Увлекательное моделирование из соленого теста (часть 2)

Разделы: МХК и ИЗО


Содержание.

  1. Введение. 
  2. История русского народного костюма.
  3. Материалы и техника изготовления.
  4. Выводы. 
  5. Литература. 
  6. Приложение. 

Введение

Тема: "Моделирование из солёного теста"

Цель: Освоить приемы работы с соленым тестом.

Для выполнения поставленной цели предлагается решение ряда теоретических и практических задач:

  • изучение истории русского народного костюма;
  • создание эскизов моделей русского народного костюма;
  • создание моделей народного костюма на опорной шляпке с помощью пласта;
  • обжиг работ и их роспись.

История русского народного костюма.

С первого взгляда наряд русской красавицы кажется простым: сарафан, рубаха с расшитыми рукавами и головной убор. Однако при внимательном рассмотрении раскры­ваются многие тайны, а вместе с ними и сказочная красота наряда, особенно его праздничного варианта, который чаще всего изображается в книжных иллюстрациях и показывается в музеях. Но благода­ря страницам древних летописей можно заглянуть в более ранние времена и познакомиться с основными чертами одеж­ды Древней Руси XVIII-XIХ веков, где наряды крестьянина и великого князя различались лишь ценой ткани и богатством отделки.

Русский народный костюм имел трехчастную композицию:

  • головной убор и торс (олицетворение неба и звезд);
  • подол платья и низ рубахи (изображение пашни);
  • концы пояса (олицетворение подводно-подземного мира);

При декорировании русского народного костюма использовались знаки и символы:

Баба - символ семейного счастья, вечного продолжения жизни, неразрывную связь небесных, земных и водных стихий.

Дерево - символ жизни на земле.

Птицы, кони - символ всего живого на земле и на небе.

Барс - символ мужества и защиты.

Ромб, круг, квадрат-символ солнца, символ пробуждения всего живого на земле. (Приложение№1).

Костюм крестьянок южных губерний России: Воронежской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Калужской и других губерний состоял из рубахи, поневы, передника и головного убора. Костюм крестьянок севера и центральных губерний состоял из рубахи, сарафана, передника и головного убора.

Основной частью любого костюма у русских являлась рубаха, крой, материал и декор которой соответствовал определенному назначению. До второй половиныXIX века женские рубахи выполнялись из льняного или конопляного холста домашнего изготовления- чаще всего белого, но он мог быть и полосатым или клетчатым. Женские рубахи могли быть"цельными", из длинных прямых полотнищ от ворота до подола и "составными", делящимися на две части: верхнюю - "стан" ("станушка", "рукава", "вороток", "грудка") и нижнюю-"подстава"("стан", "становица", "подол").

По назначению рубахи женские у русских делились на будничные (домашние, рабочие), ритуальные, праздничные, кроме того, различались рубахи девичьи, женские, старушечьи. На юге рубахи носили с поневой, на Севере и центральных губерниях-с сарафаном.

Самую яркую и нарядную рубаху имела право носить только молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Такой рубахе свойственны яркая броскость и намеренная сложность декора, где преобладал красный цвет. Такую яркую рубаху молодая женщина носила до рождения первого ребенка. В дальнейшем количество отделки с годами постепенно уменьшалось, а в костюме старух ее почти не было. Для праздничного костюма южных губерний была характерна юбка-панева, состоящая из трех полотнищ.

Головные уборы были неотъемлемой частью русского костюма, они делились на девичьи и женские. Головные уборы девушек отличались от головных уборов женщин.

Девичьи головные уборы - венчик, корона, повязка.

Женские головные уборы закрывали волосы от постороннего глаза - сорока, сорока с рогатой кичкой, кокошник, повойник.

Передник, запон первоначально играл роль защиты одежды от загрязнения, в дальнейшем же стал частью костюма и нес в композиции костюма декоративное значение.

Велика матушка Россия! Сколько на ее необозримых просторах больших и малых городов, деревень, сел. И жили в них добрые бабушки и ласковые внучки. В России много красивых женских имен: Дарья, Анисья, Полина, Аграфена... И у каждой из них был огромный сундук, а в нем хранились сокровища - праздничные одежды. И все они были сшиты, связаны, вышиты, украшены Катюшами, Анфисами, Натальями, Ефросиньями, их матушками, бабушками, прабабушками.

Материалы и техника изготовления.

Для изготовления фигурок, которые обрабатывают по высоте, применяют опорные шляпки из картона. Вырезают круг определенного диаметра, ножницами делают надрез до середины круга, сворачивают в конус до нужного диаметра в основании. Теперь полученную шляпку можно склеить снаружи и изнутри на стыке скотчем. Опорная шляпка готова.

Для работы на опорной шляпке предлагаю новый состав соленого теста, полученного экспериментальным путем:

  • мука-200гр.
  • соль-200гр.
  • масло подсолнечное-1 ст.ложка.
  • кисель (из картоф. крахмала.)125 мл.
  • клей ПВА25 мл.

Для того чтобы каждый раз не взвешивать и не измерять миллилитры. Можно сделать свой мерный стакан на нем указываются составные части, входящие в состав замеса соленого теста.

Таким образом, состав теста, с помощью клея, делаем универсальным. Клей задерживает разжижение теста, придает ему прочность и образует меньше трещин, т. е. клей является тем связывающим веществом, которое так было необходимо для прочности. После того как мы сделали из картона конус, мы раскатываем пласт из теста, по лекалу выкраиваем размер конуса и наклеиваем на картон с помощью клея ПВА, углы у пласта срезаются под углом 45 градусов, и склеиваются в чистый край. При работе с пластом возникла идея создания коллекций русского народного костюма – расписная «Понаехало гостей со всех волостей» и рельефная «Фарфоровая ярмарка». Поэтому была изучена история русского костюма разных уголков России, разработаны эскизы, а затем изготовлены из пласта на опорной шляпке. Процесс изготовления любой модели костюма состоит из четырех этапов:

  • обклеивание конуса пластом;
  • изготовление торса, деталей одежды, головы;
  • изготовление рук и головного убора;
  • декор костюма (Приложение №2).

Все модели костюмов изготавливаются и расписываются строго по эскизам. И сейчас представляем эту коллекцию.

Бывало, съедется на ярмарку народ со всех краев, а ярмарка в те времена это большой праздник. По одежде, по узорам её платья, по головным уборам, по обуви можно было узнать: откуда приехал тот или иной человек, семейный он или нет, справно ли живет. И всё это благодаря крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали своё умение создавать русский народный костюм. (Приложение №3)

Нюра, Анна, Аннушка родом из Великого Устюга, который издавна славился мастерицами. Костюм состоит из вышитой рубахи, щедро украшенного передника, юбки и пояса. На рубахи в "шахматном" порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике - условные изображения фигурах людей. Широкий домотканый пояс заканчивается длинными кистями костюма. На нижней части передника орнамент"кавалеры и дамы".(2) (Приложение №4)

Настя, Настенька, Анастасия. Она сделала свой костюм по-царски красивым! Основу костюма составляет шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьём, тесьмой, кружевом с золотыми нитями и стеклянными пуговицами. Из-под сарафана выходят длинные нарядные рукава рубахи.

У Настеньки рукава сшиты из полупрозрачной ткани. На широких расшитых золотом надет бархатный быстряк (праздничная плечевая одежда на лямках). Для его украшения использована шелковая тесьма, позумент (золотая тесьма), бахрома . Голову Анастасии венчает девичий головной у бор" Связка" (головной убор, закрепленный на затылке с помощью широкой ленты), (Приложение №5).

Лиза, Лизонька, Елизавета живёт в Ярославской губернии. Её сарафан сшит из мелкоузорного ситца, низ украшен кумачовой вставкой и лентой. Поверх сарафана одета душегрея (короткая тёплая кофточка), со стоячим воротником.

А какой интересный головной убор и называется он забавно - "сорока". Головной убор южных губерний России. Состоит из кички (твёрдая основа, надеваемая на голову) и "сороки" мягкий чехол, покрывающий основу (кичку) и дополняемый множеством деталей. Очелье - это (часть головного убора закрывающая лоб, выплетенная различным жемчугом)"сороки"украшали золотым шитьем, блёстками, бусинками .По бокам "сорока" украшалась "пушками"(помпоны из пуха). Сорока была головным убором замужней женщины (Приложение №6).

Варя, Варенька, Варвара родилась в Рязанской губернии. Её костюм состоит из просторной рубахи, поневы (юбка из клетчатой ткани), запона (передник) шушпана (вид женской одежды).(Приложение №7)

Запон - передник, расшит узором с необычным названием -"денежки".

Рубаха - и шушпан богато украшены тесьмой, лентами, нашивками из цветной ткани вышиты гарусом (вид мягкой шерстяной пряжи).

Понева по подолу обрамлена полоской кумача. На груди у Вари украшение из бисера, так называемый "гайтан".И конечно неповторимый головной убор в этом замечательном костюме-"сорока" с рогатой "кичкой", "пушками". Сзади к этому головному убору крепились длинные, широкие ленты из вышитого кумача, оканчивающиеся кистями (3).

Даша, Дашенька, Дарья. Даша очень хорошее русское имя, и звучит оно словно "Дарящая" т. е. делающая подарки, дарящая улыбку, хорошее настроение, а глядя на её праздничный костюм разве не порадуешься за безупречный вкус хозяйки, за золотые руки, за её трудолюбие.

Длинные рукава рубахи украшает красноузорное ткачество. Прямая юбка сшита из домотканой шерсти в крупную клетку, низ её украшен цветными тканевыми полосками .Плетеный пояс из красных шерстяных нитей, украшенный на концах кистями с махрами. Сороку Дарья сшила из красного холста, расшила золотыми нитями с блестками. На груди ожерелье из крупного грубообработанного янтаря "коляски" (Приложение №8).

Глаша, Глашенька, Глафира в новом праздничном костюме нарядна словно царица. Широкий красный сарафан украшен узорной лентой и перепоясан галуном. Под сарафан одета рубаха из белого холста с кумачовыми вставками. Воротник-шейка расшит бисером. А голову венчает сорока с помпонами из нарезанной ткани. Она украшена вышивкой, позументом, тесьмой .Со вкусом одевались в Тверской губернии! Свои праздничные одежды и украшения русские женщины хранили в коробьях или лубяных сундучках. На крышке Глашиной корбьи изображено мифическое существо - грифон. Оно, по преданию, оберегало от “дурного глазу” сокровища. И нужно согласиться, что русский праздничный наряд - это, действительно, истинное сокровище (Приложение №9).

Луша, Лушенька, Лукерья всегда рада гостям. Самовар готов да и хозяйка нарядна. Кумачовая рубаха на рукавах украшена "палетами" из цветных лент, блёсток и гаруса. Занавеска, длинный передник, - из цветного ситца, а понизу отделана нашивными полосками из яркой ткани, лентами и блестками (Приложение №10).

Шерстяная понева оторочена кумачовой полосой и узорной тесьмой. На голове поверх белого платка-повойника одет цветной верхний платок и заложена "галочка".

Обязательным дополнением к наряду рязанских женщин были нагрудные украшения из бус и бисера. Особенно распространены были цепи - "гайтаны", низанные крупным бисером. Кроме низанных плетёных цепочек носили жгуты, обвязанные мелким бисером, - по одному или снизками (несколько нитей вместе) завязывая из сзади нарядными лентами.

Вот получилась целая коллекция народных костюмов выполненных на опорных шляпках из солёного теста.

Выводы.

Для опорных шляпок можно применять не только картон, но и пластиковые бутылки, потому что температура обжига небольшая.

В процессе работы был получен новый состав теста, в которое входит клей ПВА. Он задерживает разжижение теста, придает прочность поделкам в готовом виде, соль не выступает на поверхности сувениров, тем самым не съедает лак, тесто хранится (в холодильнике) достаточно долго, не изменяя качества. Оказывается, так важно замесить нужный состав теста, а когда оно замешано правильно, с ним работать одно удовольствие.

Из нового состава теста, в который входил клей ПВА, была вылеплена коллекция русского народного костюма на опорной шляпке в живописном и рельефном вариантах.

Представьте, что эти девушки собрались на посиделки. Каждая красавица нарядилась в свой лучший наряд. Изготовив целую коллекцию народных костюмов из нового состава солёного теста, убедились, что оно действительно прочное, а новый состав мы опробовали поработав пластом на опорной шляпке. Познакомились с русским костюмом.

Народное искусство – это наше достояние, сплав доброго человеческого разума. И соприкасаясь с ним, мы будем душевно богаче, мудрее и добрее, оно поможет нам жить, созидать и творить.

Приложение 11

Литература.

  1. Дашкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», Санкт-Петербург, «Кристалл» 2000г.
  2. Забылин М. «Русский народ», М, «Русская книга» 1996г.
  3. Костомаров Н. И. «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа», М, «Экономика», 1993г.
  4. Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М.Профиздаг, 2002г.
  5. Кискальт Т.И. «Увлекательное моделирование», Ярославль, «ACT-ПРЕСС», 2001г.
  6. Кутняя Н. И. «Из истории русского народного костюма», Омск, «Заподно-Сибирское книжное издательство», 1983г.
  7. Лейнберг АТЗ., школьная энциклопедия «Искусство XV-XVIbb. М, «Детская литература», 2000г
  8. Сиповский В. Д. «Родная старина», М, «Современник», 1993г.
  9. Фролова Е.С. «Забытое ремесло», М, «ACT-ПРЕСС», 2000г.
  10. Яковлев СТ., журнал «Сделай сам» (искусство инков), М, «Знание», апрель 1992г.