Конспект урока по теме: "Пищеварительная система птиц". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель: Интерактивным методом научить выводить правильно особенности строения того или иного органа пищеварительной системы птиц в зависимости от функции органа и вида корма.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить, каким образом пищеварительная система у птиц связана с их образом жизни;
  • осуществить межпредметную связь с ботаникой;
  • показать, что при общем плане строения имеются и специфические особенности у различных видов, связанные с местом их обитания, способом питания и кормом.

Развивающие:

  • развить умение строить схемы и самостоятельно работать с новой информацией;
  • развить и закрепить понятия: “зоб”, “железистый” и “мускульный (мускулистый) желудок”, “подъязычный мешок”.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к птицам;
  • воспитать бережное отношение к растениям как к корму для птиц.

Оборудование:

  • таблицы внутреннего строения птицы – пищеварительная система, плакаты (карточки) задания по некоторым особенностям строения системы пищеварения, картинки (рисунки, фотографии) птиц, из которых надо делать выбор для примеров;
  • таздаточный материал: карточки с заданием и рисунки, фотографии птиц.

Конспект урока

Мы с Вами на прошлом уроке начали обсуждение внутреннего строения птиц. Заполнили таблицу по строению скелета и увидели, что скелет имеет у птиц большое значение. Он является и опорой, и основой тела. Вопрос: чем еще является скелет, для чего он служит? (Местом прикрепления мышц, способствует передвижению в пространстве, движению туловища и головы.)

Также мы с Вами обсудили и особенности мускулатуры. Сказали, что мышцы разделены на сегменты, но это сегментарное деление отличается от деления мышц на сегменты у кольчатых червей. Там мы говорили о делении всего тела на одинаковые и практически полноправные части, здесь же мы говорим, что это более прогрессивное деление. (Можно сказать, как сегментация мышц шла в эволюции дальше). Здесь сегменты представлены мышечными тяжами. Дифференциация мышц у птиц очень высокая и функционально они имеют различное значение. Мы говорили, что самые большие мышцы это большие грудные, все же остальные имеют значительно меньшие размеры. Мышцы принимают участие (вопрос: В каких движениях?) в движениях головы, туловища, в дыхании, в полете и в передвижении по земле...

Сегодня мы с Вами будем говорить о системе, которая обеспечивает существование любого живого организма – пищеварительной системе.

На доске (или на партах) перед Вами написано задание, которое сначала Вам предстоит выполнить самостоятельно, а затем мы проверим вместе, что у Вас получилось.

Итак:

Тема: Пищеварительная система птиц

  1. Записать в тетрадь последовательно через стрелочки все органы системы пищеварения у птиц в классическом варианте.
  2. Выполнить последовательно в тетради рисунки с плакатов и ответить на вопросы к ним.
  3. Сделать вывод, ответив на вопрос: зачем нужны все эти приспособленности системы пищеварения птицами?

Также на доске перед Вами шесть плакатов с рисунками (см. Приложение 1).

  • На 1-ом – представлен язык, основание которого располагается у затылочной мышцы. Какой птице он принадлежит?
  • На 2-ом – представлена голова птицы, у которой в мешке располагаются небольшого размера орехи. Как может называться это приспособление (если оно аналогично приспособлению у хомяков, где они хранят зерна, за щеками)? У какой птицы (или птиц) оно есть?
  • На 3-ем – продвигаемся по пищеварительной системе. Это образование является временным, в нем могут у одной птицы помещаться до 10 желудей. Что это такое за образование? И какой птице оно может принадлежать?
  • На 4-ом – постоянное образование, здесь идет частичное переваривание пищи, и оно принимает у некоторых птиц большое участие в выкармливании птенцов. Как называется это расширение (мы с ним уже знакомы)? У каких птиц оно есть?
  • На 5-ом – один из важнейших органов пищеварительной системы. Здесь надо расшифровать цифры, назвать сам орган и написать, птицам, питающимся каким кормом, оно принадлежит.
  • На 6-ом рисунке – аналогичный орган, но с некоторыми изменениями. Точно так же надо расшифровать все цифры, и написать, каким кормом питаются птицы, у которых оно имеет такой вид.
  • На 7-ом плакате (см. Приложение 2) дан список и рисунки птиц, из которого надо выбрать названия птиц к плакатам с 1 по 6. Здесь представлены следующие птицы: воробей, ласточка, голубь, кедровка, скворец, курица, сойка, филин, ворона, дятел.

И вопрос. Какое может быть еще приспособление у птиц для лучшего переваривания растительной пищи (например, у голубя)?

Все понятно? Тогда приступайте к работе. В Вашем распоряжении плакаты (раздаточный материал), задание на доске и учебник.

За 5-7 минут до звонка проверяем.

  • На 1 рисунке – представлен язык дятла.
  • На 2 – изображен подъязычный (защечный) мешок, в данном случае изображена голова кедровки, но это приспособление есть еще и у пеликана.
  • На 3-ем – изображено расширение пищевода и поскольку там находятся желуди, то оно принадлежит сойке.
  • На 4-ом – изображен зоб. Зоб встречается у куриных, например, у голубя.
  • На 5-ом и 6-ом – изображены желудки:

5 рисунок

6 рисунок

1. Мускульный желудок 1. Пищевод
2. Кишечник 2. Железистый желудок
3. Железистый желудок 3. Мускульный желудок
4. Тонкий слой мышц 4. Кишечник
5. Пищевод 5. Толстый слой мышц
У птиц питающихся животным кормом: ласточка, филин У птиц питающихся зернами, семенами: воробей, голубь.

Ответ на вопрос с плаката: Многие птицы так же заглатывают некрупные камешки, которые играют роль жерновов, перетирающих пищу, и они называются гастролиты (голуби, куриные).

Вывод. Поскольку у птиц очень высокая активность и высокий обмен веществ, то им необходимо очень хорошо переваривать пищу и довольно в большом количестве, для поддержания постоянного баланса энергии.

Молодцы, очень хорошо сегодня поработали. Выставление отметок за ответы в начале урока и при проверке заданий в конце урока. Домашние задание: соответствующий параграф, записи в тетради, нарисовать, написать строение сердца.

В качестве дополнительной литературы можно использовать статьи из журнала “Юный натуралист”.

Технологическая карта

Пищеварительная система у класса "Птицы".

Цели и задачи. Выяснить, каким образом пищеварительная система у птиц связана с их образом жизни. Показать что, при общем плане строения имеются и специфические особенности у различных видов, связанные с местом их обитания, способом питания и кормом. Осуществить связь с ботаникой и напомнить, что птицы способствуют расселению растений. Вспомнить еще раз о бережном отношении к природе. Развить и закрепить понятия: о железистом и мускульном желудках (мускулистый, мышечный), подъязычном мешке.

Задание.

  1. Записать в тетрадь тему урока.
  2. Записать в тетради последовательно (в виде схемы, через стрелочку) все органы системы пищеварения в классическом варианте (для любой птицы) (в скобках указывается информация в учебнике, страницы или параграфы к которым учащиеся могут обратиться).
  3. Выполнить в тетради рисунки и ответить на вопросы к ним, пользуясь при этом списком птиц и литературой:
  • Вопрос к I рисунку. Основание языка находится у ушей. У какой птицы самый длинный язык?
  • Вопрос ко II рисунку. Как может называться это приспособление пищеварительной системы? Какой птице оно может принадлежать?
  • Вопрос к III рисунку. Какой это орган пищеварительной системы? У какой птицы он имеет такой вид?
  • Вопрос к IV рисунку. Как называется это расширение пищеварительной системы? У каких птиц оно может быть? Для чего оно служит?
  • Вопрос к V и VI рисункам. Какой это орган системы пищеварения птиц? Расшифруйте обозначения на рисунке (цифры). У каких птиц он может быть таким и с чем это связано?
  1. Ответьте на вопрос: Какое дополнительное приспособление для лучшего пищеварения есть у голубя и некоторых других птиц?
  2. Сделайте вывод, ответив на вопрос: Зачем нужны все эти приспособления пищеварительной системы птицам?

СПИСОК ПТИЦ

  1. Воробей
  2. Ласточка
  3. Голубь
  4. Кедровка
  5. Скворец
  6. Курица
  7. Сойка
  8. Филин
  9. Ворона
  10. Дятел
  11. Зерноядные
  12. Растительноядные
  13. Хищные
  14. Падальщики

Учебники

  1. Биология: Животные: Учебниик для 7-8 кл. сред. Шк./ Быховский Б.Е., Козлова Е.В., Мончадский А.С. и др.; под ред. Козлова М.А. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 1990 (или другое издание) § 55 – внутреннее строение, §§ 59,60,63 – многообразие.
  2. Быховский Б.Е., Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология: Животные. Учебник для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. Академика Козлова М.А. – СПб.: Специальная Литература, 1999 (или другое издание) § 48 – внутреннее строение, §§ 52,53,56 – многообразие.
  3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003. §46 – внутреннее строение, § 49 – многообразие
  4. Биология: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В. и др. – М.: Просвещение, 1998 (или другое издание) §83 – внутреннее строение, §§ 85,86 – многообразие и значение.
  5. Биология: Животные: Учебник для 7-8 кл. средней школы – М.: Просвещение, 1993 (или другое издание) § 55 – внутреннее строение, § 59 – многообразие.