Игра "Счастливый случай"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • развитие интереса учащихся к предметам естественно-научного профиля,
  • формирование бережного отношения к природе,
  • воспитание чувства прекрасного.

Игра “Счастливый случай” как одна из форм массовой внеклассной работы была мною проведена во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 9-10 классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации.

Ход игры.

Танец, в конце его ведущий начинает игру.

Ведущий:

Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на время,
Помни, все в твоих руках.

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас игра “Счастливый случай”. Вопросы для нее были составлены по трем предметам: биологии, географии и химии. Играют две команды “Кактус” и “Какаду”, в каждой 6 человек. Сначала нужно выбрать тех, кто будет в командах. Я буду задавать вам вопросы, а вы, если знаете ответ, поднимайте руку, отвечайте и в случае правильного ответа занимайте место за одним из игровых столов.

  1. Сколько лет живет ель? (1200)
  2. Сколько литров березового сока дает одно дерево до распускания листьев? (До 40 л)
  3. Как называется материковая отмель? (Шельф)
  4. Самый большой город Индии? (Калькутта)
  5. Город в Южной Африке, где впервые были обнаружены месторождения алмазов? (Кимберли)
  6. На границе материков и океанов ветры зимой дуют с материка на океан, летом – наоборот, с океана на материк. Как называются эти ветры? (Муссоны)
  7. Как вы думаете, где на Земле был отмечен абсолютный минимум температуры –89,2 градуса? (Антарктида, станция Восток)
  8. В чем физиологическое значение дрожи? (Человек согревается)
  9. Из чего делают рыбий жир? (Из печени трески)
  10. Перечислить виды памяти. (Двигательная, образная, эмоциональная, словесная)
  11. Совокупность чашелистиков и лепестков называется…(Околоцветник)
  12. Назовите второе звено цепи питания. (Растительноядное животное)

Ведущий: Итак, команды заняли свои места, мы начинаем игру.

Гейм 1. Разминка (ведущий задает вопросы командам).

Вопросы для 1 команды.

  1. Почему в пустыне почти нет бабочек? (Мало цветов)
  2. На каком материке живут берберы? (Африка)
  3. Рыбы могут поворачивать голову? (Нет)
  4. Стеклянный бриллиант? (Страз)
  5. Все кистеперые рыбы вымерли? (Нет, латимерия)
  6. Олений мох? (Ягель)
  7. Как можно назвать большого кота? (Котище)
  8. Мера веса драгоценных камней? (Карат)
  9. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
  10. Как зовут жителей Архангельска? (Архангелогородцы)

Вопросы для 2 команды.

  1. Самый большой остров? (Гренландия)
  2. Сколько лет живет баобаб? (4-5 тыс. лет)
  3. Лягушки – хищники? (Да)
  4. Ближайшая звезда? (Солнце)
  5. У грызунов резцы растут в течение всей жизни? (Да)
  6. Маленький гриб? (Грибок)
  7. Простоквашинский теленок? (Гаврюша)
  8. Что такое грот? (Пещера)
  9. Японское искусство составления букетов? (Икэбана)
  10. Самая высокая трава? (Бамбук)

(Подведение итогов конкурса, музыкальная пауза.)

Гейм 2. Заморочки из бочки. (11 вопросов, 12 – “Ты – мне, я – тебе”.)

  1. В 40-х годах ХХ века Северная и Западная Германия называлась (плакат №1):
  2. а) оления  б) бизония  в) зубрия  г) зебрия   д)кобылия
    (после II мировой войны Германия была поделена на зоны влияния, бизония – две зоны – английская и американская)

  3. Назовите фамилию известного русского путешественника, зная, что он командовал первой русской кругосветной экспедицией в составе двух кораблей “Надежда” и “Нева”.(Иван Федорович Крузенштерн).
  4. На плакате №2 предложены вашему вниманию названия 10 стран. Нужно решить, во всех ли этих странах государственный строй – конституционная монархия. (Италия, Швейцария – нет)
  5. Выбрать из 3 представленных комнатных растений Нефролепис возвышенный.
  6. На плакате №3 перечислены названия насекомых. Определите, какое из них обитает в странах СНГ. (Мавританская козявка)
  7. Перед вами 2 стеклянных предмета. Стекло каждого из них – разного состава. Нужно выбрать предмет, стекло которого соответствовало бы составу, написанному на плакате №4. (Хрусталь)
  8. Назвать имя и фамилию путешественника – исследователя Новой Гвинеи, известного антрополога. Он опроверг распространенное некогда в науке мнение, что папуасы – “низшая раса”.(Николай Николаевич Миклухо-Маклай)
  9. Когда человека перед операцией усыпляют, наркозную маску накладывают на лицо. Достаточно ли для усыпления насекомого поместить в морилку его голову и почему? (Нет, дыхательные отверстия находятся по бокам брюшка)
  10. На рисунке, изображенном на плакате №5, определите время суток (Вечер).
  11. Как называются цветные искусственные камешки или стекла для изготовления мозаичных работ? Их применял М. В. Ломоносов для создания мозаичного панно “Полтавская битва”. (Смальта)
  12. В увлажненных местах леса можно встретить папоротники. Почему на них никому не удавалось найти плоды? (Папоротники не цветут)
  13. “Ты – мне, я – тебе”.

(Подведение итогов конкурса, музыкальная пауза.)

В качестве вопросов можно также использовать следующие:

  1. На плакате вы видите высказывание А.Шопенгауэра, в котором есть пропущенные слова. Вам нужно их назвать.
  2. “Сострадание к …(животным) так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток к …(животным), тот не может быть добрым человеком”.

  3. Очень маленький инопланетянин пробрался внутрь вашего организма, уселся на печени и смотрит вверх. Что он видит? (Диафрагму)
  4. Всем известна сказка английского писателя Редьярда Киплинга “Маугли”. Что означает имя Маугли? Кто дал ему это имя? (“Лежи смирно, Лягушонок! О,Маугли, ибо – Лягушонком –Маугли, я и назову тебя…”, -сказала волчица Ракша, его приемная мать.)

Конкурс капитанов.

  1. Как распространяются семена клена? (Ветром)
  2. У какого животного 4 коленки? (Слон)
  3. Водная оболочка Земли? (Гидросфера)
  4. К бассейну какого океана принадлежит Азовское море? (Атлантический)
  5. На берегах какого залива Балтийского моря расположен Санкт-Петербург? (Финский)
  6. Как называется выезд за пределы страны? (Эмиграция)
  7. Назовите крайнюю северную точку России на континенте. (Мыс Челюскин на Таймыре)
  8. Самая крупная железа организма человека. (Печень)
  9. Как называются рецепторы глаза? (Палочки и колбочки)
  10. Как вы думаете, что изучает наука микология? (Грибы)

(Подведение итогов конкурса)

Гейм III. “Темная лошадка”.

(учитель математики с вопросами по своему предмету)

Гейм IV. Дальше, дальше…(3 минуты)

Вопросы для 1 команды:

  1. Растения, национальные символы Японии. (Хризантема, сакура)
  2. Что такое пирит? (Минерал)
  3. Столица Болгарии. (София)
  4. Афалина – это медведь, дельфин или рыба? (Дельфин)
  5. Где находятся о-ва Титикака? (В Тихом океане)
  6. Как можно погасить соду? (Кипятком, лимонной кислотой)
  7. Что такое дрожжи? (Грибы)
  8. Молоко какого животного самое жирное? (Кита, до 50% жира)
  9. Древесина какого дерева крепка, как дуб? (Груша)
  10. Какой газ пахнет тухлыми яйцами? (Сероводород)
  11. Почему мышцы красные, а сухожилия белые? (В мышцах – кровеносные сосуды)
  12. Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)
  13. Вследствие подводных извержений вулканов и землетрясений возникают сейсмические волны, называемые…( Цунами)
  14. Самое глубокое озеро. (Байкал)
  15. Самая многоводная река мира. (Амазонка)
  16. Как называется кора березы? (Береста)
  17. Есть ли корни у водорослей? (Нет, есть ризоиды)
  18. Что более утомительно для человека: 2 часа стоять или 2 часа идти? (Стоять)
  19. Как распространяются семена одуванчика? (Ветром)
  20. Как называется вулканическое стекло? (Обсидиан)

Вопросы для 2 команды.

  1. Растение, национальный символ Голландии. (Тюльпан)
  2. Столица какого государства город Антананариву? (Мадагаскар)
  3. Где зимуют раки? (В илистом дне реки)
  4. Какой газ пахнет дождем? (Озон)
  5. Чем ценна морская капуста? (Содержит йод)
  6. Лист шиповника простой или сложный? (Сложный)
  7. У какого животного самое большое сердце? (Колибри)
  8. Какой химический элемент является настоящим “гигантом”? (Титан)
  9. Самое большое озеро по площади акватории? (Каспийское море – озеро)
  10. Как называется процесс роста городов и городского населения? (Урбанизация)
  11. На каком материке находится государство Аргентина? (Южная Америка)
  12. Как называются степи в Северной Америке? (Прерии)
  13. Мех какого животного является самым дорогим? (Шиншилла)
  14. Корень какого растения называют “корень жизни”? (Женьшень)
  15. С верхней или с нижней стороны листа располагаются устьица? (С нижней)
  16. Самое твердое вещество на Земле? (Алмаз)
  17. Как называется плод капусты? (Стручок)
  18. Фактор воздействия человека на природу? (Антропогенный)
  19. Самая длинная река мира? (Нил)
  20. Единственная крупная река Австралии? (Муррей с притоком Дарлинг)

(Подведение итогов конкурса и игры, музыкальный номер.)

Любое массовое внеклассное мероприятие требует тщательной подготовки, привлечения большого числа школьников, поэтому необходимо подготовить следующее:

  1. Оборудование: два игровых стола со стульями, место для ведущего и жюри; три комнатных растения (одно из которых Нефролепис возвышенный); две стеклянные вазы (одна из которых – хрустальная).
  2. Три музыкальных номера.
  3. Попросить учителя математики подготовить занимательные вопросы по своему предмету.

Оформление зала.

ЭМБЛЕМА.

ПЛАКАТЫ:

Плакат №5.