Логопедическое занятие по теме "Слоги. Слоговой анализ и синтез слов"

Разделы: Логопедия


Цели: создать условия для развития навыков слогового анализа и синтеза.

Образовательные:

  • Закрепить знание детей о звуках, буквах и слогах
  • Осуществление слогового анализа и синтеза
  • Закрепить навыки определения количество слогов в словах

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие буквенного  гнозиса
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие зрительных и слуховых анализаторов
  • Развитие звукового анализа
  • Развитие фонематического слуха
  • Обогащение словарного  запаса
  • Закреплять умение выделять из слов гласные звуки и буквы
  • Закреплять умения образовывать из односложных слов двухсложные слова при помощи ласкательной формы
  • Развитие психических функций (внимание, мышления, речь)

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся познавательный интерес, чувства коллективизма, доброжелательное отношение к совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал по количеству детей: карточки с недописанными буквами, с деформированными словами, предметные картинки; таблички со слогами; мультипликационные персонажи "Смешарики" с наклеенными буквами.

Методическое обоснование

Структура занятия полностью соответствует поставленным  целям, поэтапности и логической последовательности.  Занятие состоит из 3 частей:

I. Организационный момент
II. Основная часть
III. Заключительная часть

Организационный момент способствует положительному эмоциональному настрою детей на занятейную деятельность, поднятию общей активности.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и развитию межполушарной связи головного мозга.

Для заинтересованности детей  используются персонажи из известного и полюбившегося мультипликационного фильма «Смешарики»
Дети самостоятельно сформулировывают цель и тему  занятия.

Для реализации цели используются задания принесённые персонажами.

Задание №1. «Допиши букву»
Способствует  развитию буквенного гнозиса. В данном задании дети должны дописать буквы и назвать какие буквы у них получились. А при соединение букв (гласных и согласных) дети должны определить, что у них получилось (слоги).  Закрепление слогового синтеза. За каждое выполненное задания дети получают слог, которые они должны собрать в конце занятия и прочитать, что у них получилось.

Задания № 2 «Запиши слово в два столбика»
Способствует дифференциации одного и двух сложных слов. Где дети записывали слова в 2 столбика. Односложные в первый столбик, а двусложные во второй столбик.

Задание № 3 «Работа по словообразованию»
Содействует  активизации словарного запаса и формированию навыков образование из односложных слов в двухсложные слова при помощи уменьшительно-ласкательной формы

Задание № 4 «Найди лишний слог» Задание № 5 «Собери слова из слогов»
Направлены на развитие логического мышления, внимание, памяти. Работа с деформированными словами.  Где дети находят лишний слог и составляют из слогов слово.

Задание № 6 Графический диктант 
Способствует  развитию внимания, фонематического слуха где ребёнок выполняет звукобуквенный анализ слов и записывал только гласные буквы. Каждое задание контролируется по образцу.

 Каждое задание содержит логическую последовательность  от простого к сложному. В середине занятия  организовывается  физкультминутка для снятие эмоционального напряжения, переключение с одного вида деятельности на другой. На занятии создаются условия для эмоциональной открытости, доверия учащихся. На каждом этапе дети активно включаются в работу.
В конце занятия подводится итог, определяется результативность. Даётся только положительная эмоциональная оценка, отмечается активность каждого ребенка.
Все намеченные задачи выполнены, цель достигнута.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Методический комментарий

I. Организационный момент

Массаж шестигранным карандашом

– Здравствуйте дети. У нас сегодня необычное занятия. Предлагаю друг к другу повернуться и улыбнуться.
– Сядет тот, чьё имя состоит из 2 слогов, 3 слогов.
– Для того чтобы наш мозг хорошо думал, а пальчики красиво писали, предлагаю сделать массаж пальчиков.
Возьмите простой карандаш между ладонями

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Дети здороваются.

Поворачиваются друг к другу и улыбаются.

Дети садятся.

Учащиеся выполняют массаж

Катают карандаш между ладонями
Пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальчиками, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Создать эмоциональ-ный настрой

 

 

 

Развитие мелкой моторики, активизирует нервные окончания, снимает напряжение

II. Основной  этап

1) Определения темы занятия

2) Постановка  цели

– Ребята к нам сегодня на занятие пришли гости, а какие вы узнаете  послушав вот эту музыка.
– Молодцы  это смешарики.
– Каждый гость принес свою любимую букву. Давайте соберём слово и узнаем тему нашего занятия.
– Правильно. Тема нашего занятия Слоги.
– Как вы думаете, чему мы будем с вами учиться?

– Смешарики приготовили для вас свои задания и вопросы. За каждое выполненное задания вы будите получать награждение, а в конце занятия посмотрим, что у нас получится.
– Как вы думаете, от кого будет первое задания?

Дети слушают музыку.

– Это смешарики!

Учащиеся собирают слово из букв.

– Слоги

– Делить слова на слоги, из слогов составлять слова.

– От Копатыча.

Включается музыка из мультфильма «Смешарики»
На доску вывешиваются персонажи
(Приложение 1)
Работа с деформированным словом.

За каждое выполненное задания даются слоги
(Приложение 2)

Задание №1 «Допиши букву» – Правильно, первое задания будет от Копатыча. «Допиши букву»
– Вам надо внимательно посмотреть и дописать один элемент, чтоб получилась буква.
– Как вы поняли задания?
– Давайте проверим какие буквы у вас получились.
– На какие группы можно разделить эти буквы?
– А, что у нас получится, если мы соединим гласные с согласными
– Молодцы! Получаете награду.
 

Учащиеся выполняют задания

– Нам надо дописать букву
Учащиеся называют получившиеся буквы.
– На гласные и согласные
– Слоги

Дети получают карточки с недописанными буквами: гласными и согласными

(Приложение 3)

Дети получают первый слог. Вывешивается на доску. (Слоги раздаются не попорядку)

Задание № 2 «Запиши название рыб в два столбика – Как вы думаете, от кого будет второе  задания?
– Правильно, второе задание будет от Бараша. Вам надо будет «поймать»  рыбок и положить их в ведра: если в названии рыбок один слог – в синее, а если в названии рыбы два слога – в красное.
– Давайте проверим.
– от Бараша

Выполнение задания

Учащиеся обосновывают каждый ответ и каким правилам они пользовались 

Учащиеся выполняют задание в специальных тетрадях
(Приложение 4 задание 9)
Проверка задания
На доску вывешивается второй полученный детьми слог.
Задание № 3 «Назови слова ласково» – Бараш приготовил еще одно задания. У вас в тетради записаны слова с одним слогом,  вам надо назвать слова ласково, чтоб получилось два слога, и записать его. Подчеркнуть гласные буквы.
– Давайте разберем первое слова.

– Закончили. Давайте проверим.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание.

Работа по словообразованию
(Приложение №4 задание 10)

Учащиеся выполняют задание в специальных тетрадях
Проверка задания
На доску вывешивается третий слог полученный детьми.

Физкультминутка «Хомячок» Хомка, хомка, хомячок
Полосателький бочок
Хомка раненько встаёт
Лапки моет, щечки трёт
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, две, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать
Гладят себя по груди

Поднимают руки вверх
Имитируют движения

Прыгают

Учащиеся выполняют физкультминутку для снятия эмоционального напряжения, переключение с одного вида деятельности на другой.
Задание № 4 «Найди лишний слог» – Как вы думаете от кого будет следующее задания
– Правильно.  Пока мы с вами делали разминку слоги решили похулиганить и забрались не в свои слова. Давайте найдем лишний слог в каждом слове и причитаем его правильно. (устно)
– от Кроша!

Учащиеся выполняют задание. Обосновывают свои ответы

Работа с деформированными словами
Детям раздаются карточки с заданием.
(Приложение 5)
Развитие логического мышления, внимание, памяти.
Дети получают четвертый слог
Задание № 5 «Собери слова из слогов» – Как вы думаете от кого будет следующее задания
– Правильно. Лосяш приготовил вот какое задания.
– Вам надо будет переставить слоги так, чтобы получилось правильное слово.
– От Лосяша!

Учащиеся выполняют задание

Работа с деформированными словами
Детям раздаются карточки с заданием.
(Приложение 6)
Развитие логического мышления, внимание, памяти.
Дети получают пятый  слог
Задание №6 «Графический диктант» – Как вы думаете от кого будет следующее задания
– Правильно. Коварный Буквоежка очень любит согласные буквы. Я вам буду показывать картинки ваша задача –спрятать согласные от Буквоежки. Записать слова используя только гласные буквы.
– Давайте проверим. 

– Мы с вами собрали все слоги, что же у нас получилось?

– От Совуньи!

Учащиеся выполняют задания записывают только гласные буквы

Проверка задания

Учащиеся читают полученную запись на доске.

РЕ     ТА           ЛОД
БЯ          МО       ЦЫ

 

Учащимся предоставляются картинки (Приложение 7)

Развитию внимания, фонематического слуха

Дети получают последний  слог

Викторина – Ответьте на вопросы:
  • В одном слоге один звук. Какой он гласный или согласный?
  • В слове есть согласные и один гласный. Сколько в нем слогов?
  • Какое слово длиннее:  карандаш или карандаши? Почему?
  • Сколько звуков в слове кот? 

Сколько звуков в слове мяу?   Одинаковое ли количество слогов в этих словах? Почему?

 

Ответы детей

 

Закрепить знание детей о звуках  и слогах

III. Итог занятия – Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Что особенного вам запомнилось?
– Чем мы сегодня занимались на занятии?
Ответы детей. Подведение итога занятия