русалочка любила слушать рассказы о людях, живущих наверху.

5. Она пела лучше всех, и все хлопали ей.

6. Они ездили по благоухающим цветами лесам.

5. Устные высказывания учеников.

- Итак, мы с вами рассмотрели каждый отдельный образ, изображённый на картине. А теперь попытайтесь собрать все ваши впечатления воедино и устно передайте содержание картины Константина Васильева “ Русалка”.

IV. Итоговое восприятие картины.

Демонстрация картины на фоне музыкальной композиции И.С.Баха “Воздух”.

Слово учителя:

- Я очень рада, что картина К.Васильева “Русалка” вам понравилась. Она никого не оставит равнодушным.

Взмах волшебной кисти художника перенес вас в созданный фантазией автора таинственный мир. Картина завораживает своей сказочностью. Она наполняет грустью, нежностью, погружает нас в состояние духовного умиротворения. Это чувство достигается благодаря тем немногочисленным краскам, которые использовал художник.

К.Васильев с удивительной нежностью изобразил девушку, тоскующую о чем-то несбывшемся, о потерянном. Я смотрю на эту картину и мысленно оказываюсь в волшебном мире художника.

2. Создание воображаемой ситуации.

- Посмотрите ещё раз на картину и послушайте музыкальную композицию И.С. Баха “Воздух”, затем расскажите о своих впечатлениях так, чтобы тот, кто никогда не видел картину, захотел окунуться в таинственный мир волшебного полотна К. Васильева.

Свое сочинение вы можете начать такими фразами:

Приложение №2.

Когда я смотрю на картину К. Васильева “Русалка”, словно попадаю…

Вчера я увидел (а) картину…

По воле случая я попал (а) на выставку

V. Создание письменного связного текста.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Литература.

  1. URL: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasilyev/index.html
  2. URL: http://www.rus-sky.com/vasilyev/vas.
  3. Г.Б.Вершинина. Использование музыки на уроках развития речи / Учебное пособие по спецкурсу/ под ред. проф. Т.А.Ладыженской.- Кемерово, 1991.