Развитие основных компетентностей на уроках технологии

Разделы: Технология


 

Если на первой ступени дети должны получить основные знания, умения, навыки по каждому предмету, то на последней ступени подготовки ученика должно быть развито умение действовать в современных условиях.

Современной наукой установлено, что всякий акт психического развития связан с отражением в мозгу внешней среды, что он есть присвоение, приобретение опыта, познания и деятельности, и в этом смысле является обучение.

"Обучение - это форма психического развития человека, необходимый элемент развития".1 При этом всякое обучение развивает, обогащает банк памяти и условных рефлексов. Селевко Г.К. в своей книге “Современные образовательные технологии” пишет, что обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как по форма и содержание единого процесса развития личности. Но Селевко отмечает, что здесь имеются две различные концепции;

1) Концепция обучаемого развития (Ж. Плаже, 3. Фрейд, Д. Дьюм). Развитие идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы "обучая" его.

2) Концепция развивающего обучения: решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых: Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина. Э.В. Исленкова, Л.В. Занковой, Е.В, Давыдова и др. И чтобы за короткое время обучения достичь существенных результатов развития, оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические, возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

Все это обеспечивается теорией развивающего обучения.

В основе каждой педагогической технологии лежит концепция. Концепция развивающего обучения - это воздействие на зону ближайшего развития, тем самым учитель расширяет зону актуального развития ученика.

Существует много технологий развивающего обучения. На самой высокой ступени стоит проектное обучение.


1 Селевко Т.К. “Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998 с,

 Относительно нашего предмета "Трудовое обучение" - это создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно применяет знания, умения, навыки, дает необычное решение.

Чтобы сделать, работу творческой необходимо:

1) Дать определенную сумму знаний.

2) Идти от простого к сложному.

3) Создать атмосферу увлеченности.

4) Провести отбор изделий и дать возможность выбора.

5) Стремиться к созданию ситуационного успеха.

6) Много и терпеливо вырабатывать аккуратность учить видеть красоту.

7) Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело.

8) Проводить определенную профориентационную работу. Знакомить с профессиями.

Методика творческого проектирования позволяет:

• дать детям возможность испытать себя как можно в большем количестве работ;

• видеть в каждой ученице, что она умеет и что ей нужно знать (индивидуальный подход);

• учить эстетически оформлять изделие (развитие творчества и инициативы);

• систематически формировать у учениц умения и навыки самостоятельной работы;

• формировать умение активно оценивать качество выполненной работы;

• активно вовлекать во внеклассную деятельность по предмету.

Всем требованиям развивающего обучения как никогда отвечают стандарты и программа по технологии, в основу которой заложено творческое проектирование.

Проект - это итоговая творческая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Цель проектов: способствовать самостоятельному формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

Я работаю по II варианту программы для сельских школ, поэтому я начинаю обучать проектной деятельности со II четверти и заканчиваю в III, в течение всего учебного времени веду одновременно и обучение и выполнение творческого проекта. Т.е. уже с первых уроков начинается формирование ключевых компетентностей.

На занятиях в 5 классе работу начинаем со стежков, знакомимся с правилами раскроя, способами перевода линий и т.д. Учимся работать с инструкционно-технологическими картами. Здесь идет формирование технологической компетентности, которая лежит в основе изготовления любого изделия – это способность человека действовать по алгоритму, инструкции, инструкционно-технологической карте.

Затем раскраиваем основу фартучка, моделируем. И я стараюсь подвести детей к тому, что по одной основе можно сшить много разных красивых фартучков. После того, как мы их сошьем, то сможем в них готовить, т.е. девочки знают для чего нужен этот фартук. В основе этого этапа работы лежит формирование рефлексивной компетентности – это способность человека действовать в соответствии с позициями:

  • что я делаю?
  • для чего я это делаю?
  • как я буду это делать?
  • что я получу в результате?

Материальные затраты – это основные вопросы, на которые нужно ответить при написании дизайн – спецификации проекта.

С 5 класса начинаем учиться выполнять творческий проект, рисуем модель фартука в цвете, который хотели бы они сшить а (девочки должны обязательно посоветоваться с родителями). Затем даем полную характеристику ткани, из которой они будут шить. Моделируем, раскрашиваем, составляем план пошива. Я считаю, что и на уроках труда дети должны говорить, объяснять то, что делают руками. И я даю право девочкам самим выбрать и обосновать свой выбор и способ перевода линий, и способ обработки, отделки и т.д. И обязательно защищаем свое изделие, после того как оно бывает готово. Лучшее изделие помещаем на выставку и, конечно, разбираем ошибки (если они есть). Практическая деятельность всех учащихся осуществляется по схеме: эскиз - конструкция - готовое изделие. И весь материал дается методом проектирования.

В 6 классе эту работу мы продолжаем, усложняем ее выполнением экономических расчетов.

В старших классах эта работа еще усложняется. В 9 классе мы шьем халат (блузку) на основе ночной сорочки. На первом занятии я всегда знакомлю детей с национальным русским костюмом, его характерными особенностями. Обращаю внимание на покрой. Мы проводим аналогию с современным платьем. Затем на манекен я надеваю ночную сорочку и халат, пошитый на основе ночной сорочки. И мы разбираем, в чем сходство, а в чем отличие ночной сорочки от халата. Постепенно я подвожу девочек к вопросу, что необходимо знать, уметь нам, чтобы сшить халат. Выяснив, что мы не знаем как обрабатываются подборта, как втачивается воротник в горловину, мы знакомимся с поузловой обработкой При объяснении я использую индивидуальные инструкционно-технологаческие карты с образцами, видеоматериал, использую показ выполнения учителем. При этом большое значение я придаю и общей наглядности: я готовлю таблицы, раскладушки поэтапной поузловой обработки общей модели. Изучив и проделав все на образцах, мы должны перейти к основному изделию - халату (блузке), который моделируется и выкраивается по замыслу ученицы. Идет формирование проектной компетентности - это способность к продуктивному решению проблем. Перед детьми ставится проблема: как изменить основу выкройки, чтобы мое изделие было не похоже на изделие подруги. Изучив все основы раскроя, моделирования девочки начинают решать проблемы.

На уроке моделирования мы работаем с журналами мод, где выбираем модели. Делаем эскиз той модели, которую хотелось бы сшить. Но при этом обязательно разбираем особенности фигуры, выясняем, подойдет ли тебе этот фасон. На занятиях по моделированию мы разбираем еще раз выбранные модели. Но чтобы это правильно сделать нужно проанализировать большое количество литературы и др.информационных источников, т.е. в основе написания любого проекта заложено формирование информационной компетентности – это способность получения информации из разных источников. Работая над творческим проектом мы проводим экономические расчеты:

  • Какое количество ткани необходимо.
  • Цена ткани.
  • Стоимость отделки.
  • Стоимость ниток.
  • Стоимость работы.
  • Торговая наценка.

Таким образом, мы сравниваем, сколько стоит халат в магазине, и во сколько обойдется он нам, и делаем вывод: выгодно или нет шить своими руками. Это служит формированию социальной компетентности – это способность использовать ресурсы социума для решения проблем. т.е. ребенок сам видит выгоду для себя и своей семьи. Ставлю вопрос, а можно ли реализовать этот халат и где?

Постепенно по ходу работы девочки объединяются в группы:

а) по желанию;

б) по способностям:

в) по сходству выбранных моделей.

Ученицам я не навязываю своего мнения, а постепенно их подвожу к тому виду работы, с которым они заведомо справятся, не разочаровавшись, а сильных учениц в своих действиях, желаниях не ограничиваю, а стараюсь поддерживать в них инициативу и творчество.

Такая методика позволяет учитывать индивидуальные особенности, темп работы каждой ученицы.

Продуктивность творческой работы прямо зависит от эффективности руководства ею со стороны учителя. Руководство творческой деятельностью учащихся требует от учителя соблюдения определенных правил.

Я руководствуюсь следующими:

1) Прямой зависимости между успеваемостью и достижениями творческой деятельности нет, поэтому нельзя запрещать участие в ней из-за слабой успеваемости.

2) Учитель не должен навязывать ученику своего мнения. Он может посоветовать, предложить тему, помочь, причем в доброжелательной тактичной форме.

3) Не надо бояться лишний раз похвалить ученика, тем более, если его работа достойна похвалы.

Если вещь не удалась, следует начинать не с критики, а с разбора того, что в ней есть хорошего, что удалось.

Нельзя внушать ученику мысль о том, что он берет работу не по силам.

Все ли могут поголовно выполнить проект?

Есть дети, по своей природе исполнители, поэтому здесь должен быть подход дифференцированным, но тему для всех одну я беру всегда. Цели же - разноуровневые.

Тема (8 класс): Проектирование и изготовление халата.

  • I низкий уровень - сшить халат по образцу (на основе ночной сорочки).
  • II уровень - сшить халат по образцу, но продумать оформление (вышивка, аппликация и т.д.)
  • III уровень - изготовление халата на основе ночной сорочки, но он должен быть с рукавами, воротником, карманами, поясом, застежкой.
  • IV уровень - изготовление халата по замыслу (модели) ученицы.

Когда работа закончена (оформлена документация, изделие выполнено) проект нужно защитить. Дети учатся делать выступление, защищая проект. На данном этапе формируется коммуникативная компетентность – это способность вступать в общение с целью быть понятым.

Таким образом, уже с первых уроков работы над творческим проектом начинается формирование ключевых компетентностей.

Чтобы легче было девочкам выбрать тему проекта, в учебной мастерской я оборудовала стенд "уголок проектов". Здесь помещены:

  • Положение об ученическом проекте по "Технологии".
  • Алгоритм выполнения проектов.
  • Банк данных.

Пример оформления проекта.

При построении уроков, в основе которых лежит творческое проектирование приходится серьезно задумываться над выбором методических приемов, затем вырисовываются тесно связанные

между собой закрепление, домашнее задание, самостоятельная работа.

Труд сам по себе интереса для детей не представляет. Сухомлинский писал о том, что самое главное привить любовь к будничному труду, Ребенок должен понимать, что и для чего он делает. Труд не дает удовлетворения, если не создает материальных ценностей.

Я иду от простого к сложному. Постоянно использую элементы занимательности и в 5 классе, и в 11 классе. Это повышает интерес к предмету.

В 5 классе, когда знакомлю детей с инструментами и принадлежностями я использую загадки, сказки.

Учащиеся любят отгадывать и загадывать загадки. И я использую их на уроках для развития мышления, памяти, интереса, кругозора. Очень хорошо усваиваются детьми термины, когда они подаются в кроссвордах. Часто рассказываю сказки о труде.

Ввожу и элементы соревновательности. По теме конструирование и моделирование одежды даю карточки с заданием: “Внести изменения в основу выкройки”. (Кто больше карточек решит).

Иногда девочкам сложно решить ту или иную задачу, тогда просто необходимы подсказки. Это инструкционно-технологические карты, примеры выполнения, различные памятки.

Всегда на уроках отдаю предпочтение:

а) проблемным ситуациям (на всех этапах урока, особенно эффективно, если урок начинается с проблемного вопроса и новую тему, дети формулируют сами, тогда они выходят на более высокий уровень - преобразующий, уровень понимания);

б) эвристическим (беседа,...);

в) исследовательским методам и приемам (есть ли сходство в моде прошлого и нынешнего века. Школьная форма 18 – 21 веков – плюсы и минусы).

Если во время практической работы происходит сбой в работе машины (не шьет), я не тороплюсь исправлять машину, а задаю вопрос - подумай, отчего это могло произойти, найди неисправность и устрани. На уроках всегда должны работать мысль - язык - руки.

Предлагаю модель платья, которое купили двое, а может быть и трое знакомых. Спрашиваю: “Подумайте, как его можно видоизменить, чтобы оно выглядело своеобразно”. При этом для снятия барьера провожу дискуссии, ролевые игры и т.д., чтобы девочки говорили, отстаивали свое мнение. И чтобы не боялись говорить, я их не запугиваю, а ставлю оценку за аргументацию, умение отстаивать свое мнение, убеждать.

Организую работу по-разному, стараюсь сочетать все формы:

- индивидуальную работу;

- фронтальную;

- бригадно-звеньевую.

Все зависит от темы урока, условий, психологических особенностей учениц, их знаний.

И все же я отдаю предпочтение индивидуальной форме организации учебной работы. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.

Использую на уроках видеоматериалы при объяснении новой темы, но считаю, что это не должно подменять учителя, поэтому применяю только фрагменты. Использую компьютер для поиска информации, проведения расчетов. Все творческие работы детей (теоретическая часть) выполняются на компьютере.

Познавательный интерес лежит в основе творческих способностей, помогает более легкому, свободному, более быстрому протеканию деятельности. Интерес снимает напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным. Каждая вещь, изготовленная на уроках труда, должна быть красивой, нести в себе эмоциональную окраску. Нужно, чтобы девочки почувствовали радость от успеха. Лучшая оценка выполненной работы – это когда изделие носится, а не лежит на полке, что не сложно отследить в сельской местности.