Программа элективного курса "Поэзия – прекрасная страна"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Проблема интерпретации лирического произведения и собственно его анализа остается актуальной и волнует учителя. В настоящее время в связи с реформой школьного образования имеет место тенденция постепенного отказа от сочинения как традиционной формы экзамена по литературе. Если это и случится, то обязательно будут сохранены в той или иной форме письменные работы, содержащие элементы анализа художественного произведения, в том числе и работы, связанные с анализом поэтического текста.

Одним из основных умений, которыми должны овладеть ученики в процессе изучения литературы, является интерпретация поэтического текста. Анализ лирического произведения остается одним из самых сложных вопросов школьного литературоведения. На уроках литературы ощущается нехватка времени на формирование практических умений по анализу и интерпретации стихотворения. Данный курс позволяет углубить знания учащихся по теории стихосложения, расширяет кругозор обучающихся в области литературы, создает условия для проявления творческих способностей, дает возможность учащимся проявить себя в той области, которая им интересна и, в конечном счете, помогает сориентироваться в выборе профиля обучения на третьей ступени средней школы.

Курс предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 17 учебных часов.

Цели и задачи курса.

Цели данного курса: приобщить учащихся 9 класса к русской поэзии, воспитывать способность чувствовать и понимать прочитанное стихотворение, понимать чувства и мысли, переживания автора.

Задачи курса:

  • раскрыть поэтическое богатство русской поэзии;
  • развивать художественный вкус и самостоятельность суждений;
  • развивать эмоциональное восприятие подростка;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать воображение, творческие навыки и пробуждать художественное начало;
  • обеспечить овладение приемами анализа поэтического текста.

 Содержание курса.

Тематический план. 

№. Содержание темы Количество часов
1. Вводный урок 1
2. Теория и практика

стихосложения

3
3. Тема и идея произведения 1
4. Лирический герой 1
5. Особенности поэтического языка 3
6. Поэтическая фонетика и лексика 1
7. Жанры лирики 3
8. Анализ лирического произведения 2
9. Итоговые уроки. Интерпретация поэтического текста 2
  Итого 17

 Содержание дисциплины.

Урок 1. Введение в курс “Поэзия – прекрасная страна”. Стихи и проза. Как и почему появилось поэтическое слово. Тайны поэтического ремесла. Как рождается стихотворение. Стихотворная строка. Стопа. Рифма. Группы рифм. Белый стих. Строфа. Виды строф в лирике.

Урок 2. Теория и практика стихосложения. Рифма. Группы рифм по положению в строфе, по слоговому объему, по характеру звучания.

Урок 3. Теория и практика стихосложения. “Не мог он ямба от хорея…” Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стихотворения.

Урок 4. П.Р. (практическая работа) по определению стихотворного размера.

Урок 5. Лирический герой. Условный образ поэта в лирике. Лирический герой и автор. Лирическое “Я”. Настроение и его изменение в стихотворении. Устойчивое настроение. Изменяющееся настроение.

Урок 6. Тема и идея произведения. Темы и мотивы в лирике. Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика. Традиционные мотивы: борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества, встречи, пути и др. Лейтмотив. Условность определений.

Урок 7, 8. Особенности поэтического языка. Эффект выразительности. Тропы (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет, литота и др.) Фигуры (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия и др.) Их функции в речи.

Урок 9. П.Р. Тропы и фигуры.

Урок 10. Поэтическая фонетика и лексика, их участие в создании художественного образа. Высокая лексика, поэтизмы, прозаизмы. Поэтический синтаксис.

Урок 11. Жанровое своеобразие лексики. Лирические жанры. Лироэпические жанры. Лирическое стихотворение, песня, ода, апология и др.

Урок 12, 13. “Бывают строфы из жемчужин” (И. Сельвинский). Сонет. Из истории жанра. Сонеты Шекспира.

Урок 14. Анализ лирического стихотворения. Примерная схема анализа стихотворения.

Урок 15. П.Р. Анализ стихотворения.

Урок 16, 17. Интерпретация поэтического текста. Создание сборникаученических работ.

 Методическая часть.

Почему стихотворение волнует читателя, заставляет переживать, грустить, плакать или смеяться, радоваться? Как автору удается воздействовать на читателя порой лишь несколькими словами? В чем секрет такого эстетического воздействия? Эти и другие вопросы мы часто задаем себе, каждый раз удивляясь великому чуду – поэзии. Эти вопросы необходимо поставить перед учениками уже на первом, вводном уроке. Чтобы заинтересовать обучающихся, важно создать на уроке соответствующий эмоциональный настрой, вызвать желание разгадать секреты стихотворения.

На каждом уроке должно совершаться какое-то открытие: что значит уметь читать стихотворение? Что такое реминисценция? Почему мы испытываем наслаждение, воспринимая стихотворение?

Большое значение имеет подбор стихотворений для каждого занятия, это должны быть произведения, отличающиеся высокой значимостью для русской литературы, широкого диапазона лирической тематики и жанрового разнообразия. На уроках учащиеся должны также слышать образцы звучания стихотворений в исполнении мастеров слова.

В результате изучения данного спецкурса обучающиеся должны усвоить основные понятия по теории стихосложения, научиться отбирать и систематизировать необходимый литературоведческий материал. В комментариях к теме сочинения-анализа стихотворения могут присутствовать слова: восприятие, истолкование, оценка. Под словом “восприятие” мы понимаем личное интеллектуальное, эмоциональное восприятие стихотворения читателем, какой отклик нашло это произведение в душе, какие мысли и чувства вызвало. “Истолкование” есть собственно анализ стихотворения. “Оценка” - вывод о художественной ценности исследуемого лирического произведения.

Ученик должен знать:

  • основные особенности поэтического языка;
  • жанровое своеобразие стихотворений.

Ученик должен уметь:

  • определять тему и идею произведения;
  • определить движение мысли и чувства в стихотворении;
  • вычленять основные тропы и фигуры поэтической речи, определять их роль в произведении;
  • проводить языковой анализ стихотворения;
  • интерпретировать поэтический текст.

Предполагается безотметочная система оценки знаний и умений учащихся (“зачтено”). В конце изучения курса учащиеся выполняют зачетную письменную работу по анализу лирического стихотворения, на которую учитель составляет рецензию для портфолио ученика.

15.06.2009