Урок в 6-м классе по теме: "Решение задач на нахождение отношений величин"

Разделы: Математика


Цели урока:

*научить решать задачи на отношение чисел и отношений некоторых величин;
*закрепить знания учащихся при решении задач на проценты;
*расширить представление учащихся о практическом применении отношений величин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметить: “Учится можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. ”Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем “поглощать знания” с большим желанием, они пригодятся в дальнейшем.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Двое учащихся решают номера 737 и 740 домашнего задания.
2. Решить устно. Заполните клетки таблицы по следующему правилу: число в пустой клетке составляет 20% числа, стоящего слева.

5,8    
3,2    
0,4    

На обратной стороне доски работает ученик, затем проверяет правильность решения.

III. Тренировочные упражнения.

Работа по карточкам у доски:

Карточка №1

Сумма трех чисел равна 630. Первое число составляет 32% суммы, а второе больше первого на 9% суммы. Найдите третье число.

Карточка № 2

Длина прямоугольника 6,4 см, а ширина 0,2 см. Длина другого прямоугольника 3,2 см,а ширина 0,5 см. Найдите отношение площади первого прямоугольника к площади второго.

Карточка № 3

Дидактический материал по математике (авт. Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков и др.)

С 42 №160 (г)

К доске выходят два ученика, один проводит устный счет, а другой работает на обратной стороне доски. Класс работает в блокнотах для устного счета, где записываются только ответы.

Быстро и правильно считать это искусство и устный счет проведет ученик.

Устный счет:

- записали число 0,5;
- увеличить его в 20 раз;
- полученный результат уменьшить на 1,8;
- найти отношение полученного результата к числу 4,1;
- полученный результат увеличить на 5,2;
- найти отношение полученного результата к 1,2.

Класс встает и вместе с учеником, работающим на закрытой доске, поверяет правильность выполнения задания те учащиеся, у которых задания выполнены не верно, на втором этапе садятся, проверяем дальше. Те учащиеся, у которых не правильно, на третьем этапе тоже садятся и т.д. В конце проверки останутся только те учащиеся, которые правильно выполнили весь устный счет.

Молодцы, вы хорошо справились, но всегда есть лучший. Внимание вопрос:

Отношение А к В равно 2/7. Найдите обратное отношение?

Чему будет равно отношение m к n, если n к m равно 1,25?

Проверяем правильность выполнения по карточкам. Внимание вопрос:

Что называют отношением двух чисел?

Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?

Что показывает отношение двух чисел?

Ставятся оценки.

IV. Психологическая разгрузка.

Все встали.

Делаем так, как я показываю, а не так как я говорю.

Или

Делаем так, как я говорю, а не так как я показываю.

Эту паузу на внимание может провести любой ученик класса.

V. Закрепление изученного материала.

Мы решаем задачи на нахождение отношений величин. Хочу сказать вам, что нас пригласили на научно-математическую конференцию по теме “Отношения”

Участие в конференции принимает следующая группа специалистов: историки, теоретики и практики.

  • Историческая справка (готовят учащиеся заранее).
  • Слово теоретикам (рассмотреть на основании № 723 ,№716 ).

Вопрос:

Что называется отношением двух чисел?

Что показывает отношение двух чисел?

Любая теория должна быть закреплена практикой.

  • Слово практикам (задача о мороженом).

Решаем №717;

Задача: На зиму заготовили 2,4 м3 березовых и 1,6 м3 еловых дров. Во сколько раз березовых дров заготовили больше, чем еловых? Какую часть всех дров составляют березовые дрова? Сколько процентов всех заготовленных дров составляют еловые дрова?

VI. Самостоятельная работа.

Мы сегодня окунулись в историю, выслушали теоретиков и поработали с практиками.

А сейчас станем все практиками, откроем тетради для самостоятельных работ.

Вариант 1.

В магазин привезли 2,4т груш и 3,6т яблок. Во сколько раз больше привезли яблок, чем груш? Какую часть привезенных фруктов составляли груши? Сколько процентов от всех привезенных фруктов составляют яблоки?

Вариант 2.

Купили 1,8 кг карамели и 1,2 кг ирисок. Во сколько раз меньше купили ирисок, чем карамели? Какую часть купленных конфет составляли ириски? Сколько процентов составляет карамель от общей массы купленных конфет?

Золотое правило: К соседу в тетрадку заглянешь, ошибку к себе перетянешь.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Задание на дом.