Урок русского языка в 9-м классе с использованием компьютерных технологий по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

I. Познавательные:

  • повторить опознавательные признаки СПП;
  • проверить знания о СПП с придаточными определительными, союзных слов;
  • познакомить со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
  • разъяснить способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП с придаточными определительными.

II. Практические:

  • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
  • учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
  • формировать умение строить СПП по данному началу (заданной модели);
  • отработать навык нахождения и узнавания придаточных изъяснительных, присоединяющихся при помощи частицы ли.

Задачи урока:

Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Умение строить СПП с придаточными изъяснительными.

Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.

Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения. Учащиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы. Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Тип урока – комбинированный.

Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.

Оборудование урока:

  • таблицы с буквенно-графическими схемами СПП;
  • карточки с дидактическим материалом;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных с несколькими придаточными и проведём творческую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.

Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание по учебнику и карточку с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.

(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответе у доски, работаю с классом).

Учитель: Беседа по вопросам:

- Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?

- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?

- К каким членам главного предложения относится придаточное изъяснительное?

- Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.

- Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?

- Что такое косвенная речь?

- С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (что, как, будто).

- Как строиться косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)

Учитель: А теперь поработаем с компьютером. Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.

Слайд №1.

Древние римляне утверждали: “Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться”.

Чайковский отмечал: “Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.

Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: (С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).

Учитель: Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.

Слайд №2.

 

Что – союз или союзное слово?

Матушка стала замечать, что Никита ходит скучный, и говорила об этом с Аркадием Ивановичем.

Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично.

Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан.

Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать Герасима во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожить собаку.

После работы со слайдом №2 приступаем к проверке домашнего задания.

Задание №1. Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.

И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].

Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).

За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].

Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).

Разбирая задание №1, обращаем внимание на следующие особенности строения предложения:

На особенность присоединения к главному предложению придаточного.

Употребления союзов и союзных слов.

Виды подчинения.

Употребление частицы ли.

Задание №2: Разберите по составу слова: сжатие, памятны, переливаясь, лесистым, краснолесьем.

Задание №3: Выполните морфологический и фонетический разбор слова своё.

Учитель: Для закрепления знаний выполняем следующее творческое задание:

Слайд №3.

1Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. 11Используйте при этом своё мнение о героях комедии А. С. Грибоедова 1 “Горе от ума”, их поступках, поведении.

Я убеждён в том, …

Я считаю, …

Я согласен с тем, …

Могу с уверенностью сказать, …

Мне интересна мысль, …

Задание проверяется устно.

Задание №4: Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных, составьте схему.

Слайд №4.

Жизненная мудрость заключается в том что надо учиться радоваться всему что тебя окружает радоваться жизни какой бы тяжёлой она ни была.

(Е. Пермитин)

Учителем читается задание. Учащиеся в тетради переписывают предложение. Проверяют расставленные знаки препинания:

Слайд №5.

Жизненная мудрость заключается в том, что надо учиться радоваться всему, что тебя окружает, радоваться жизни, какой бы тяжёлой она ни была.

(Е. Пермитин)

Для отработки полученных знаний предлагаю небольшую срезовую работу, которую учащиеся выполняют на заранее подготовленных карточках.

Срезовая работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад.

(А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил
Горько мне что не верю теперь.

(С. Есенин)

После проведения срезовой работы предлагаю учащимся проверить себя.

Слайд №6.

1. Знаешь, я читала, что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2. О, я была уверена, что ты придёшь назад.

(А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4. Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин)

Заключительный этап урока.

Домашнее задание: Опережающее задание - §8. Упр. 60 (письменно), 64 (устно) из учебного пособия “Русский язык. 9 класс” под редакцией Бархударова С.Г., Крючкова С.Е., Максимова Л.Ю., Чешко Л.А. и др. 2004 г.