"Дневник здоровья" — форма общения семьи и школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей.

Здоровье школьников во многом зависит от организации учебного процесса и условий жизни детей в школе. К сожалению, многие дети приходят учиться уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия, направленные на повышение защитных сил детского организма, на снижение интенсивности стрессовых воздействий. В этих условиях учитель может использовать “Дневник здоровья”.

“Дневник здоровья” позволит развить у младших школьников мотивационные основы сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья.

На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

Содержание “ Дневника здоровья” может быть использовано для индивидуальной и коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы дома.

В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), группу крови, цвет волос, глаз.

В “Дневник здоровья” включены следующие основные темы:

  1. Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии.
  2. Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
  3. Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.
  4. Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
  5. Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), и их связь с возникновением заболеваний человека.
  6. Правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в экстренных случаях.
  7. Экстремальные ситуации, определение потенциальной опасности, необходимость точных действий детей в экстремальных случаях.

Изучение этих тем начинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с 1-го по 4-й класс учебный материал углубляется и усложняется. “Дневник здоровья” учащиеся начинают вести со второго класса и продолжают в третьем и четвертом.

В работе с “Дневником здоровья” могут быть использованы следующие приемы:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка сценок, спектаклей;
  • разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов;
  • выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, аутогенные тренировки, концентрацию внимания, развитие воображения, точечный массаж, валеологический самоанализ;
  • рисование и раскрашивание рисунков;
  • составление и решение кроссвордов;
  • составление режима дня;
  • составление меню;
  • заполнение анкет, тестов;
  • придумывание значков, загадок;
  • составление пословиц.

Работа с “Дневником здоровья” поможет учителю решить задачи:

  • исследовать и оценить состояние здоровья учащихся;
  • формировать установку на здоровый образ жизни;
  • сохранить и укрепить здоровье учащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
  • научить учащихся воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.

Работа с “ Дневником здоровья” помогает усвоить учебный материал, делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, а так же способствует развитию у школьников процессов самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.

В приложении предложены “Дневники здоровья” для 2, 3, 4-х классов.

Литература

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2000.
  2. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург, 2001.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – С.-Петербург, 1995.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – С.-Петербург, 1995.
  5. Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. – С.-Петербург, 1999.
  6. Зайцев Г.К. Уроки Знайки. – С.-Петербург, 1999.
  7. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. – М., 1984.
  8. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1984.
  9. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 1989.
  10. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок. – Новосибирск, 2000
  11. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. – М., 1986.
  12. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – С.-Петербург, 1998.
  13. Обухова Л.А., Лемяскина Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М., 2001.
  14. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 1987.
  15. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 1985.