Развитие математической речи младших школьников, испытывающих трудности в обучении

Разделы: Начальная школа


Многочисленные исследования школьной успеваемости показывают, что сегодня каждый четвертый ученик испытывает трудности в обучении (при сохранном интеллекте). Так, исследование функциональной грамотности младших школьников (Н.Г. Авдейчук) выявило, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант; 36,7% не владеют навыком свободного чтения; 25,1% испытывают трудности в счете и решении задач; 30% учащихся начальной школы испытывают боязнь и отвращение к учебе [5].

В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-позвавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Исследование отмеченных причин в последнее десятилетие было весьма интенсивным. Общественный и экономический кризис, обусловленные переходным периодом, сопровождаются резким снижением показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это приводит к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания, 45% - функциональные отклонения в физическом и нервно-психологическом здоровье. Около 10% можно отнести к категории безнадзорных детей (это дети из неблагополучных семей, семей мигрантов, беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, дети-сироты при живых родителях) [4].

Поступление ребенка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом его социализации и представляет собой серьезное испытание его адаптационных возможностей. Одни дети это испытание выдерживают вполне успешно, для других новая социальная ситуация их развития становится ситуацией риска. Внешняя школьная среда, воспитание и обучение в своих влияниях на адаптацию ребенка опосредуются внутренними условиями, уже сложившимися к моменту поступления в школу. Поэтому с целью определения адекватных для ребенка школьного режима, формы обучения, дидактической нагрузки в целом чрезвычайно важно знать и учитывать эти внутренние условия, грамотно оценивать адаптационные возможности ребенка на этапе его поступления в школу. Одним из значимых показателями невысокого уровня адаптационных возможностей является низкий уровень развития речи.

Речь ребенка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно его наглядным показателем. По тому, как ребенок говорит в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринимает и осмысливает окружающее. Речь детей испытывающих трудности в обучении обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз. Страдает логичность, содержательность, выразительность речи.

Еще Л.С. Выготский (1932) обратил внимание на то, что в основе формирования высших психических функций лежит сложный процесс интериоризации внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение восприятию в развитии речи, считая, что ребенок должен говорить и мыслить, только воспринимая. Развитие восприятия различных модальностей создает ту базу, на которой начинает формироваться речь. Руководствуясь его же теорией о сложной структуре дефекта, можно отчасти объяснить те неудачи, с которыми сталкиваются работники психолого-педагогической службы, учителя начальных классов, пытаясь скорректировать задержку речевого развития ребенка, его интеллектуальной сферы, не принимая во внимание особенности восприятия [1].

Причины школьной дезадаптации, трудности в обучении у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Существенно пополняют трудности начального обучения низкий уровень развития познавательных потребностей, познавательного интереса, несформированность внутренней позиции школьника [2].

Развитие речи младшего школьника является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью,... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [3, с. 477]. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.

Основополагающим условием продуктивной деятельности по формированию и развитию речи младшего школьника является систематическая работа учителя, как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого необходимо чтобы педагог предлагал учащимся задания направленные на развитие речи. На занятиях по математике педагог может использовать ряд игр и упражнений, способствующих развитию и формированию математической речи детей, испытывающих трудности в обучении. Грамотная математическая речь выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и когда можно применить эти термины и специальные математические выражения, а также в развитии всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической, связной речи) [6].

Приведем примеры заданий.

Скороговорки и считалки

Скороговорки и считалки являются эффективным средством формирования и развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки и считалки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей, изучению математических терминов.

Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить такую скороговорку: У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

После её разучивания педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа (последующее и предыдущее).

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всё убыстряя и убыстряя темп. Педагог в этом случае выступает в роли дирижёра.

Интересна работа со считалками на занятиях по математике. Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре.

Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом направлении и называть числа в обратном порядке, временных представлений и т.д. Например:

1.

Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.

2.

Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.

3.

Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

4.

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Составление слова

1. Ведущий называет часть слова (девя...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... вять).

Примечание. В роли ведущего может выступать учитель или ученик.

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов обозначающих цифру:

а, д, в, о, и, н, т, ч, е, ы, р, п, я, ь, с, м, ш.

Ответ: один, два, три. четыре. пять, шесть, семь. восемь. девять.

Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

  • Тонкий –
  • Низкий –
  • Большой –
  • Много –
  • Сложение –

Перевернутые слова

Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Например:

  • УМАСМ – СУММА.
  • АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).
  • ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).
  • КРАТВАД (квадрат).
  • УГОТЬРЕНИК (треугольник).
  • РЕЗОТОК (отрезок).

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же размера (или одной формы). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Счет с помехой

Ребенок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. При оценке учитывается время выполнения задания и количество ошибок.

Для формирования и развития математических понятий, математической речи учащимся необходимо предлагать упражнения на самостоятельное составление подобных заданий.

Все перечисленные примеры упражнений и игр способствуют формированию и развитию математических понятий, развитию речи, повышению эффективности коррекционно-развивающего воздействия на младшего школьника в процессе обучения математике.

Список литературы:

  1. Преснова О.В., Браудо Т.Е.Использование современных технологий в профессиональной подготовке специалистов высшей школы. Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков Софийский университет Московский городской педагогический университет им.Святого Климента Охридского София- Москва, 2001. С.193-210.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – T.I. – М., 1989.
  4. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал русского населения в странах нового зарубежья. М.: СОЦИС. - 1997. - № 11.
  5. Специальная педагогика /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  6. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения).- Белгород, 2006. - Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/Nauka/Frolov-Reading/