Открытый урок русского языка по теме: "Закрепление знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе и во множественном числе"

Разделы: Начальная школа


Тема. ,,Закрепление знаний о склонении имён прилагательных в единственном числе и во множественном числе’’.

Цели.

  • Закрепить умения определять падежи имён прилагательных в единственном числе и во множественном числе.
  • Учить учащихся правильно писать окончания имён прилагательных.
  • Развивать речь учащихся, учить видеть красоту русского языка.
  • Воспитывать уважение и любовь к труду.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Постановка учебной задачи перед учащимися.

- Сегодня я приглашаю вас в Страну прилагательных посетить сказочный Дворец склонений имён прилагательных в единственном числе и во множественном числе.

Послушайте!

Итак, в этот чудесный зимний день, если вам конечно не лень, мы отправляемся в далёкое путешествие. - Назовите прилагательные, которые встретились в этом предложении? (Чудесный, зимний, далёкое)

- Подойти к дворцу не так просто. Невидимые жители страны будут чинить нам новые и новые испытания на проверку наших знаний о склонении имён прилагательных.

2. Минутка чистописания.

(Первое препятствие)

Число

Классная работа

- Нужно перейти через речку, сделав мостик из букв, данных в узоре.

- Чем лучше, красивее мы напишем, тем крепче будет наш мостик.

Посмотрите внимательно на узоры и определите, какой частью слова они являются?

( Окончанием прилагательных)

- Расскажите о прилагательных, имеющих в окончании такие сочетания букв. ( Женский род, средний род, мужской род, множественное число)

3. Словарная работа.

(Второе препятствие)

- ,, Утолить жажду’’ можно при условии, если случайно попавшие в "колодец" слова, будут превращены в прилагательные.

Эл ктричество ( ж.р. ), медле о (м. р. ), м талл ( ср. р ), б гатство ( мн. ч ), инт рес

( м. р. ), пр красно ( ж. р.)

- На дне ,,колодца’’ волшебный клубочек, который укажет нам путь. ( Раскручивается клубочек из бумаги.)

Катится клубочек по высок… горам, по зелён… лугу, по топк… болоту, к тёмн… лесу. ( Изображение леса.)

Ребята устно определяют падеж прилагательных и окончание (по сигнальным блокнотам).

4. Работа с пословицами.

(Третье препятствие).

Выборочное списывание.

Перед нами частый лес, через который нужно проложить три тропинки:

  • объяснить смысл пословиц;
  • найти в каждой пословице словосочетание, в котором есть прилагательное и выписать их;
  • определить падеж и род прилагательных.

Добр… семенем поле засевать – никогда нужды не знать.

Где работа, там и густо, а в ленив… избе пусто.

Только тот человек ценн…, кто смолоду работать привык.

Добрым семенем ( Т. п., ср. р.)

В ленивой избе ( П. п., ж. р.)

Ценный человек ( Им. п., м. р.)

- В каких падежах употреблены имена прилагательные?

- Какие ещё есть падежи в русском языке?

5.Физкультминутка.

6. Закрепление пройденного материала

(продолжение).

- И нам с вами, чтобы знаний добиться, нужно хорошо потрудиться.

Наш труд – учёба.

( Раздвигается лес)

- Перед нами Дворец склонений имён прилагательных.

- Прочитайте, какие прилагательные ждут нас у входа. ( Дворец у нас необычный – зимний, заснеженный).

Ненастный, пасмурный, хмурый, непогожий ( слова написаны на дворцовых ступеньках). Дети читают, обращают внимание на близость их значений.

- Эти прилагательные приглашают нас на бал. Но прежде чем его начать, нужно составить пары ( прилагательное + существительное)

Пасмурное вечер
Непогожие погода
Хмурый деньки
Ненастная утро

7. Самостоятельная работа.

- Дальше мы должны войти во дворец на бал, но на дверях ключик с заданием. (Просклонять прилагательные в тех падежах, которые нам не встретились –

Д. п., Р. п., В. п.)

- Это наше четвёртое препятствие.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Пасмурное утро Хмурый вечер Ненастная погода

Непогожие деньки (один человек работает у доски – склоняет по падежам)

8. Работа по развитию речи.

- Ну, а теперь мы можем убрать ключик и открыть дверь.

- Посмотрите, мы попали с вами в зимний дворцовый парк. Наш бал продолжится в этом парке. Для выполнения этого задания от вас потребуется творчество, немного фантазии и, конечно, знание своего русского языка.

( Открывается текст без прилагательных, учащиеся должны дополнить текст своими прилагательными)

Х рошо в …… парке. Д ревья ст ят в …… инее. Все засыпаны …….. снегом. Всё освещено ……. светом. Особенно х роши ели в ….. уборе.

( Зимнем, серебристом, пушистым, ярким, солнечным, роскошном)

Дополните этот текст своими 1 – 2 предложениями.

( Несколько учащихся читают свой текст)

9. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь нам закрывает у выхода из Страны прилагательных Вопросительный знак ( ? ). Он требует ответа на вопросы:

- Что называется именем прилагательным?

- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определить род, число и падеж прилагательных?

-Можно ли обойтись в речи без прилагательных?

(В конце урока вручаются ключики к знаниям).