Система игровых упражнений по формированию вычислительных навыков

Разделы: Начальная школа


Павлова Лариса Анатольевна

1А. “Магический квадрат” (от простого к сложному)

а) Проверь, будет ли квадрат магическим

7

2

9

8

6

4

3

10

5

 б) Заполни пропуски в предложенном магическом квадрате.

4

9

2

 

5

 

8

 

6

в) Преобразование занимательного квадрата.

Например, составим подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц.

5

10

3

4

6

8

9

2

7

г) Самостоятельное составление магического квадрата, используя число от 1 до 9 с суммой 15.

     
     
     

Дополнительное задание при работе с магическими квадратами.

7

2

9

8

6

4

3

10

5

  1. Составь произведения, где один из множителей равен 2.
  2. Какие числа из квадрата можно представить в виде произведения двух множителей, один из которых 2.
  3. При делении каких чисел можно получить числа 1 ряда.
  4. Запишите суммы, значения которых равно 7.

1Б. Вариант магического квадрата

В пустые клетки впиши числа, чтобы квадрат стал магическим.

2. Магические цепочки

а) Найди число финиш.

б) Сосчитай математическую цепочку (вставь пропущенные числа и найти значение, оно должно быть в закрашенном квадрате)

в) Между числами впишите математические знаки с числами так, чтобы значение цепочки было равно 1.

г) Соедини суммы, значение которых равно 10

Если задание будет выполнено верно, ты узнаешь:

  • Что на завтрак ел мышонок?
  • Сколько дней верблюд может обходится без воды?
  • Кто такой корсак?

(Старт и вопросы финиша можно менять)

3.

а) Круговые примеры (число в – старт)

б) “Колесо обозрения”

Вставь математическое действие с числом между числами от числа – старт. Сосчитай по кругу.

4. “Дежурное число”

а) Впишите пропущенные числа, чтобы значения всех были равны 48.

б) Заполни пропуски в квадрате от “дежурного числа”.

в) По дежурному числу найди неизвестное вычитаемое.

30

35

5

37

  

69

  

46

  

54

  

90

  

100

  

63

  

89

  

г) Обведи кружком те числа, значения которых в сумме дает 18

18

12

3

2

3

14

1

2

3

11

5

6

7

13

4

3

1

10

3

4

5

д) На математическом экране суммы. Выпишите их по номеру канала.

ж) На доске числовые выражения

2 – 1

3 – 1

0 + 3

1 + 1

7 – 7

5 – 3

2 – 2

9 – 9

4 – 4

Найди значения выражений, Сложи значения, если их суммы равны 10, то ты сосчитал верно.

5. Для сильных учащихся можно предлагать дополнительные задания.

100 – 76

32 – 17

80 – 17

13 + 6

28 + 28

91 – 59

Сосчитай примеры, подчеркни те из них, значения которых делятся на 8. Такие примеры называю примерами с секретом.

6. На доске числа: 14, 23, 32, 50, 41, 22, 5, 72

Запиши двузначные числа, где сумма десятков и единиц = 5

7. На доске числа: 10, 6, 4, 2

Составь верные равенства с этими числами.

8. “Солнышко”

Запиши числа, из которых можно составить примеры на умножение и деление.

9. Наш рекорд

Учитель дает сигнал. Дети должны записать от 10 и более примеров на табличное или: + или –

Работа продолжается до тех пор, пока один из учеников не решит правильно первым все примеры. Это время – рекорд.

10. “Машинист”

У детей карточки с изображением вагончиков. На них – примеры. Дети производят вычисления. Машинист по очереди достает из сумки карточки с числом и называет классу. Дети поднимают пример, ответ которого должен совпасть с числом, показываемым машинистом. Если пример решен верно, ребенок выходит на середину класса для формирования состава. Образуется “поезд”, он отправляется на свои места.

11. Счетная таблица.

На доске таблица чисел от 1 до 100. Показываю число, записать числовые выражения на  . , : , + , – . Или, в дополнение таблицы, записаны примеры: 4 . 6; 8 . 3; 7 . 4; 4 . 9. Показываю число, если оно является ответом, дети дают сигнал.

12. “Бегущий листок”

(Количество примеров по количеству ребят в каждом ряду).

С 1 по 7 пример решаем по одному выражению, передавая листок, обратно с 7 по 1 пример идет проверка по одному выражению.

 

Бегущий листок №1

6 . 3

9 . 5

24 : 4

8 . 4

30 : 6

40 : 5

7 . 3

7 . 9

56 : 8

13. Идем в гости

1 вариант – "хозяева", у них карточки с примерами на табличное . , : , – , +.

63 : 7

Обратная сторона карточки:

9

2 вариант – "гости". По сигналу учителя "гости" идут в гости к "хозяевам". Там они решают примеры. Если пример сосчитан верно, гость получает карточку, если не может сосчитать, то идет в гости к другому.

14. “Ты мне, я тебе”

У учащихся карточки. Они по очереди показывают друг другу. Если пример решен, ты получаешь карточку.

15. “Я сам”

У учащихся карточки с примерами. По сигналу учителя дети считают самостоятельно, индивидуально. Ответ сверяют. Он записан на обратной стороне. Если пример сосчитан верно, откладывают карточку вправо, если нет – влево. Задача – сосчитать как можно больше примеров.

16. Математический компьютер

Учащиеся получают квадрат в полиэтиленовой пленке. Этот наш “компьютер”. Он работает по принципу таблицы Пифагора. Учитель называет произведение (сумму) чисел, дети на “экране” записывают значение. При проверке правильные значения стираем. У кого “экран” стал чистым, тот все значения сосчитал верно.

17. Парные гонки

Учащиеся в паре получают листок. По сигналу учителя 1 вариант записывает примеры на . , : , + , – и передает листок 2 варианту. Он в свою очередь считает и записывает ниже пример 1 варианту, далее 1 вариант проверяет решенный пример и записывает новый пример для 2 варианта. Счет продолжается до второго сигнала учителя.   Далее осуществляется проверка.

18. Телеграфисты

1 вариант каждого ряда или одного из рядов получает число – старт. Учитель его шепчет на ушко. Каждый ученик на своем месте осуществляет вычислительную операцию. Последний ученик в ряду передает число – финиш учителю на ушко. Далее сверяем значения каждого ряда и оцениваем работу телеграфа.

Эти виды упражнений я провожу в парах, индивидуально, в группах. Например, 1-й ряд выполняет в парах упражнение “Ты мне, я тебе”, 2-й ряд индивидуально решает упражнение “Я сам”, 3-й ряд работает в группе. Самостоятельное составление магического квадрата. Далее выполняем проверку, оцениваем.

Такая систематическая работа из урока в урок активизирует деятельность учащихся, формирует вычислительные навыки. Учащиеся контролируют друг друга, фиксируют свои продвижения в сформированности вычислительных навыков, ориентируясь на время и количество верно решенных примеров.