Интегрированный урок для 1-х классов по теме "Первоклассники и их школьные трудности"

Разделы: Начальная школа


Цель: Помочь детям научиться справляться с проблемами.

Задачи:

  1. Научить детей адекватно анализировать свои проблемы;
  2. Способствовать установлению атмосферы дружелюбия.

(В роли лисенка – психолог)

ХОД УРОКА

Учитель:

- Здравствуйте, девочки!

- Здравствуйте, мальчики!

- Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Сегодня у нас несколько необычное занятие.

- Ребята, посмотрите не наших гостей. Знакомы ли вам их лица? (Ответы детей). Конечно же, вы узнали своих недавних воспитателей.

Ведь в детский садик вы ходили,
Было мало там хлопот.
А теперь вы повзрослели –
Стало все наоборот.

Продолжить разговор о нашем сегодня я приглашаю (выходит группа ребят с буквами Ш, К, О, Л, А; дети читают стихи).

Настя (Ш) – Шаг за шагом в этот класс
Катя (К) – Кто-то вел за ручку нас
Саша (О) – Очень благодарны им,
Воспитателям своим.
Лера (Л) – Любим мы звонок веселый!
Алена (А) – А зовется это… (вместе) ШКОЛА!

  Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось? (Обращает внимание детей на слово “школа”)

- Друзья! А жить без школы на земле нельзя! Вы согласны? Там, где школа, там и радости, и огорчения; удачи и трудности. Вот об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.

Итак, начинаем наш урок.

Вот дом, который зовется школа.

А это – веселые детские лица,
Которые сами приходит учиться
В дом, который зовется школа.
А вот педагоги умны и строги,
Сюда привели их прямые дороги,
Чтоб видеть веселые детские лица,
Которые сами приходят учиться
В дом, который зовется школа!

(Включается фонограмма, звучит лирическая музыка)

- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

(Музыка продолжает звучать)

- Ребята, скажите, а кто из вас любит сказки? (Ответы детей)

- Сказки нравятся не только детям, но и нам, взрослым. Давайте позовем сказку. Представьте, что в руках у вас волшебная палочка. Взмахнем этой волшебной палочкой и тихонько скажем: “Раз, два, три, сказка – приходи!

(Зучание музыки усиливается, учитель садится и читает сказку)

В одном лесу жили лисы. Они жили большой и дружной семьей. Одно поколение сменяло другое, и не было им равных по силе и ловкости. Они славились как опытные и умные охотники. В этой семье рос маленький лисенок. На радость родителям он был веселым и подвижным. Однажды родители решили, что настало время готовить лисенка к взрослой жизни. Необходимо было пройти испытание. Такие испытания проходили в специальных лесных школах, где самые старшие и опытные лисы передавали свое мастерство молодому поколению.

Лисенок радостно бегал в школу. Он хотел научиться всему сразу: и бесшумно передвигаться по лесу, и развить тонкость слуха, и различать все лесные запахи, и тренировать остроту зрения. Но с каждым днем он становился все грустнее и задумчивее. Ему не удавалось повторить за лисом все упражнения, не получалось делать все так же легко и быстро, а некоторые домашние задания совсем не мог выполнить. Горько плакал лисенок

(Появляется лисенок и горько плачет)

Лисенок: - Почему у меня ничего не получается? Я плохой. Я ничего не умею! Наверное, только я один такой!

(Останавливается, разглядывает ребят)

- Ой! А куда это я попал?

(Дети отвечают: - В школу, в 1-й класс!)

- Ребята, а у вас в школе все получается?

Учитель: – Ребята, давайте расскажем лисенку, что у нас хорошо получается, а в чем возникают трудности. Соберем копилку трудностей первоклассника.

Лисенок: – А у меня как раз с собой и корзинка есть.

(Показывает корзинку, на которой надпись: “Копилка трудностей первоклассника”)

- Называйте все, что вызывает у вас трудности и огорчения в школе. Ну а раз вы писать еще не умеете, то нам помогут в этом гости. У меня и листочки специальные имеются.

(Раздает листочки и оставляет корзинку у воспитателей)

Трудности: (можно детям подсказать)

  1. Мне трудно тихо сидеть на уроке.
  2. Мне трудно не делать в тетради ошибки.
  3. Я стесняюсь отвечать у доски.
  4. Трудно рано вставать.
  5. Трудно писать буквы.
  6. Трудно запоминать правила.
  7. Не получается быстро и правильно произносить скороговорки…

Лисенок: – Да, я вижу, что и вам нелегко учиться! А домашние задания у вас бывают? (Дети отвечают). Тогда может вы мне поможете выполнить домашнюю работу?

Учитель: - Будем помогать лисенку? Тогда приготовились! Лисенок, наши первоклассники знают одно из главных правил школьника – это быть внимательным на уроке, стараться хорошо – хорошо слушать учителя.

Лисенок: - Ой, это я умею!

Учитель: - А вот мы и проверим. Поиграем в игру “Доскажи словечко”. Догадайтесь, о каком звере или птице идет речь:

  1. Сено хоботом берет толстокожий…. (лисенок путает) бегемот (слон)
  2. Кто любит по веткам носиться, конечно, рыжая лисица (белка)
  3. В чаще, голову задрав, воет с голоду жираф (волк)
  4. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый волк (медведь)
  5. Под луною песни петь сел на веточку медведь (соловей)
  6. На заборе поутру кукарекает (петух)

Учитель: - Ну, лисенок, теперь понятно, почему у тебя что – то в работе не получается. Наверное, ты что-то при объяснении прослушал!

- Ребята, вы согласны с этим?

Лисенок: - Ребята, а как называется все то, что мы слышим? (Это звуки)

Учитель: - А какие звуки речи бывают? (Гласные и согласные)

Лисенок: - Говорите о звуках, а тут какие – то числа (показываю 6 и 10).

Учитель: - Чтобы это значило? (6 звуков, 10 букв)

- Что же помогло нам запомнить это? (Рифмовка о гласных звуках)

А – О – У, Э – Ы – И
Звуки гласные мои.
Их нетрудно перечесть,
Гласных звуков ровно – 6.

- Давайте назовем буквы гласные (называют: а, о, у, э, ы, я, е, ю, е, и).

Почему эти буквы в 2 ряда выстроились? (Буквы 1 ряда – показывают твердости, 2 – показатели мягкости)

Лисенок показывает карточки… и спрашивает:

- А это что за значки? (Дети отвечают)

Учитель: - Лисенок, вы в лесной школе буквы уже учите?

Лисенок: - Да, но мне их трудно запоминать!

Учитель: - А нам зарядка в этом помогает!

“ ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА” (карточки с буквами М, Я, У)

В итоге: - Какое слово получилось? (МЯУ)

- Так что нам помогает запоминать учебный материал? (Наша память)

- Ребята, давайте немного отдохнем. Проведем переменку. Я вам буду задавать вопросы. Вы отвечая, должны и мяукать и хрюкать, и мычать, и квакать и пищать, т.е. издавать смешные звуки. Внимание!

- Вам сейчас всем надо встать, только – чур – нельзя скучать!

А лисенок будет помогать.

- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто мороза не боится и с горы летит как птица?

- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

- Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

- Кто домашний свой урок выполняет ровно в срок?

- Кто из вас, хочу узнать, любит петь и танцевать?

Учитель: Вот как много умеют и знают наши первоклассники. Но это еще не все. Ребята, пока вы тут мяукали, вас услышали сказочные коты (показывает рис. 2 котов) Из какой они сказки? (Ш. Перро “Кот в сапогах”)

Задание: Рассмотрите 1-го кота, теперь 2-го. Чем они похожи? А чем отличаются? (Перечисляют различия: цвет сапог, Один повернут вправо, другой влево…)

- Что обозначает цифра 1? (1 – число розовых сапог; серых сапог, шляп и перьев у каждого)

Дорожка, по которой убегут коты обратно в свою сказку.

- Что собой представляет эта дорожка? (Кривая линия)

Показывает. А что это? Завтра что – то интересное и новенькое узнаем о луче.

- Ох, и хорошо мы поработали, что даже жарко стало! Давайте, наведем порядок в классе, проветрим классную комнату.

- Раз, два, Три пыль везде сотри. Фортку открывай, воздух освежай.

- Ребята, а теперь я хочу пригласить вас вместе с лисенком в одно замечательное царство, в котором живет прекрасная царица, а имя ее поможет узнать нам загадка:

Я – в царстве луж, в краю огней и вод.
Я – в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.

Скажи, какое это время года?

- Что же это за царица? (Осень)

- Как догадались? (Перечисляют дела осени)

А еще ребята знают интересное стихотворение, про осень. Послушаем. Пожалуйста, Анюта!

Осень одевается
Пестро-пестро,
Осень пахнет
Остро – остро.
Осень стелет мягко-мягко,
Осень кормит
Сладко – сладко.

Учитель: Какие дела осени можете назвать?…

- Ребята, у нас за окном зима, а мы вдруг опять повели разговор об осени. Почему, кто догадался? (По календарю ноябрь последний осенний месяц)

Задание 2…в учебнике. Выполните его вместе с родителями (читает задание).

Учитель продолжает разговор об осени по тексту с. 41 с использованием иллюстраций по его содержанию.

- Много забот у человека осенью. Горячей называют осеннюю пору люди. Созрели на полях пшеница, овес, кукуруза. В огородах собирают картофель, морковь, капусту. Поспели в садах яблоки, груши, виноград. Надо успеть посеять озимую рожь, посадить озимый чеснок. Посадить саженцы яблонь, груш, крыжовника, смородины. Сделать заготовки на зиму (текст иллюстрируется)

В итоге – Каким словом называют то, что вырастил человек? (На наборном полотне буквы УРОЖАЙ, перевернуты; после того, как дети назовут слово, буквы переворачиваются)

- За что – же мы спасибо говорим осени? (Перечисляем)

Лисенок коротко рассказывает, как лесные жители готовятся к зиме, после чего начинает искать корзину, приговаривая:

- Ой, а где же моя корзинка? Я же хотел своим одноклассникам лесной школы угощения принести (останавливается сначала на том месте, где сначала стояла корзина).

- Вот так чудеса! Корзинка исчезла, а вместо нее – ... Что это? (разворачивает рулон) (радостно) – Вот корзинка!

Учитель: - Да, такое только в сказках случается! Не переживай, не огорчайся, лисенок. Ребята, давайте поможем лисенку – сделаем подарок для его друзей – одноклассников. А как? (Ответы детей)

(Расстилаем рулон на столах среднего ряда. Дети рисуют овощи, фрукты, ягоды…Вкл. Фонограмма “лесная музыка”. Учителя и воспитатели тоже подключаются к ним. После завершения работы дети садятся на свои места, картина демонстрируется. Лисенок забирает плакат, благодарит всех участников за подарок.)

Лисенок: - Ну вот, мне и пора уходить. Меня ждут дома. Я многому научился здесь у вас. Вы мне помогали справиться с моими трудностями. Теперь мне будет намного легче учиться. А еще я узнал, что в вашем классе есть ребята, которые готовы помочь в трудную минуту. Спасибо за подарки и за помощь! До свидания! (Лисенок уходит. Учитель продолжает чтение сказки. Звучит музыка)

Учитель: - Шло время. Пришлось лисенку и дальше заниматься в лесной школе. Но теперь он не суетился, не бегал без дела. Старался ходить бесшумно, все вокруг замечать, старался исправлять все ошибки, не унывать при неудачах и промахах. Трудно было лисенку. Но вот наступил день проверки на силу и выносливость. Друзья лисенка стали крепкими и хитрыми. Ловкость и сноровка были в их движениях. На поляне собрались все лесные звери. Испытания были долгими и трудными. Каждый участник был лучше другого. Дошла очередь и до лисенка. Но где же он? Что – то его не видно! Он превратился в красивого лиса, ловкого и сильного, смелого и быстрого. Маленький лисенок поверил в себя и добился всего, чего хотел. (Музыка выключается)

- Вот и закончилась сказка, в которой мы побывали все. Вам она понравилась?

- Скажите, ребята,

  1. К чему готовили лисят в лесных школах? (К будущей взрослой жизни.)
  2. Почему лисенку было трудно в школе? (Хотел научиться всему без труда)
  3. Почему лисенок считал себя плохим? (У него ничего не получалось)
  4. Куда делся лисенок в конце сказки? Почему автор сказал: “Нет его больше”? (Он стал лисом)
  5. Были ли у вас в жизни похожие ситуации? (Называют)

- Ребята, оказывается, и у вас, и у других таких же первоклассников, и у маленького лисенка – школьника бывают в школе трудности, но нужно уметь преодолевать эти сложные ситуации, чтобы в будущем вы смогли закончить школу и стать образованными людьми. А за помощью вы всегда сможете обратиться к своим друзьям, родителям, учителю и психологу, к тем, кто всегда будет рад вам помочь. Не зря говорят: “Учитесь не тому, что легко, а тому, что трудно” (на доске плакат – опора).

Психолог: - А теперь подведем итог нашего занятия. Встали ребята в круг (у психолога в руках горящая свеча). Каждый, у кого в руках окажется свеча, скажет о том, что понравилось на занятии сегодня, или не понравилось, т. е. Выскажет свое мнение, поделится своими мыслями, впечатлениями.

Список используемой литературы:

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001. – 280 с.