Решение примеров и задач на вычитание однозначного числа из 20

Разделы: Начальная школа


 

Тема урока: «Решение примеров и задач на вычитание однозначного числа из 20»

Задачи для учителя:

1. Создание условий для закрепления у учащихся умения решать примеры и задачи на вычитание однозначного числа из 20 на материале предложенных заданий.
2. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе при решении задачи. Развитие вычислительных навыков, умения применять полученные знания при решении примеров.
3. Воспитание мотивации к учению, эмоциональной адекватности поведения, аккуратности при выполнении письменной работы.

Цели для учащихся:

  1. Знать состав чисел второго десятка.
  2. Уметь устно вычитать 2 единицы из двузначных чисел.
  3.  Уметь устно вычитать 1 десяток из двузначных чисел.
  4. Закрепить умение вычитать из 20 однозначное число, объясняя свои вычисления.
  5. Анализировать составную задачу с помощью учителя.
  6. Выбирать и объяснять выбор действия в задаче.
  7. Аккуратно выполнять работу в тетради.

Оборудование:

погоны для каждого ученика, звёзды для воинских званий (вручается за правильно выполненное задание), шифровки, карточки с дополнительными примерами для 1 гр., парашюты с числами (ответы к примерам). На доске: таблица с военными званиями и соответствующее им количество звёзд на погонах (1 звезда на погоне – лейтенант, 2 – капитан, 3 – майор, 4 – полковник, 5 – генерал), примеры, текст задачи.

Ход урока

1. Организационный момент

/Дежурный объявляет урок. Проверка готовности к уроку./

Учитель (Уч): - Какой праздник приближается?

Дети (Д): - 23 февраля – День Защитника Отечества.

Уч: - Этот праздник отмечает ещё и день рождения армии.

Дуют ветры в феврале,
Воют трубы громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Улетая, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Кого поздравляют с этим праздником?

Д: - Дедушек, пап, старших братьев, которые служили в армии.

Уч: - Верно, а вы пока что маловаты,
Но вы в будущем солдаты,
И сегодня мы проверим,
Кому Родину доверим.

2. Сообщение темы урока.

Уч: - Вы будете выполнять различные задания, т.е. решать примеры и задачу на вычитание однозначного числа из 20. За каждое правильно выполненное задание вас будут повышать в звании – выдавать звезду на погон. Так вы можете дослужиться до звания полковника!

Уч: - В армии много родов войск. Кем может служить солдат?

Д: - Танкистом, лётчиком, моряком, пограничником.

3. Гимнастика для глаз и для рук.

Уч: - Нам нужно подготовить наши зоркие глаза и сильные руки!

4. Минутка чистописания (разведчики)

Уч: - Предлагаю побыть разведчиками и разведать территорию, т.е. тетрадь. Разведчики умеют добывать информацию по самым маленьким признакам. У каждого из вас в тетради написаны числа. Нужно прописать своё число красиво столько раз, сколько в этом числе единиц.
(Выдаётся первая звезда, которая соответствует званию – лейтенант.)

5. Устный счёт (радисты - шифровальщики)

Уч: - Ребята, оказывается, в армии нужны ещё радисты – шифровальщики. Они зашифровывают нужное сообщение, чтобы противник не сумел его прочитать, передают это сообщение в часть или командиру. Там тоже сидят радисты, которые расшифровываюит сообщение и читают его.
Сейчас вы немного послужите радистами – шифровальщиками. Записывайте шифровки: в моём числе 1дес. 7 ед.

/По сигналу учителя ещё 5 детей называют подобные «шифровки». Один записывает на закрытой от детей части доски./

17   12   15   18   14   20   16

Уч: - Из каждого числа вычтите 2 единицы.
15   10   13   16   12   18   14  

Уч: - Из каждого числа вычтите 10.
5   0   3   6   2   8   4

Расшифруйте эту шифровку по этому шифру на доске:

0
а

1
л

2
т

3
п

4
н

5
к

6
и

7
б

8
а

9
ж

5   0   3   6   2   8   4
к   а   п   и   т   а   н

Уч: - Испытания почти все прошли успешно! Вам присваивается следующее звание - капитан! Поздравляю! (Ученикам, получившим правильное слово, выдаётся очередная звезда)

6. Работа над темой: решение примеров (парашютисты)

Уч: - А сейчас мы с вами пройдём школу парашютистов. Для этого надо уметь правильно группироваться, т.е. правильно сидеть за партой. Проверили свою осанку! Послушайте следующее задание.
Вам выдаются личные парашюты. На каждом из них есть свой номер – это ответ к примеру. Решив пример, вы найдёте место своего приземления. Желаю удачи и жду вас на посадке в пункте назначения!

20 – 8 =                             20 – 2 =
20 – 4 =                             20 – 9 =
20 – 1 =                             20 – 10 =
20 – 6 =                              20 – 7 =
20 – 3 =                              20 – 0 =  

(При ответе ученики объясняют ход своего решения.)

Д: - 20 – 8. 20 – это 10 и 10. Поэтому 1 дес. оставляем (запись в тктрадях: 20 – 8 = 1__), из другого вычитаем 8: 10 – 8 = 2. Значит ответ 12.
(Для тех учеников, которые быстрее всех решат примеры, даются дополнительные карточки.)

Уч: - Молодцы! Вам присваивается следующее воинское звание - майор! (Ученикам, решившим все примеры правильно, выдаётся звезда на погон)

7. Физпауза  «Богатыри»

Дружно встали. Раз – два – три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги сильные расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Точно в танце руки в боки,
Буквой «эль» расставим ноги,
Повернулись влево, вправо.
Получается на славу!

 За правильное выполнение всех упражнений даётся очередная звезда, которая соответствует званию -  полковник.

8. Работа над темой: решение задачи (штаб)

Уч: - Звание у вас высокое. Теперь вы можете поучиться служить даже в штабе! А в штабе планируются военные операции и решаются важные задачи.

Задача: «В отряде противника было 17 солдат и 3 офицера. Мы с вами взяли в плен 5 человек. Сколько человек осталось в отряде противника?»

Анализ задачи.
Уч: - Кого будем считать? О ком спрашивается в вопросе?

Д: - В задаче мы будем считать людей, человек (ч.)

Уч: - Как составим краткую запись?

Д.: Было – 17ч. и 3ч.
Взяли – 5ч.
Ост. - ?

Уч: - Какая это задача?

Д: - Это составная задача, потому что известно три числа 17, 3, 5 и мы сразу не можем ответить на вопрос задачи.

Уч: - Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи. Что для этого нам надо знать?

Д: - Нам надо знать сколько всего человек было в отряде противника.

Уч: - Какой знак поставим в первом действии? Почему?

Д: - Поставим  «плюс», т.к. нам надо узнать сколько всего человек было в отряде противника.

Уч: - Какой знак поставим во втором действии? Почему?

Д: - Поставим «минус», т.к. нам надо узнать сколько осталось человек.

Уч: - Запишите решение в тетрадь.

(Один ученик записывает на закрытой части доски, остальные – самостоятельно – в тетрадь.)
(Ученики, правильно решившие задачу, получают очередную звезду)

Уч: - Поздравляю вас с новым званием - генерал!

9. Итог урока. Отметки

Уч: - Кем вы сегодня учились быть?

Д: - Мы учились быть военными.

Уч: - Какие задания вы выполняли?

Д: - Разгадывали и составляли шифровки. Решали примеры и задачу на вычитание однозначного числа из 20.

Уч: - До какого звания вы «дослужились», выполняя все эти задания? От этого зависит ваша отметка: у кого 5 звёзд на погоне, тот получает «5» и т.д.

10. Домашнее задание

Уч: - Стр. 226, № 147.