Использование DVD на современном уроке

Разделы: История и обществознание, Литература


Неотъемлемой составной частью современного урока, несомненно, является применение технических средств обучения.
Современный учитель все больше обращает внимание на использование информационно–коммуникационных технологий (ИКТ), тем более что компьютер дома имеет большая часть учеников, а компьютеризация школ продвигается весьма успешно.
На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации можно найти все необходимые документы для осуществления обучения: программы, инструктивные и методические письма, образовательные стандарты, а также конспекты уроков, связанных с использованием ИКТ, ссылки на другие сайты, предполагающие цифровые образовательные ресурсы.

Интерактивная доска выполняет не только функции обычной грифельной доски. Известно, что лучшее запоминание и понимание учебного материала осуществляется при использовании разных каналов восприятия. Этот технологический принцип лежит в основе использования межпредметных связей на уроках. Компьютерная техника, интерактивная доска позволяют демонстрировать видео -, аудиофайлы, которые можно найти на CD и DVD и в Интернете, работать с электронными словарями и энциклопедиями, создавать презентации, выполненные в программе Microsoft Office, PowerPoint, использовать на уроке готовые презентации, размещенные на различных сайтах и школьных порталах.

Тем не менее авторы статьи отдают предпочтение работе на уроке с собственными видео и DVD–материалами.
Видео, а затем DVD на уроках истории и литературы авторы начали использовать с 1995 года. DVD–материалы позволяют учащимся более образно, живо, красочно представить изучаемый материал, пробуждают больший интерес к его усвоению. В настоящее время в видеотеке более 100 видеокассет, начато создание коллекции DVD–материалов. Одним из главных направлений работы является съемка, монтаж и озвучивание DVD–фильмов.

В рамках воспитательной работы с учащимися лицея, авторы организуют ежегодно экскурсионные поездки по историко-литературным местам Республики Татарстан и за ее пределы. Такие поездки играют важную роль в воспитании у учащихся чувства патриотизма, бережного отношения к национальной истории, культуре нашего народа, эстетического вкуса, пробуждают интерес к историческим деятелям, деятелям культуры, искусства и литературы, проживавшим как в нашей республике, так и за ее пределами.
Во время каждой из таких поездок проводилась видеосъемка, затем фильм монтировался, составлялся текст, подбиралась соответствующая музыка и производилось озвучивание фильма. В итоге создана медиатека фильмов по историко-литературной и краеведческой тематике: «Великий Булгар», «Град Свияжск», «Елабуга», «Чистополь», «По державинским местам Татарстана», «Пушкинское Болдино». Причем многие из этих фильмов уже имеют несколько редакций, сделанных с целью усовершенствования качества фильма.
Эти фильмы успешно используются на уроках истории и литературы. Помимо воспитательных целей, которые реализуются в ходе экскурсионных поездок, данная работа помогает осуществить также задачи познавательного и коммуникативного характера. Ведь во время экскурсий ребята не только получают новые знания, расширяют свой кругозор, но и учатся общаться друг с другом и преподавателями, испытывая чувство сопричастности с увиденным, ведут «молчаливый диалог» с прошлым, впоследствии озвучивая его на уроке.

В результате работы возникла идея создания элективного интегрированного курса по историко-литературной и краеведческой тематике, который авторы рассчитывают разработать в 2009-2010 учебном году для учащихся старших классов. Главная цель заключается в том, чтобы пробудить устойчивый интерес учащихся к историческому прошлому нашей Родины, чувство гордости за то, что здесь жили выдающиеся исторические деятели, замечательные писатели, художники, деятели науки и культуры. Ребята должны испытывать желание изучать историю своего Отечества, читать книги лучших писателей и поэтов нашей страны, знать и любить свой родной язык.

В рамках презентации этого курса авторы хотят представить фильм «Елабуга» (приложениеу можно получить у автора статьи), в котором отражена история возникновения города, рассказано как о его прошлом, так и о настоящем. Есть отдельные сюжеты о жизни и творчестве знаменитой кавалерист-девицы Н.А.Дуровой, выдающегося русского художника И.И.Шишкина, о последних днях жизни в Елабуге замечательной поэтессы М.И.Цветаевой.
Работа над элективным курсом интересна также и тем, что авторы будут пополнять коллекцию фильмов на данную тему.
Теперь хотелось бы подробнее осветить методику и технологию использования DVD–материалов на уроках истории Татарстана (ведь большая часть медиатеки посвящена именно истории и культуре нашего края).

В ходе изучения курса «История татарского народа и Татарстана» большое внимание уделяется рассмотрению вопросов, посвященных архитектурному наследию русского и татарского народов, относящихся к различным историческим эпохам. Именно здесь активно и с большой пользой для лучшего усвоения материала можно использовать DVD–фильмы, посвященные древним городам Среднего Поволжья: «Великий Булгар», «Град Свияжск» и др.
Как показывает многолетняя педагогическая практика, значительное количество учащихся никогда не видели памятники архитектуры, расположенные на территории края, где они проживают, не знают их названий, историю создания, фамилии выдающихся архитекторов, элементарную архитектурную терминологию.
Не вызывает сомнения, что для формирования интеллигентной, развитой и компетентной личности эти знания просто необходимы.
Конечно, речь не идет об элементарной замене туристической поездки «телевизионной экскурсией», ведь главная цель – приобретение прочных знаний. И в этом смысле, на наш взгляд, немаловажную роль играет контроль за знаниями учащихся.

Для осуществления такого контроля уже в течение многих лет на уроках, посвященных культуре (в частности, архитектуре) нашего края, используется авторский сборник «Задания для самостоятельной работы по истории Татарстана».
Разнообразные задания, которые включены в этот сборник (приложение можно получить у автора статьи) не просто связаны с материалом определенного параграфа данного учебника, а конкретно привязаны и к исторической теме, рассматриваемой на уроке, и к конкретному DVD–фильму.
Отвечая на вопросы (либо в устной, либо в письменной форме), учащиеся лучше запоминают материал, углубляют свои знания по той или иной тематике, расширяют свой кругозор.
Такая работа в комплексе позволяет достичь значительных результатов, а медиаматериалы оказывают, несомненно, положительное влияние на весь учебный процесс.
Перед учителем–филологом стоит такое количество проблем, решить которые кажется порой невозможным. С введением независимой экспертизы качества знаний стало понятно, что ученик должен не только практически владеть русским языком, но и владеть им в самых разных функциональных разновидностях: это устная и письменная речь, разговорная и литературная, деловая и эпистолярная... Он должен научиться грамотно, творчески выражать свои мысли, адекватно воспринимать и понимать самые разные жанры и стили и т.д. Подготовка к ЕГЭ предусматривает серьезную работу над частью «С», которая на уроках только русского языка в старших классах реализована быть не может. Поэтому учитель–словесник должен создать такую среду обучения, которая будет стимулировать развитие сознательно–коммуникативных навыков, речевой культуры учащихся, изучение русской литературы как особого рода словесного искусства.
Неоценимую помощь в этом может оказать та творческая работа, которую проводят авторы данной статьи.

На примере предложенного в качестве презентации фильма «Елабуга» попробуем рассмотреть, как можно реализовать некоторые задачи, указанные выше, на уроках литературы.
Используем сюжеты, связанные с историей жизни Н.Дуровой и М.Цветаевой.
На уроке литературы в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 г. в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» рассматривается вопрос о героизме русских солдат и офицеров. Просмотренный сюжет вызывает у учащихся воспоминания о посещении в Елабуге музея Н.Дуровой; они составляют как устные, так и письменные ответы на вопросы, отражающие разные периоды жизни кавалерист–девицы, вступают в дискуссии по поводу необходимости участия в войне женщины, подвиг которой был отмечен и оценен при её жизни.

Уроки, посвященные поэзии М. Цветаевой, после просмотренного сюжета становятся более эмоциональными и драматичными. Ребята глубже понимают, ярче воспринимают стихи великой поэтессы, столь трагично закончившей свои дни в маленьком провинциальном городке. Учащиеся готовят сообщения о последнем периоде жизни и творчестве М.Цветаевой, учат её стихи наизусть, а анализ её лирических стихов носит более глубокий характер, словно ученики действительно соприкоснулись с личностью поэта.
Такие уроки позволяют разнообразить материал, развить интерес учащихся к гуманитарным дисциплинам, совершенствовать их речевую культуру, повысить эффективность учебного процесса посредством коммуникативного сотрудничества.
См. диск DVD «Елабуга» или сайты:
Елабуга часть 1
Елабуга часть 2