Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность"

Разделы: Химия, Биология


Цели:

Образовательные:

  • систематизация и углубление знаний учащихся о зависимости строения, свойств и функций белков – антител;
  • углубление понятия толерантность.

Развивающие:

  • развитие способности комплексного применения знаний;
  • работа над формированием логического мышления при составлении логико-смысловой модели (ЛСМ) по технологии Штейнберга В.Э.

Воспитывающие:

  • содействие толерантности у учащихся как в общественной потребности;
  • способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации;
  • развитие творческих способностей, духовное совершенство личности в процессе общения с беженцами, вынужденными переселенцами и мигрантами;
  • патриотическое воспитание.

Тип урока: интегрированный урок по технологии Штейнберга В.Э.

Оборудование: телевизор с в/магнитофоном, в/ф Биосинтез белка”, штатив с пробирками, растворы NaOH, H2SO4, CuSO2, HNO3 конц., (CH3COO)2Pb, CH3OH, C2H5OH, NaCl конц., спиртовка,раствор яичного белка (альбумина), герметичный сосуд с кровью свиньи, резиновые перчатки, защитные очки, марлевая повязка, халат.

Девиз урока:

“Нам друг от друга нужно так немного –
щепотку нежности да горсточку тепла…

(Г.Георгиев)

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

1. Урок начинаем с вопросов к ученику – вынужденному из Таджикистана Вахидову Вали:

Как ты чувствуешь себя у нас в Башкортостане?

Как адаптировался за 3 месяца, что учишься у нас?

Что нравится тебе у нас? Какое отношение к себе чувствуешь со стороны одноклассников, учителей, соседей?

2. Постановка задач урока.

II. Систематизация и углубление знаний учащихся.

  • Моделирование и конструирование логико-смысловой модели (ЛМС) по теме урока.
  • Заполнение координат соответственно понятийно-смысловым вопросам.

К1

История микробиологии.

Сообщение учеников по предварительной поисково-исследовательской работе.

  • Луи Пастер 1862 г.
  • Мечников Н.И. – 1883 г. сформулирована биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета.
  • Ивановский Д.И. – 1892 г. открыты вирусы.
  • Гамалея Н.Ф. – 1899 г. открыты бактериофаги.
  • Медавар П. – 1945 г. доказана иммунологическая природа отторжения при трансплантации (пересадке) тканей и органов.

К2

Свойства белков.

Учащиеся разделены на исследовательские лаборатории. Каждая лаборатория проводит химические эксперименты по заданному алгоритму, затем анализирует результаты работы, и учащиеся самостоятельно делают выводы.

Экспериментальная лаборатория № 1

Методом фракционирования солевым раствором NaCl выделить белки из крови свиньи.

Экспериментальная лаборатория № 2

Провести гидролиз яичного белка (альбумина) и записать схему гидролиза белка.

Экспериментальная лаборатория № 3

Провести Биуретовую (цветную) реакцию на белки.

Экспериментальная лаборатория № 4

Провести Ксантопротеиновую реакцию на белки. (Предварительно руководители экспериментальных лабораторий проводят инструкцию по технике безопасности).

К3

Строение белков – антител.

Монолог – сообщение учителя, диалог с учащимися =>беседа, в процессе которой рождается истина, и заполнятся К3. Антитело – сложной белок – иммуноглобулин плазмы крови человека и теплокровных синтезируемый клетками животных лимфоидной ткани под воздействием различных антигенов.

К4

Функции белков.

Перечисляем известные функции белков и особенно выделяем защитную функцию белков – антител.

  • Сообщение учащихся о пандемии XХ и XXI века – СПИДе.
  • Сообщение учителя биологии о механизме внедрения в организм ВИЧ-инфекции, о мерах борьбы и профилактики.
  • Сообщение учителя химии о достижениях медицины, биохимии в области лечения больных СПИДом.

К5

Биосинтез белков.

  • Демонстрация видеосюжет “Биосинтез белков”.
  • Краткое повторение основных этапов биосинтеза белка.

К6

Структура лимфоидных тканей.

Сообщение учащихся по группам.

1 гр. – Строение и функции вилочковой железы.
2-гр. – Строение и функции лимфатических тканей.
3-гр. – Строение и функции селезёнки.

Затем формулируется общий вывод: В лимфоидных тканях идёт синтез иммуноглобулина плазмы крови человека и теплокровных животных.

К7

Понятие толерантности.

Самостоятельная работа учащихся со словарём Н.Ф. Реймерса “Основные биологические понятия и термины”.

Толерантность (лат. толеранция – терпение):

    1. способность организмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя;
    2. полное или частичное отсутствие иммунологических реакций – потеря или снижение организмом человека способности вырабатывать антитела.

Иммунитет (лат. иммунитас – освобождение, избавление) – невосприимчивость к инфекционным агентам и чужеродным веществам, пересажанных от одного организма к другому из-за генетического своеобразия каждого индивида. Гистонесовместимость можно искусственно подавить при пересадке органов.

Учитель биологии: В биологии о толерантности организма говорят тогда, когда он не отторгает, но принимает и использует во благо, поступающие извне медикаментозные средства, усиливает их, улучшая собственную жизнедеятельность. А также толерантность – возможность пересадке органов, возвращающей нас к полноценному существованию.

  • Постановка проблемного вопроса:

- Ребята, как вы думаете, какое смысловое понятие мы отложим на К8? (После ответов учащихся заполняем К8).

К8

Толерантность как общественная потребность.

Беседа по вопросам:

Учитель химии: Какие факторы влияют на иммунную систему?

Ученики:

Учитель биологии: В результате воздействия этих факторов, что может возникнуть?

Ученики:

Учитель химии: Ребята, как вы оцениваете своё отношение

к вашим одноклассникам, беженцам, мигрантам, вынужденным переселенцам, к людям – носителям любых культурных, религиозных и этнических традиций?

Ученики размышляют => обсуждают => делают умозаключения.

Учитель биологии: Мигранты, а особенно беженцы находятся в стрессовом состоянии, ведь они потеряли всё, что накопили за свою жизнь, а может и близких людей.

Ученики делают вывод: Мы должны оказывать им помощь!

Мы в состоянии оказать моральную поддержку и помощь людям, попавшим в беду добрым гуманным отношением, терпимостью и сочувствием.

Учитель химии: Помогая мигрантам, беженцам, и вынужденным переселенцам, общаясь с ними, мы обогащаемся духовно, изучая их язык, религию, культуру и традиции. Эти люди – не только объекты помощи, но и неисчерпаемый источник обогащения общества, в которое они вливаются. Такое обогащение происходило во все времена и у всех народов, в том числе и в России.

Учитель биологии: Мы живём в дружной многонациональной республике, где мирно трудятся и взаимно обогащают друг друга башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, немцы, украинцы, белорусы и удмурты. История Башкортостана – это история народов её населяющих. Это история Родины, величиной с “берёзовый листок”, которая хранима всеми, кому она дорога, невзирая на национальность. Наша республика знаменита башкирским мёдом, кумысом, мелодичным кураем и своим гостеприимством. В Уфе – столице, Башкортостана возвышается 35 метровой высоты монумент “Дружбы”. Во время её открытия, приуроченному к 400 летнему юбилею добровольного присоединения Башкирии к России, аксакалы республики дали такой наказ своим детям:

“Мы завещаем нашим потомкам: пока текут воды Агидели, пока стоят горы Урал, пока матери кормят грудью своих детей – быть верными знамени дружбы и братства с русским народом, осенённому общей славой”.

Учитель химии: Ребята, приведите в пример людей – выходцев из нашей Республики Башкортостан, которые внесли большой вклад в развитие мировой культуры, искусства и науки.

Ученики: Рудольф Нуриев – звезда мирового балета;
Башкирский государственный ансамбль танца имени Файзи Гаскарова, виртуозно исполняющий танцы всех народов мира;
Эрнест Мулдашев – доктор медицинских наук, член-корреспондент Международной академии наук, был первым удостоен ордена Салавата Юлаева за изобретение и применение аппарата – алапланта по пересадке отдельных частей глаза, где полностью подавляется гистонесовместимость.

Белки-антитела
(Cхема)

Учитель биологии: Нашему уроку толерантности созвучны стихи

Г.Молодцова “Человек – человеку”

“Когда беда унизит человека,
В бараний рок, согнув его судьбу,
И человек решит, что он – калека,
На веки не способный на борьбу,
Буди его. Буди истошным криком,
Предельно негодуя и любя:
Ты – человек, Ты был рождён великим.
Не смей, не быть похожим на себя!”

Учитель химии: Мы надеемся, что этот урок способствовал формированию толерантного отношения к мигрантам России, воспитанию доброжелательного и терпеливого отношения к людям, попавшим в беду.

III. Итог урока.

  • Д/з, подведение итогов урока.
  • Рефлексия (по принципу не законченного предложения).

- Сегодня я на уроке закрепил и углубил знания по …
- Сегодня я на уроке узнал …
- После сегодняшнего урока я буду относиться …