Урок литературы в 11-м классе по теме: «Тяжесть души» (по повести Ю. Нагибина "Встань и иди")

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с творчеством автора; определение проблематики повести.
  2. Раскрытие смысла названия произведения и нравственных уроков, заключенных в содержании повести.
  3. Воспитание чувства соборности, милосердия, совестливости; воспитание самостоятельно мыслящего человека, способного решать сложные задачи.

Валеологический компонент:

  1. Поддержание работоспособности учащихся.
  2. Воспитание чувств.

Оборудование урока:

  1. Портрет Ю. М. Нагибина.
  2. Газетные и журнальные вырезки с изображением храмов, соборов, церквей.
  3. Проигрыватель. Пластинка С. Рахманинов, литургия.
  4. Гитара. Живой голос. “Наутилус Помпилиус” - “Скованные”.

Использованные методы работы:

  1. Опережающие задания.
  2. Проблемные вопросы.
  3. Индивидуальные сообщения.
  4. Выразительное чтение наизусть с элементами драматизации.
  5. Выступления валеологов.

Оформление доски

“Тяжесть души”

Урок по повести Ю. Нагибина “Встань и иди”.

История души человеческой,
Хотя бы самой мелкой души,
Едва ли не любопытнее и не
полезнее истории целого народа. (М. Ю. Лермонтов)

  • Изображения церквей, соборов, храмов.
  • Портрет писателя.

Я не пропускал отныне ни одного купола, ни одного креста, ни одной двери, отверстой в дышащее старым сундуком и медом нутро церкви, чтобы не выполнить или большого или малого счастья: “Миленький боженька, сделай!”

Проблемный вопрос: Есть ли оправдание сыну в его поступке?

Золотовский: “Отца сын вычеркнул из жизни, вырвал, как согнутую траву”.

Щеглов: “Все же это не преступление, а несчастье”.

 I. Валеологический компонент.

Учитель предлагает детям открытку, где написано: “Папочка, ты самый красивый, добрый, умный, а главное … ты мой”.

- Что вы чувствуете?

- Что должен чувствовать человек, получивший эту открытку (это откровение)? Выразите состояние души. Ваши ассоциации.

- Как вы понимаете “отдохнуть душой”?

Небо, солнце, ветер, уют в родном доме – все ваше. Вы отдыхаете до самого дна души.

- Что значит “душа радуется”?

Чувство очарования. Вы любите жизнь, природу, родителей, школу, класс, урок литературы, меня…

- “Труд души”?

Вы умеете сопереживать, печалиться, ценить жизнь и быть счастливым, несмотря ни на что…

- Закрыта последняя страница повести Ю. Нагибина “Встань и иди”. Каково вашей душе? Тяжело. Этим символом – предложением давайте назовем тему урока, потому что разговор об этой повести – это разговор о состоянии души человеческой. Да ведь еще Лермонтов говорил:

История души человеческой,
Хотя бы самой мелкой души,
Едва ли не любопытнее и
Не полезнее истории целого народа.

II. Тема: “Тяжесть души”

Будет Вечность
. . . . . . . . . . . . …
Она будет, если
Не будет топора.

Юрий Нагибин жил во времена, когда топор висел над каждым, как Дамоклов меч.

Звучит 1-й куплет песни “Наутилус Помпилиус” - “Скованные”. (В. Бутусов – И. Кормильцев)

Учитель: Рукопись повести несколько десятилетий пролежала в нагибинском письменном столе. Отчим в свое время зарыл первый экземпляр повести “от греха подальше”. Близились 70-е годы. Образ Сталина вновь замаячил на телеэкранах. Слово “репрессия” произносилось вполголоса и только в дружеском кругу, а слово “реабилитация” почти исчезло. Хорошим тоном стало не вспоминать, где побывал человек в 30-е – 50-е годы, если он вернулся, а если не вернулся, шепотом называлась дата его смерти.

2-й куплет песни.

Учитель: 70-е годы – годы безвременья, круговой поруки, годы двойной морали: в семье говорили одно, а делали другое.

3-й куплет песни.

 III. Всякий человек живет в определенную эпоху. Эпоха создает обстоятельства.

Учитель:

- Обрисуйте черты эпохи, в которую живет нагибинский герой.

- Аресты по ночам.

- Очень много арестованных. Свидания.

- “Указницы”, арестованные за опоздания.

- Суд – редкость.

- “Весь простор, как шахматная доска…”

- “Кто-то и зачем-то, словно ножом, рассек народное тело, объявив одну его часть виноватой перед другой”.

- “Государство – большая клетка, в которой люди сидят, как крысы”.

IV. Работа группы с опережающим заданием.

Учитель: Чтобы разобраться в том, в чем запутался главный герой, понять его взаимоотношения с отцом, проведите нас по пути Сергея вслед за отцом. Группа предлагает комментарий “Путь Сергея вслед за отцом”.

Учитель: Едва ли Сережа любил отца в ранние годы. Но отец будил его любопытство, фантазию. Для Сережи отец был силачом, бегуном, храбрецом, героем, остряком. Отец никогда не делал подарков, между ними не было близости. Но он подарил ему Иркутск. Это чудо, вернее, скопище чудес.

Ученик: В Иркутске Сережа увидел, как огромен, многообразен и сложен мир. Здесь он полюбил природу. Ему нравились цветы, горы, реки, деревья – “я словно под мощным давлением, чувством родины…” Герой очень хорошо относился к бурятам, хоть и описывал их внешность не с лучшей стороны – “страшные люди с плоскими, будто раздавленными, смуглыми лицами с широкими сплюснутыми носами. У многих вовсе не было носов…” Сергей чувствовал какое-то родство с ними – “мы были одного корня. В мое новое понятие родины с ее просторами, цветами, реками, горами вошли и эти безносые братья”. А пестрота иркутского рынка – шумная разноязыковая толпа, запахом снеди, янтарный жиром омуль, кедровая халва, золотые глаза женщин – этого никогда не забыть. Здесь произошло главное из чудес: дворовые мальчишки не только признали, но и научили героя гонять голубей! Эти многочисленные чудеса, это перенапряженное существование, полное каждодневных открытий, должны были вызвать ответное чудо. Так и случилось. Незадолго до отъезда Сережа задержался на реке Ушаковке. Сумрак, поднявшийся над городом, внушал в героя страх, ужас, смятение – “Впервые пробудившийся страх перед жизнью. Это было не только рождением страха, но и рождением души. Девяти лет от роду согнулся я впервые под тяжестью души”.

Учитель: А вот Саратов. Именно здесь наметилось разрушительное начало в характере Сергея.

Ученик: Мой отец воспитывал меня городами, дорогами, сменой болей и острейших, рвущих душевную ткань впечатлений. Вся саратовская жизнь прошла в одном ключе, в одной неистовой страсти. Этой страстью были бабочки. Отец плохо переносил саратовскую жару. За бабочками мы ездили с мамой, нередко исчезая на целый день. Это было жестоко по отношению к отцу. Однажды мы вернулись к ночи, каким-то случайным, заблудшим трамваем. Отец ждал нас на улице, у него было черное лицо.

Отец угадал разрушительное начало моего характера. С тех пор и до конца дней появилась в нем крошечная отчужденность ко мне и что-то сострадательное. Сострадание – оттого, что он любил меня, и мучительно жалкой была моя непрочность, гибельность. Он восхищался, гордился мной, но не верил в меня.

Учитель: Тюрьма и суд, вот два места, где сосредоточилась его жизнь. Это был Егорьевск.

Ученик: Перед нами открылся монастырь-тюрьма, облитый розовым закатом. И почему-то

лишь сейчас я почувствовал вдруг, что там, за стенами, так близко и так недосягаемо, находится мой живой отец с его смугловатым монгольским лицом, с его улыбкой, его словечками, его неумелыми маленькими руками, родной, бедный человек, которому я ничем, ничем, ничем не могу помочь…

…Вот выводили отца по окончании слушания дела.

- Семь и четыре! – счастливым голосом крикнул отец. Он был уверен, что его приговорят к расстрелу.

Учитель: охма… очередной и, мне кажется, самый главный “университет в жизни Сергея. Наверное, именно потому, что эти поездки были самыми ужасными испытаниями для него…

Ученик: Сергей не был уже тем мальчиком, как раньше. Он душевно изощрился на войне. Решившись ехать к отцу “разодетым как павлин”, хочет показать всем, что у бедного, старого, измученного страдальца–отца есть такой сын. Роскошный, красивый, богатый, ветеран войны, зять советского вельможи, к тому же писатель, уже пригретый славой.

- Папа! – крикнул Сергей и кинулся к нему на встречу.

Но поцеловать не смог. Плоть спала с этого лица, оставались лишь обтянутые желтой кожей кости. Узенький рот провалился в завалы щек. Такое бывает только у умерших с голода. На отце были скроенные из кусков автомобильной покрышки, сшитые какой–то жилой и подвязанные веревками ботинки. Штаны из мешковины и не то рубашка, не то балахон, опоясанный веревкой. Из всего страшного, что Сергею пришлось пережить в тот день, самым страшным, до отвращения страшным, был миг, который вызвал гадливое чувство невесомости, миг, когда отец оказался у него на руках. Видно, в самом слове “отец” заложена какая-то тяжесть, весомость, но то, что сын подсаживал на телегу, не имело веса, под застиранным балахоном не было человеческой плоти. Опустив глаза, он увидел что-то желтое, пятнистое, медленно, с робкой лаской ползущее по ноге. Какие-то косточки, стянутые темной черно-желтой перепонкой, лягушачья лапка. Боже мой, эта лапка была рукой, рукой отца.

Сергея замутило и как-то нехорошо повело. И потом всю ночь он видел, как спазмы неодолимого голода, прерывая тяжкий сон отца, заставляли его путешествовать от постели к столу. А утром, больной, измученный, высосанный голодом, отец снова вернулся. Все пережитое не сломило отца. Никакой озлобленности, никакой приниженности, мудрая покорность, но не рабье смирение, прежний добрый интерес к жизни и к людям. Он был как алмаз, перед которым бессильны самые грубые и мощные оружия из железа и стали. И Сергей понял, что он не такой.

Уезжал Сергей днем. Отец пошел его провожать. Впереди высится мощная, густая крона какого-то дерева. Через месяц Сергей приедет, и они дойдут до того дерева, голубого дерева счастья. Сказал он и понял, что оно недосягаемо для них: голубое дерево счастья. Ведь сын никогда не смог бы взять его за руку и смело, открыто и гордо вывести перед лицо людей. Увидев всю злобу, грязь, жестокость и ужас каморок, Сергей решил, что отец еще никогда не попадал в худшую беду. И он плакал, плакал долго, не в силах остановиться, до боли в груди и горле. Плакал из жалости к отцу и к себе, плакал от бессилия и безнадежности, впервые поняв, что у него не хватает сил до конца идти путем отца, рано или поздно он свернет с дороги и бросит его.

Учитель: Страх каморок, фисанька, слепцы с трубой, вся мразь и жалкость рохмовской жизни не коснулись только отца. Он жил широко в большой жизни. А сыну, молодому, суетному и слабодушному, трудно было увидеть настоящую его высоту.

V. Концептуальная беседа об услышанном.

Согласны ли вы, что Сергей, взрослея, заботился об отце? Ездит к отцу. Помогает встать на ноги. Вроде бы все в порядке. Но!

Совершено духовное предательство: сын не поехал к отцу, когда был особенно нужен ему. И здесь невольно вспоминается героиня книги Б. Васильева “Завтра была война”.

VI. Драматизация эпизода.

Девушка подходит к столу, берет лежащий на нем лист бумаги. Садится. Читает. Звучит Литургия С. Рахманинова в исполнении Московского камерного хора (грамзапись). На фоне музыки выразительное чтение наизусть. (Письмо Вики Люберецкой, героини книги Б. Васильева “Завтра была война”)

“Он честный человек, он сам мне сказал, раз так, то как же я могу отказаться от него? Если мы перестанем верить обоим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь ничего. Пустота одна… Я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя иначе мы убьем … сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца”.

VII. Выступление валеолога.

Широкая, щедрая, добрая душа принимает в себя весь мир. Страны и народы, зверей и птиц, деревья и травы, облака и океаны – все готова вместить в себя душа человеческая. Только душу надо тренировать, воспитывать. Чтобы душа была отзывчивой, не позволяй себе проходить мимо чужой заботы. Умение прощать – свойство по-настоящему великой души. Не жалей добрых поступков и слов, и на душе у тебя станет светлее.

Учитель: Вика, с ее доброй душой, выбирает духовную верность, а Сергей – физическое выживание.

А теперь внимательно всмотритесь в глаза предательству. Видите ли вы его?

VIII. Работа с текстом “Эпизоды предательства”.

- Не сказал жене правду об отце.

- В анкетах фамилия не отца.

- Телефонный разговор.

- Прячет отца во время его приезда в отпуск.

- Не едет к отцу попрощаться перед смертью.

Отец остается чистым алмазом, Отец не может делиться между правдой и ложью.

Отец родился свободным, и у него были идеалы, и никогда не дойти отцу и сыну вместе до “голубого дерева счастья”.

IX. Несколько слов о писателе.

Мы говорим о повести Ю. Нагибина, который всю жизнь ездил в лагерь к отцу, отсидевшему 25 лет. Но не поехал к нему в последний час. Правда, из-за рецидива болезни, вызванной контузией. И все-таки он хотел не оправдать, а обвинить себя, потому что не страх, а ощущение вины способствует нравственному очищению.

X. Валеологический компонент “Благодарность духовным родителям”.

У каждого из нас есть в этой жизни человек, самый родной, самый необходимый. Близкий или далекий, свой или не совсем, но тот, кто понимает и помогает, заботится и любит, печалится, когда горько нам, утешает в горе, радуется успехам, ценит, бережет, жалеет, голубит и всегда прощает. Словно ангел- хранитель! Отпустите чувства на волю. Назовите про себя это имя. И одно – два слова, но таких, чтобы смогли согреть душу. Слова великой признательности, благодарности, благоговения. Это “тихая” благодарность. Это для вас самих. А сегодня есть много способов выражать благодарность. Нужно только не забывать. Не умеете сказать вслух? Купите вот такую открытку и поставьте на стол возле кровати. Учитель показывает 1-2 открытки

XI. Две точки зрения на один и тот же вопрос.

Есть ли оправдание сыну в его поступке?

Обращаемся к записи на доске.

Золотовский: “Отца сын вычеркнул из жизни, вырвал, как согнутую траву”.

Щеглов: “Все же это не преступление, а несчастье”.

С каким мнением согласитесь вы?

После некоторых ответов предлагается задание на дом: напишите об этом сочинение-размышление.

XII. Организация обсуждения смысла заглавия.

Почему повесть называется “Встань и иди”?

Ученик: В Евангелии призыв “Встань и иди” обращен к расслабленному и больному. “Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал: Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: Встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел”.

Учитель: В повести призыв этот обращен к сыну, которому нелегко будет исцелиться ото лжи. И к каждому из нас: помните о душе! Мы увидели картину общественных нравов. Страх и ложь живут не в лагере или ссылке, а разъедают души оставшихся на свободе. Они деформируют совесть, гордость, искренность, уродуют общественные и семейные традиции, делают узниками тех, кто, якобы, свободен.