Урок риторики "По комнате ходит сказка". Знакомство с опорными словами

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать понятие учащимся об опорных словах в произведениях, их роли в тексте. Учить ребят находить опорные слова в различных произведениях.
  • Развивать творческое воображение учащихся, учить детей быть творчески раскрепощенными людьми. Развивать интерес к чтению, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать доброту через сказку, дружеские отношения в коллективе. Прививать интерес к предмету.

Оборудование: Проигрыватель, грамзаписи: Произведения А. Петрова Вариации к к/ф “Человек-амфибия”, сказки “Волк и семеро козлят да на новый лад” “Три поросенка” звуковое сопровождение. Фильмоскоп, д/ф “Три поросенка”; Книги - “Гуси - Лебеди” “Репка”, “Теремок”, “Ворона и лисица”-33шт, Кроссворд, блокнот цветовой.

Ход урока

1. Огр. момент

Добрый день гости дорогие, жданные, званные и желанные!

Мы рады гостя как добрым вестям!

Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

В классе гаснет свет, звучит мелодия (вариации А. Петрова к к/ф “Человек амфибия”) сверкают разноцветные огни, учитель читает стихотворение:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки,
Уже навострили ушки ...
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка ...

2. Сообщение темы

  1. Н нас с вами сегодня необычный УРОК. К нам в гости пришла сказка, чтобы помочь нам познакомиться со словами в тексте, которые являются самыми главными, узнать, как они называются.

Кто любит сказки? За что вы любите их читать? (обобщить ответы детей)

Работа с кроссвордами.

Давайте вспомним сказки, всем нам знакомые и любимые с детства.

У вас на партах лежат кроссворды, попробуем их заполнить

Работа в парах.

  1. На овчарку он похож
    Что ни зуб то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть.
  2. Отворили дверь ...
    и пропали все куда-то.
  3. В доме свет провёл монтёр,
    В шахте трудится шахтер,
    Песни нам поёт певец,
    В жаркой кузнеце - ....
  4. Что за скрип? Что за хруст?
    Это что еще за куст?
    Как же быть без хруста,
    Если я .....

Какие слова вы выписали! Давайте посмотрим и на наш кроссворд.

Проверка

  • Как выдумаете, о какои сказке идёт речь в нашем кроссворде?
  • Почему вы так считаете?
  • Докажите текстом.
  • Как можно назвать эти слова? Какие они в тексте? (главные)
  • Мы смогли узнать сказку с помощью этих слов. Кто сразу её узнал?

Вывод: Эти слова которые помогли нам узнать, вспомнить сказку называются опорными.

Давайте вспомним, как заканчивается эта сказка?

IV. Инсценирование сказки

Я предлагаю вам посмотреть сказку “Волк и семеро козлят, да на новый лад”. Что новое?

  • Что нового увидели в этой сказке?
  • Понравилась ли вам эта сказка? Почему?

Я хочу посмотреть, кто из вас был самым внимательным.

Дополните слова из кроссворда новым опорным словом в этой сказке. (петух, голос, съел)

V. Работа с опорными словами.

Какие слова мы называем опорными?

Попробуем угадать ещё одну сказку?

Задание: Из набора слов, выбрать ответы на мои загадки, положить перед собой.

Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, грызет морковку. (заяц)

Зубова-то серовато
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет. (волк)

Посмотрите-ка, какая
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе пушистой и большой. (лиса)

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышь)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок Покатился .... (колобок)

  • Какие опорные слова вы выбрали.
  • О какой сказке идёт речь?

Доска

ЗАЯЦ, ВОЛК, ЛИСА, МЕДВЕДЬ, МЫШЬ, КОЛОБОК.

  • Кто что-нибудь заметил?
  • Почему это слово лишнее? Уберите.
  • Какие слова можно ещё добавить? (старик, старуха)
  • Назовите ключевое слово, подсказавшее вам название сказки. Почему оно?

(Действительно во многих сказках есть и лиса и заяц, и волк, и медведь. А вот колобок всего один).

VI. Физминутка.

Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком, мы в ладошки хлопаем,
Мы ногами хлопаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
Оттопыриваем ушки
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем
Гримасы все настроим
Как скажу я слово три -
Все с гримасами замри. (три)

  • Какие очаровательные мартышки. Садитесь.

Итак, кто же мне скажет, какие слова мы можем называть опорными?

VII. Пр/работа

Вывод:

Опорные слова - главные. Они помогают передать в тексте самое основное. По опорным словам можно вспомнить содержание текста.

Опорные слова называют Ключевыми.

Задание:

  • Прочитать коллективно.

Работа с басней И.А. Крылова “Ворона и лисица”. Прочитать басню, найти слова, являющиеся опорными, ключевыми.

ВОРОНА, СЫР, ЛИСИЦА, СПОЙ СВЕТИК, КАРКНУЛА ВО ВСЕ ГОРЛО.

Задание 2: 3 учащихся получают различные книги, должны выбрать самостоятельно опорные слова, чтобы, прочитав их детям услышать правильное название сказки.

“Теремок” - мышка - норушка, лягушка - квакушка, теремок.

“Гуси-Лебеди” - Баба-Яга, сестра, брат, яблонька, печка, речка, гуси-лебеди.

Репка” - бабка, дедка, внучка, Жучка, ... репка.

VIII. Закрепление

  • Какие слова вы выбрали? Почему именно их?
  • А где мы с вами на уроках можем использовать опорные слова?

В русском языке - сочинение, изложение.

чтение, природ-е - пересказ, д/зад.

IX. Просмотр диафильма

  • Я вам приготовила сюрприз.

Носик круглый пяточком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Посмотрите отрывок из сказки “Три поросенка”.

Найдите опорные слова. Просмотр.

Мы узнаем, чем закончилась эта сказка на следующем уроке.

Д/зад. У меня к вам предложение: Возьмите опорные слова из сказки “Волк и семеро козлят и трёх поросят”

Придумайте новую сказку о том, как козлята с поросятами проучили волка.

На следующем уроке мы с вами попробуем стать сказочниками и попытаемся сочинить новую сказку.

Х. Итог урока

Подходит к концу наш урок.

  • О чем мы с вами разговаривали на уроке?

Тест цветовой

 

- Однокоренные слова

 

- Ключевые слова. помогают передать в тексте самое главное.

 

- Слова, связанные в предложении с помощью вопросов.

Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки до небес!
Вы представьте: как бы стало скучно,
Если б в мире не было чудес!

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака,
Спешат, бегут за годом год,
А сказка - на тебе! - живёт!

и про зверей, и про царей,
И что на свете было -
Всё сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.

Она живёт в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому, что без неё нельзя нам.

У вас на парте лежит у каждого колобок. Сами дорисуйте какой к вам пришел колобок, весёлый или грустный.

ВЫВОД: помогают передать в тексте ключевые

Оформление доски

Ой, вы, гости дорогие,
Люди свойские простые!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!