Урок обобщения темы "Электрическое поле". Учебная игра "Последний герой"

Разделы: Физика


Канаева Наталья Юрьевна

Цели урока:

  • обучающая: применение основных понятий изученной темы в нетрадиционной форме организации учебной деятельности;
  • развивающая: развитие коммуникативных качеств личности, умений пользоваться знаниями в различных ситуациях коллективно-распределительной деятельности;
  • воспитывающая: воспитание осознания цели коллективной деятельности, сотрудничества и уважения друг к другу.

Оформление: на доске 2 самодельных демонстрационных плаката “Игровое поле” и “Поле учета”

финалист 1

финалист 2

Учитель: В огромном океане под названием “Материя” есть два острова, которые являются основой существования данного океана. Как вы думаете, какие названия имеют эти острова?

Ученик: Вещество и Поле.

Учитель: Остров “Поле” сегодня будет нами исследован в ходе учебной игры, название которой (Звучит песня группы “Би-2” – “Последний герой”)…

Ученик: “Последний герой”.

Учитель: Да, но в названии некоторые дополнения – “Последний герой – конец темы”. Сначала вас ждет отборочный тур. Вход на остров закрыт, на воротах 7 замков. Ключом к каждому замку будет ответ на вопрос. Правильно ответивший, получает символический ключ. Набравшие большее число ключей, формируют свои команды для исследования острова “Поле” в составе 7 человек.

Вопросы: (фронтальный опрос)

  1. Как можно наэлектризовать любое тело? (Трением)
  2. По какому свойству все вещества делят на проводники и диэлектрики? (Способность проводить электрический ток)
  3. Физическая величина, являющаяся силовой характеристикой электрического поля? (Напряженность)
  4. Что является источником электрического поля? (Заряженное тело, электрический заряд)
  5. Устройство для накопления энергии электрического поля? (Конденсатор)
  6. Название силы взаимодействия электрических зарядов в электрическом поле? (Сила Кулона)
  7. Прибор для регистрации степени электризации тел? (Электроскоп)

На острове есть единственное обитаемое место – город “Электроград”. По дороге к нему – 6 преград, которые можно преодолеть, разбираясь в свойствах электрического поля. После каждого ответа команда отправляет на материк одного из команды, кто, по мнению команды, меньше вносит вклад в правильное решение задачи.

Оставшиеся учащиеся класса, разбившись на две группы, становятся экспертами. Они проверяют правильность выполнения заданий на этапах-преградах. Выбывшие члены команд пополняют экспертные группы.
На “Поле учета” главный эксперт из числа учеников записывает имена выбывших участников команд и двух участников-финалистов.

Задания.

1 преграда: Изобразите силовые линии электрических полей следующих объектов:

2 преграда: “Найди пару”. На карточках записаны отдельно буквенное обозначение величины и расчетная формула. Необходимо составить правильную запись формулы.

= F/q       = CU2/2      = k q1q2/r2       = A/q
W, U, E, Fк
      = kq/r2       = qU/2       = kq1q2/r2       = q/C
      W, U, E, Fк

3 преграда: Определить направления напряженности электрического поля в указанных точках при условии – q1= q2, r1= r2.

4 преграда: По данным на корпусе конденсатора определить, какой энергией он обладает при зарядке до предельного напряжения (выдаются конденсаторы).

5 преграда: Каждой команде нужно ответить на вопрос:

1. Два одинаковых шарика с зарядами (+ q) и (– 3q) привели в соприкосновение и развели в стороны. Каков заряд будет на каждом из шариков? Ответ поясните на основе закона сохранения электрического заряда.

2. Два одинаковых шарика с зарядами (– q) и (+ 5q) привели в соприкосновение и развели в стороны. Каков заряд будет на каждом из шариков? Ответ поясните на основе закона сохранения электрического заряда.

6 преграда: Каждой команде нужно объяснить описанное явление из отрывков литературных произведений.

1. А.Р. Беляев “Властелин мира”: герой романа сделал установку, передающую биотоки мозга в окружающее пространство. С ее помощью изобретатель (властелин мира) заставлял людей то петь одну и ту же песню, то испытывать невыразимый ужас. Для борьбы с ним была использована аналогичная установка. “Меня начинают бить моим же оружием. Это скверно… У меня есть металлическая сетка. Можно будет накинуть на себя…”. Почему изобретатель решил использовать металлическую сетку?

2. М.В. Ломоносов “Письмо о пользе стекла”:

Вертясь, Стеклянный шар
Дает удары с блеском
С громовым сходственны
Сверканием и треском.

Объясните явление.

7 преграда: Для финалистов – проверка знаний основных физических терминов темы при отгадывании кроссворда “О, память моя, не подведи!”.

Вопросы:

  1. Тело, внутри которого при помещении в электрическое поле, поля нет.
  2. Единица измерения электрического заряда.
  3. Частица – носитель наименьшего отрицательного заряда.
  4. Силовая характеристика электрического поля.
  5. Процесс получения электрически заряженного тела.
  6. Единица измерения энергетической характеристики электрического поля.

Ответы:

  1. проводник;
  2. кулон;
  3. электрон;
  4. напряженность;
  5. электризация;
  6. вольт.

Первый учащийся, отгадавший кроссворд, становится победителем – “Последним героем”.

Учитель: Итак, мы достигли цели исследования – попали в город “Электроград”. И это удалось одному игроку, а последний – всегда герой. Но победа последнего невозможна без поддержки всей команды. И залогом успеха всегда была и будет взаимопомощь.

По аналогии проводится учебная игра “Последний герой” в 10 классе по теме: “Основы электростатики”. К этому уроку составлена компьютерная презентация, содержащая слайды с вопросами заданий и ответами.