Спорт – залог успешной социализации

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели:

  1. духовное и физическое образование учащихся как залог успешной социализации;
  2. достижение высоких спортивных результатов.

Задачи:

  1. соответствие современным требованиям и запросам родителей и общественности;
  2. осуществление индивидуального подхода к учащимся; сохранение кадров и контингента учащихся;
  3. полноценное оздоровление учащихся; подготовка спортсменов-разрядников (КМС – 5 чел., 1 разряд – 10 чел., 2 разряд – 100 чел.)

Мы четко понимаем, что учреждение дополнительного образования обязано самостоятельно определить, какие видовые программы способны удовлетворить социальные ожидания семьи и общества, как построить систему работы, которая, не дублируя школу, может привлекать детей к участию в дополнительном образовательном процессе.

Согласно видовым программам (вольная борьба и самбо), на начальном этапе дети, приходя в ДЮСШ, в течение 1 месяца имеют возможность посещать занятия с целью ознакомления особенностей вида деятельности и построения учебного процесса. Впоследствии, самоопределившийся ребёнок зачисляется в спортивную школу. Детско-юношеской спортивной школой используются новые видовые программы по вольной борьбе и самбо, также используются организационные формы, обеспечивающие качественное и разнообразное образование (учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивные игры, спартакиады в спортивном лагере).

Основными направлениями методической работы ДЮСШ являются: информационно-организационное методическое обеспечение системы ДЮСШ: повышение квалификации педагогических кадров; а также проведение методической учебы в ДЮСШ по плану.

Старшим тренером Серегиным А.П. написана методическая разработка по теме: «Анализ тактики в вольной борьбе». Данная разработка используется для обмена опытом в практической работе тренерами города и края.

За 2005-2006 уч. год проведен смотр-конкурс среди тренеров-преподавателей по следующим разделам: сохранность контингента; участие в соревнованиях; оздоровительная работа; формирование сборных команд; общественная работа.

По итогам смотра-конкурса в число лучших тренеров-преподавателей вошли: Серегин Андрей Петрович, Калентьев Виктор Иванович, Бахов Александр Ильич.

Воспитательная работа.

Наши учащиеся – это будущее нашей страны. Поэтому в воспитательную работу включаются такие разделы как: развитие трудолюбия, уважения к старшим, любовь к своему городу и т.д., эстетическое воспитание, воспитание добра, воспитание толерантности, воспитание коммуникабельности. Для профилактики детской безнадзорности, правонарушений и наркомании особое внимание коллектив школы уделяет работе с воспитанниками из неблагополучных семей. Совместно с тренерами организует мероприятия различного ранга по привлечению детей и подростков к здоровому образу жизни, развитию навыков социальной адаптации детей с асоциальным поведением.

Работа с родительской общественностью. В школе проводится систематическая работа с родительским комитетом из расчета 5 человек от каждого отделения (вольная борьба и самбо). Они принимают непосредственное участие в учебно-тренировочном процессе, в проведение всех спортивно-массовых мероприятий. Родители участвуют в проведении праздников как организаторы и помощники (поездки на соревнования), а на показательных выступлениях – как зрители и болельщики. При проведении совместных спортивных праздников они становятся их непосредственными участниками. Огромный вклад родители вносят в летнюю оздоровительную компанию. Благодаря их материальной помощи оздоравливаются 50 % учащихся. Они также помогают транспортом, выделяют призы на соревнования для первенств ДЮСШ. Работа с родителями проводится постоянно, всесторонне, в тесном контакте с администрацией и тренерами-преподавателями.

Медицинская работа. Врачом в ДЮСШ проводятся следующие мероприятия: осенняя и весенняя диспансеризация, диспансерный осмотр прошли 285 человек, что составило 80 %; признаны здоровыми 80 %; контроль за витаминизацией; профилактические восстановительные мероприятия с учащимися, у которых не выявлены отклонения в состоянии здоровья; дополнительные медицинские осмотры; консультации тренеров-преподавателей и спортсменов; врачебно-педагогические наблюдения; медико-санитарное обеспечение соревнований; санитарно-просветительная работа о здоровом образе жизни с учащимися и их родителями, тренерами-преподавателями и административным составом учреждения.

Обсуждение результатов.

В 2005 г. проведено комплектование школы и укомплектовано 63 группы с контингентом учащихся 717 человек. Из них групп начальной подготовки 34, с контингентом учащихся 485 человек. Учебно-тренировочных групп 22, с контингентом 206 человек. Групп спортивного совершенствования – 6, с контингентом 9 человек. Спортивно-оздоровительных групп 2, с контингентом 24 человека. Занятия в этих группах ведутся на общественных началах (без оплаты). Наполняемость групп соответствует требованиям и положению о ДЮСШ – 100 %. В 2005-2006 учебном году сохранность контингента по группам начальной подготовки составляет 87 %, в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования – 100. В нашей ДЮСШ за 2005-2006 учебный год подготовлено: 12 кандидатов в мастера спорта, 20 человек первого разряда, 32 человека – первый юношеский, 70 человек - второй юношеский, 150 – массовый разряд.

Из работающих в ДЮСШ 20 тренеров-преподавателей 18штатных и 2 тренера-совместителя: «Отличников физической культуры» - 4, «Заслуженных тренеров России» - 1, Мастеров спорта международного класса – 2 человека.

Мы знаем, что считается - если сформулировать проблему, это значит уже наполовину ее решить!

Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общества для формирования условий развития личности, её способности к продуктивному решению проблем: трудовой, общественной, образовательной, культурной деятельности, которые на наш взгляд являются актуальными. Для разностороннего обучения учащихся и выявления, а впоследствии и формирования у них спортивного интереса нами были изучены потребности учащихся и родителей, а также мнения педагогов.

Администрацией спортивной школы было проведено исследование об осведомленности родителей о специфике и направлениях деятельности школы. Родители хотят: чтобы их ребёнок был здоровым в результате занятий в спортивной школе –100%; другим родителям необходимо заполнить свободное время ребёнка -80%(отвлечение от улицы, различных форм зависимостей); третьи мечтают о высоких достижениях своего ребёнка –97%.

В ходе собеседования с родителями было выявлено их положительное отношение к деятельности школы, так как обучение в спортивной школе развивает у детей коммуникативные качества, самостоятельность, умение реализовать себя как в физической, так и в интеллектуальной деятельности -96%.

Выявлено благотворное влияние на эстетическое и этическое развитие детей, благодаря учебно-тренировочным занятиям –45%. Проведенный опрос среди учащихся продемонстрировал желание детей видеть занятия разнообразными, интересными и проведенными на высоком эмоциональном уровне -100%.

На основе анализа исследования были сформулированы проблемы ДЮСШ: необходимость перехода к новому качеству образования (в соответствии с целями, поставленными школой); актуальность формирования прочного педагогического мышления, основанного на принятии ценностей, воспитания интеллектуальной культуры саморазвития; потребность формирования познавательной самостоятельности у обучающихся, развития их творческих способностей; несовершенство содержания образовательных программ, с учётом требований разнообразного, вариативного обучения; несоответствие учебного плана школы и результатов анализа исследования потребностей учащихся; недостаточное материально-техническое обеспечение и финансирования школы на спортивно-массовую работу.

Методы решения.

Проанализировав проблемы и противоречия в деятельности ДЮСШ, мы определили на 2006-2007 учебный год пути решения этих недостатков с помощью совместных усилий родителей, администрации, спонсоров и учредителя ДЮСШ: повышение образовательного уровня тренерско-преподавательского состава; усиление воспитательного потенциала занятий; построение образовательного процесса на основе формирования социально-значимых общечеловеческих ценностей таких как: свободное развитие личности, образцов гражданского проведения, развитие гуманистических принципов воспитания и образования, нравственного и гражданского воспитания, воспитание социальной ответственности, осуществление профилактики и коррекции девиантного поведения; внедрять демократический стиль руководства воспитательно-образовательным процессом; приобретение и внедрение в работу экспериментальных образовательных программ; использование тесных контактов тренеров-преподавателей с родителями, спонсорами, федерациями по видам борьбы, заинтересованными лицами, которые помогают финансированием для выполнения календаря спортивно-массовой работы (участие во всех соревнованиях); проведение соответствующей работы с общественными организациями, родителями и учредителем для оздоровления учащихся в летний период, так как это дает весомый вклад в оздоровление учащихся. Мы поддерживаем мнение о том, что: “На воспитание гуманистически ориентированного отношения к спорту должна быть направлена и педагогическая деятельность в рамках социализации учащихся образовательно-спортивных учреждений”, - также, то, что: “Система гуманистического воспитания должна содействовать безопасному и комфортному существованию личности”[1].

Заключение.

Из представленных выше сведений видно, что в школе созданы все условия для подготовки спортсменов для достижения ими высших спортивных результатов, а также – для успешной социализации и сохранения здоровья.

приложение