Работа с незрячими школьниками в процессе обучения их труду

Разделы: Начальная школа


Тема: Объёмная аппликация - изготовление  белой кувшинки.

Цели:

- сформировать представление о цветке кувшинки;
- учить детей изготовлению объемной аппликации из бумаги;
- развивать: речь, фонематический слух, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, остаточное зрение, ориентировку в малом пространстве, мелкую моторику и осязание;
- воспитывать чувство коллективизма, усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Образец объёмной аппликации, иллюстрации кувшинки, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, магнитофон с записями спокойной музыки, лист ватмана, окрашенный в голубой цвет – «озеро».

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, садитесь правильно. Проверьте рабочие места, все ли готово к уроку?

Повторение правил внутреннего распорядка и личной гигиены

1. Работай в специальной одежде.
2. Следи за чистотой.
3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.
4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.
5. Используй инструмент по назначению.
6. После работы убери рабочее место.
7. Инструменты и приспособления общего пользования сдай дежурному.
8. Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду щеткой.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться изготавливать объёмную аппликацию из бумаги.

Это умение пригодится вам, когда вы захотите сделать подарок своими руками для родственников, близких, друзей.

Сегодня вы научитесь усидчивости, аккуратности.

Не отказывайтесь от помощи сверстников и взрослых при изготовлении изделия.

III. Вступительная беседа

Звучит спокойная музыка.

Учитель: Сегодня, ребята, мы оправляемся в небольшое путешествие по озеру. Закройте глаза и представьте, что мы плывем по воде на лодке, а вокруг вода голубая-голубая, прозрачная, так и хочется руку опустить вниз и окунуть в воду! А где-то впереди плещется рыба, шепчет камыш!

И вдруг высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьям растений. Но особую необыкновенную прелесть тихой воде озера придают крупные белые цветы. Нам так и хочется сорвать этот белоснежный цветок, и наша рука тянется к нему. Но мы не сделаем этого, мы проплывем мимо, восхищаясь этой красотой!

Откройте глаза. Кто из вас догадался, о каком растении идет речь?

Дети: Речь идет о белой кувшинке!

Учитель: Правильно, ребята, это растение называется белая кувшинка!

Кувшинка – царица вод. Это одно из самых красивых растений. Белая кувшинка считается символом красоты. Белые с золотой серединой цветы растут в тихих водоемах наших рек и озер.

Демонстрируются иллюстрации.

Как вы думаете, ребята, почему нельзя срывать эти растения?

Дети: Без воды они погибнут.

Учитель: Мы можем выжить лишь тогда, когда сохраним всё природное окружение! Во многих регионах кувшинка стала редким растением, исчезающим. Она занесена в Красную книгу. Ребята, а что это за книга?

Красная книга содержит краткие сведения о биологии и мерах охраны редких видов животных и растений всего мира! Кувшинка белая охраняется законом, т.к. их осталось в водоемах рек и озер совсем мало. Встречаются в водоемах желтые, розовые голубые кувшинки.

ІV. Первичное рассматривание образца объемной аппликации. Проверка готовности к работе (бумага, ножницы, клей, салфетка)

Учитель: Сегодня на уроке мы изготовим белые кувшинки из бумаги и попробуем ими украсить наше озеро.

Демонстрация образца.

- Посмотрите на образец. (Дети обследуют образец при помощи осязания.) Как называется такой вид аппликации?

Дети: Это объемная аппликация.

Учитель: А почему объемная аппликация?

Дети: Потому, что элементы изделия (лепестки) приклеиваются не полностью, а только их частью, придавая объем цветку.

Учитель: Что вам потребуется для работы?

Дети: Цветная бумага, ножницы, клей.

V. Повторение правил техники безопасности при работе ножницами

Учитель: Главный инструмент при работе с бумагой – ножницы, но прежде чем ими пользоваться, давайте вспомним правила техники безопасности.

1) Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2) Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
3) Ножницы кладите кольцами к себе.
4) Следите за движением лезвий во время резания.
5) Не оставляете ножницы раскрытыми.
6) Передавайте ножницы кольцами вперед.
7) Не машите ножницами, не подносите к лицу.
8) Используйте ножницы по назначению.
9) После окончания работы кладите ножницы в футляр.
10) Храните ножницы всегда в определенном месте.

VІ. Анализ поделки, определение последовательности работы

Учитель: Прежде чем приступить к изготовлению аппликации необходимо подготовить все детали.

1. Озеро можно вырезать произвольно из голубой бумаги.

2. Лист кувшинки сердцевидной формы. Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Это значит, что вырезая деталь по сложенной заготовке, а потом, раскрыв её, получим зеркальное отражение одной части в другой. (С незрячими детьми этот способ вырезания проводится приемом «рука в руку».)

3. Цветы белого цвета. Вырезать лепестки овальной формы.

4. Для середины цветка вырезать желтый кружок – сердцевину и наклеить по центру кувшинки.

5. Готовые цветы кувшинки наклеить на голубую бумагу «озера».

VІІ. Упражнения для пальцев и кистей рук

В расслабленном положении легко и произвольно дети шевелят пальчиками, встряхивают кистями, сжимают - разжимают кулачки.

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся - разожмутся,
То зароются в песке!

VІІІ. Выполнение работы

а) Словесная инструкция.
б) Практическая работа (индивидуальная).

ІX. Физкультминутка. Упражнения для глаз

Выполняется в положении сидя, откинувшись на спинку стула.

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек., затем на 3-4 сек опустить глаза. Повторить 10 раз.

2. Поднять глаза, опустить, отвести в стороны. Повторить 3-4 раза.

3. Поднять глаза, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

X. Парад готовых поделок

На доске лист ватмана, окрашенный в голубой цвет – это «озеро».

Учитель: Вам нравится наше озеро?

Дети: Да, вода чистая, светлая, а может быть, мы можем его украсить кувшинками?

Учитель: Давайте мы все, изготовленные кувшинки разместим на лоне нашего озера! (Дети размещают свои работы на плакате.)

Посмотрите, как красиво получилось! Вы, молодцы, хорошо поработали!

Декламируется стихотворение под музыку.

Тишина, лишь кое - где
Скрипнет камышинка,
Спит на голубой воде
Белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,
А за стаей вольной
Белой уточкой летит,
Над водой безбрежной!

- Давайте мы поместим наше озеро в игровой комнате, возле аквариума, для украшения.

Выставление оценок.

XІ. Итог урока

- Что мы сегодня делали на уроке?
- Что такое объёмная аппликация?
- Какое изделие изготовили и для чего?
- Что понравилось вам на сегодняшнем занятии?

XІI. Уборка рабочих мест