Влияние дидактической системы обучения Занкова на развитие детей

Разделы: Начальная школа


В последнее время значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных программ, расширено содержание начального образования.

Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Этой задаче отвечает дидактическая система Занкова.

Возраст от 6 до 7 лет считается в возрастной психологии необычайно важным в плане появления психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, т.е. стать младшим школьником, овладеть новым видом ведущей деятельности (учебной). Для начинающего школьника в возрасте 6 лет ведущей должна стать познавательная деятельность, мотивированная детской любознательностью и желанием общаться с умным взрослым (учителем).

В обучении главным является направленность на формирование у маленьких школьников мотива к познанию широкой картины мира и увлеченности учением. Основные методы обучения в этот период - организация анализирующего наблюдения детей и практические действия.

Обучение детей в системе 1-4 основано на таких дидактических принципах:

  • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • быстрый темп прохождения учебного материала;
  • осознание школьниками самого процесса учения;
  • принцип систематической работы над развитием всех учащихся, включая слабых;
  • постоянная забота о психическом и физическом здоровье всех учащихся.

Трудности внедрения дидактической системы Занкова в условиях сельской школы нашей республики связаны с тем, что в первый класс с русским языком обучения по желанию родителей поступают якутско язычные дети, которые в начале испытывают трудности при реализации принципа быстрого темпа прохождения материала, языковой барьер зачастую не позволяет им реализовать вариантность обучения. Следует заметить, что учебный материал не адаптирован для якутских учащихся. Поэтому учителю, работающему по развивающей системе Занкова, при наличии в классе якутскоязычных детей следует разработать программу адаптации школьников к данной системе.

Так, чтобы начать работу по данной системе я прошла трехгодичное обучение на базе Якутского педагогического колледжа, где читали лекции последователи Леонида Владимировича Занкова из Москвы. Данная система привлекла меня тем, что её учебно – методический комплекс давал возможность личностно – ориентированного обучения, развивал мыслительные, творческие способности учащихся.

В 2000 – 2001 учебном году теоретически и методически я была готова работать по новой системе. В первый класс были приняты 18 учащихся, из них только 5 посещали русскоязычный детский сад, 2 из них общались дома на якутском языке. По итогам анкетирования родителей выяснилось, что все первоклассники понимали русский язык, но недостаточно владели разговорной русской речью, не была развита связная устная речь.

Проверка связной речи в октябре 2000 года с целью получить объективные данные об уровне сформированности речи детей и об уровне их общего развития показала:

  • высокий уровень имели 4 учащихся (22%)
  • выше среднего – 4 (22%)
  • средний – 7 (37%)
  • низкий – 3 (16%).

То есть, большинство учащихся были недостаточно подготовлены для обучения по системе, направленной на развитие детей, основываясь на их жизненном опыте. Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи. Через речь проявляются и формируются интеллектуальные способности детей, их эмоционально-волевые и нравственные качества. Через речь проявляются и формируются предметные знания, умения и навыки. То есть речь, с одной стороны, является средством общего развития детей и собственно речевой деятельности, а с другой - показателем результативности работы над их общим развитием и собственно речевой деятельностью.

Поэтому на первом этапе работы по системе Занкова передо мной стояла цель развития речевых умений и навыков учащихся. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Как достичь ясность и яркость речи? На основе использования рисования, игры, речевых упражнений. Так, постоянными составляющими уроков стали проговаривание слов, разучивание скороговорок, считалок, упражнения для постановки правильного дыхания, аудирование, инсценирование не только сказок, но и различных жизненных ситуаций, драматизация(пантомима), чтение предложений по картинкам, составление слов по схемам, узнавание текста по тем или различным признакам, не умея читать.

По мере “вхождения” учащихся в ритм работы, в уроки русского языка были включены творческие задания разных типов:

  • на сравнение,
  • на группировку,
  • на деление слов, предложений, текстов.

Используется метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего; метод, основанный на магическом “если бы…” Станиславского, где ребенок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается сочинить о себе или о персонаже; трансформация текстов или составление одного вида текста на основе другого. Например, сравниваются два произведения с одной общей темой и основной мыслью (стихи о природе); применяется прием сочинения сказок на основе данного набора функций: 1-я – зачин, 2-я – событие, 3-я – испытание, 4-я – сказочные повторы, 5-я – возвращение домой, 6-я – добро побеждает зло.

По итогам анкетирования родителей в конце 1 класса были выявлены следующие результаты: 90% родителей заняли позитивную позицию в развитии учебной деятельности детей, была выполнена программа первого класса, дети отвечали требованиям знаний, умений и навыков, к трудностям отнесли сложность учебной программы, при этом подчеркивали необходимость продолжения обучения по данной системе.

Со второго класса учащиеся занялись исследовательской работой: выбирали темы, интересующие их, писали небольшие рефераты. Началом послужили произведения, изучаемые на уроках литературы, дающие возможность учащимся рассуждать, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

Так, первые самостоятельные работы учащихся назывались: “Солнце”, “Древо жизни”. К выступлению перед классом первые докладчики - Алексеев Айсен, Новикова Айсена - готовились очень тщательно и основательно. Они представили свои работы и на школьной конференции ко Дню науки и получили поощрительные призы, что послужило огромным стимулом для учащихся.

С третьего класса в исследовательскую деятельность включились все учащиеся класса, была проведена классная конференция. Выступление учащихся было записано на видеопленку, что позволило потом самим учащимся проанализировать выступление, найти свои ошибки и устранить их в последующем. На школьной конференции приняли участие 5 учащихся, на защите проектов – 6 учащихся.

В четвертом классе работа была продолжена, особое внимание было уделено на оформление докладов, представлении их в виде стенда. На классную конференцию в качестве экспертов были приглашены учителя из других классов, и по итогам конференции 5 лучших были рекомендованы на школьную конференцию, из них 3 были награждены дипломами. Эти учащиеся приняли участие на 2-х Виноградовских чтениях, имеющих улусный уровень. Экспертами данных чтений были известные ученые из разных научных институтов г.Якутска. Тимофеев Будимир был признан “Лучшим исследователем”, Алексеев Айсен и Аина получили диплом 3 степени. Таким образом, работа, проводимая в класс, имела неплохие результаты. Кроме того, данный вид работы позволил не только развить познавательные способности учащихся, но и повысить уровень их развития связной речи. Так, в 4 классе высокий уровень беглости чтения имели 14 учащихся, тогда как в первом классе их было 9. Повышенный уровень пересказа прочитанного показали 14 учащихся, средний - 3.

За все четыре года учащиеся класса показывали 100 % успеваемость, при качестве обученности по предметам:

Название предметов 2000 – 2001гг. 2003 – 2004 гг.
Математика 94,5% 50%
Русский язык 80 % 66%
Литература 88% 93,7%
Окружающий мир 80% 100%

Четвертый класс закончили 17 учащихся, из них 2-е учащихся успевали на “отлично”, хорошо учились 7 учащихся (100% успеваемости при 53% качества). По итогам первой четверти в 5 классе из 17 учащихся пятеро стали отличниками, 9 учащихся стали хорошистами (100% успеваемости при 82% качества)

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели обучения по системе Занкова: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.

Система рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Система открыта для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает учащихся друг с другом. Варьируется мера помощи сильным и слабым детям.

У детей проявляется качество культурного человека – отношение к себе как ценности, которое выступает и как основа чувства собственного достоинства и в то же время как основа понимания другого чувства - ценности. Речь идет о зачатках, о ростках этого качества, но они проявляются во взаимоотношениях детей в процессе обучения. У детей обнаруживаются не только чувство уважения к отдельному человеку, но и чувство содружества с одноклассниками. При всей увлеченности учением, познавательной деятельностью детям свойственно стремление к общению, участию в общих делах, совместному проведению праздников, проведению своего досуга.