Организация работы с родителями по подготовке детей к школе в коррекционной подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


По определению А.В. Мудрика, “семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой”.

Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Социально – психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации.

Особенно актуальна взаимосвязь педагогов с родителями при подготовке ребенка к школе.

Для успешного взаимодействия с родителями детей, посещающих коррекционную подготовительную к школе группу, сотрудниками нашего детского сада выбраны следующие направления работы:

1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.

2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.

3. Повышение педагогической компетентности родителей:

  • обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;
  • обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

4. За основу своей деятельности взяли следующие виды организации работы с семьей:

  • консультационно-рекомендательная;
  • организационно-просветительная;
  • практические занятия для родителей;
  • индивидуальные занятия с родителями и их детьми.

В своей практике мы используем разнообразные формы как в индивидуальной работе с родителями, так и в работе с родительской группой.

Формы взаимодействия сотрудников детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения.

Формы индивидуальной работы с родителями.

  1. Демонстрация родителям приемов работы с ребенком с целью привлечения их к учебному процессу.
  2. Наблюдение родителей за ребенком на занятиях специалистов с целью формирования навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.
  3. Выполнение домашних рекомендаций родителями вместе со своими детьми с целью отработки дома пройденного материала.
  4. Рекомендации родителям по изучению специальной литературы с целью повышения педагогической компетентности.

Индивидуальная работа с родителями служит основой установления личного контакта между педагогом и родителем, а также психологически подготавливает родителей к выпускной ПМПК.

Формы работы с родительской группой

Рассмотрим подробнее каждую из форм.

1. Информационно-просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной на стенде “Скоро в школу”. Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как подготовить ребенка к школе. Рубрики обновляем ежемесячно: “Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье”, “Значение игры в семье при формировании волевых качеств”, “Режим будущего школьника” и др.

2. Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей.

3. На собраниях рассматриваем такие темы как:

  • “Познай себя как родителя”.
  • “Значение режима дня в жизни старшего дошкольника”.
  • “Как подготовить ребенка к школе”.
  • “Воспитание волевых качеств у ребенка”.

4. Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, мы проводим семинары-практикумы, такие как “Контрольная для родителей”, “Знаете ли вы своего ребенка?”.

5. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий). Целью такой работы является оптимизация детско-родительских отношений, изучение возможностей детей и поиск путей помощи своему ребенку. Примером является занятие “Веселая игра с колокольчиком”, совместное рисование “Карандашный мостик”, мастер-класс “Волшебная сказка – оригами”, семейная ролевая игра-путешествие “Остров семейных сокровищ”.

6. Организация работы клуба “Заботливые родители”. Целью работы клуба является осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. Принимая участие в работе клуба, родители начинают более объективно оценивать уровень развития ребенка и возможности его обучения. В нашем детском саду такой клуб существует с 2006 года. Тематика работы клуба разнообразна: “Ваш ребенок”, “Оптимизация детско-родительских отношений”, “Сохраняем и укрепляем здоровье детей”, “Влияние музыки на психическое развитие ребенка”, “Коррекционная педагогика для всех”.

В работе клуба принимают участие специалисты: учителя-дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по плаванью, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участники выступления отбирают доступный материал с яркими примерами. Теоретический вопрос обычно готовят воспитатели, а практический представляют специалисты. Они демонстрируют видеоматериалы занятий, показывают фрагменты индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, представляют наглядные пособия, которые легко изготовить дома для игр и занятий с детьми. По каждой теме воспитатели выставляют печатный материал в родительские уголки.

Данная система работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, усилению эффективности организованного воспитания и обучения детей коррекционной группы, правильному выбору родителями программы обучения и воспитания ребенка в школе.

Литература

  1. Е.М. Мастюкова. “Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии”, Москва, 2004.
  2. Л.В. Байбородова. “Взаимодействие школы и семьи”, Ярославль, 2003.
  3. Н.В. Микляева. “Создание условий эффективного взаимодействия с семьей”, Москва, 2006.