Послеурочное время — усталость, рассеянность, скука или возможность для творчества

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня стала актуальной тема перегрузки, перенасыщенности программы обучения и развития детей младшего школьного возраста. Большое разнообразие форм дополнительного обучения: секции, кружки, клубы и индивидуальные занятия – всё это хорошо, но в разумных пределах. Медики предупреждают, что большой процент заболеваний, с последующим статусом “хронических”, приходится как раз на этот возраст.

Данная статья предлагается для психологов, воспитателей групп продлённого дня, а также родителей детей младшего школьного возраста. В неё включены методические рекомендации по организации выполнения детьми домашнего задания и по проведению досуга, в содержание которых включены творческие задания, направленные на развитие интеллекта учащихся. Данные задания предлагаются детям в игровой форме, что даёт возможность детям почувствовать некоторую свободную эмоционально-комфортную атмосферу. Ведь во второй половине дня, когда сосредоточенность меняется рассеянностью, организованность расскрепощённостью, а увлечённость усталостью, очень важно для педагога правильно подобрать формы и методы дальнейшей работы с теми учениками, которые остались в школе до вечера. В стенах школьного учреждения ученик не должен быть предоставлен самому себе. Ведь это время может быть использовано для развития его творческих и интеллектуальных способностей. Педагоги дополнительного образования пользуются этим временем, часто решая только свою поставленную задачу: дать ребёнку, необходимые знания и проконтролировать уже имеющиеся (уроки музыки, английского языка и др.) забывая при этом то, что ребёнок уже отработал 4–5 обязательных уроков. И его усталость вряд ли даст положительный результат в дальнейшей работе. Поэтому вторая половина дня должна быть правильно спланирована. Правильное планирование включает в себя режим второй половины дня, учёт физиологических и возрастных особенностей учащихся начальных классов. Поскольку режим второй половины дня обусловлен наличием предоставленного времени на обед, прогулку и выполнение домашнего задания (это традиционно). Мы возьмём во внимание физиологические и возрастные особенности детей данного возраста. С их учётом попробуем внести в организацию второй половины дня элементы учебно-игровой деятельности, т.к. именно она является ведущей на данном этапе возрастного развития младшего школьника.

Итак, первый режимный момент это обед. Именно здесь у детей складывается возможность пообщаться и они, конечно же, стараются, как можно больше растянуть это время. Предложите им продолжить беседу в классе. Это очень важно не ограничивать их в общении. Дайте им возможность поговорить, иначе они найдут её во время выполнения домашнего задания. Темы для бесед ребята находят себе сами. Постарайтесь незаметно включиться в их разговор, а спустя некоторое время предложить им тему, которая могла бы также вызвать у них интерес и была бы направлена на решение воспитательных задач. Таким образом, вы

1) даёте возможность отдохнуть;

2) переключаете внимание с одной деятельности на другую, в которой появляется возможность для развития этических норм поведения детей дома, на улице, в коллективе (см. приложение). Такие беседы должны проходить в свободной непринуждённой обстановке (не за партами) и участвовать в них могут только желающие. Роль взрослого должна быть ограничена предложенной темой беседы, вести же её должны будут дети. Вы лишь направляете, помогаете наводящими вопросами. Педагог может также предложить тему для размышления, с последующими выводами и вопросами, но ещё раз: дайте им возможность поговорить. Если же дети устали и разговоры их не имеют места, то предложите им заняться упражнениями, направленными на релаксацию. К счастью, психологами разработано их большое количество, но, к сожалению не всегда ими пользуются педагоги-практики.

Следующий режимный момент – прогулка. Часто мы наблюдаем одну и ту же картинку: дети сами по себе, учителя-воспитатели заняты лишь присмотром за детьми. А ведь, сколько сборников по подвижным играм. Достаточно предложить и организовать детей один раз, как в другой раз они без вашей помощи смогут включиться в игры, полюбившиеся им. Причём, позже они придумают сами различные варианты проведения игры. Педагог должен хорошо знать и помнить, что физиологическое, а вместе с тем и интеллектуальное развитие младшего школьника во многом зависит от его физической активности. Поэтому так важно давать возможность ребёнку двигаться. Ведь всего лишь через час он снова должен будет сесть за парту, чтобы выполнять домашнее задание.

Домашнее задание дети выполняют с разным интервалом времени. Иногда это связано с индивидуальными особенностями учащегося. Одни выполняют быстро, с целью оставить свободное время для другой деятельности (чаще игровой), другие сидят “часами”. Для детей второй группы это не эффективно и даже вредно для здоровья. Такие дети больше подвержены заболеваниям центральной нервной системы (раздражительность, плаксивость, агрессивность и т.д.), нарушениям физического развития (нарушение осанки, сколиоз и др.). Следовательно, правильная организация процесса выполнения домашнего задания является основной задачей педагога. Выполнение домашнего задания не должно быть скучным, однообразным, неинтересным действием. Оно должно носить творческий характер. Чаще всего педагоги первым предлагают выполнить домашнее задание наиболее сложное. Начать его можно с подготовительной работы (разминки), таким образом, создавая рабочую атмосферу и соответствующий настрой у детей. Проводить данную работу лучше в игровой форме, в основе которой есть учебная задача (см. приложение). Если в течение всего времени выполнения домашнего задания будут присутствовать игровые моменты или физ. минутки, это наверняка послужит стимулом для организованного выполнения заданий даже у медлительных детей. Можно также разнообразить и само задание, а точнее использовать нетрадиционную форму или приёмы актёрского мастерства. Использование различных средств театральной педагогики, сюжетно-ролевых игр, дидактических упражнений и упражнений, направленных на развитие двигательных навыков и релаксации – всё это способствует наименьшему утомлению учащегося, его заинтересованности в выполнении домашнего задания, а, следовательно, и формированию необходимых навыков и умений в учебной деятельности. Не стоит забывать и о том, что правильно продуманная и спланированная работа педагога будет направлена на развитие интеллектуального потенциала младшего школьника.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы для бесед с младшими школьниками

Тема Цель
Социальная позиция школьника Помочь младшему школьнику осознать причины своего волнения тем самым рефлектировать свои поступки.
Школьные правила Дать учащимся представления о деловом, школьном этикете
Отношение учеников к вещам Привести в систему уже имеющиеся у учащихся знания о правилах содержания учебных вещей, формировать умение выполнять учебную обязанность: сохранять в хорошем виде учебные вещи
Аккуратность Дать учащимся представление о внешнем виде, о деловой школьной одежде, формировать у них умение поддерживать деловой внешний вид.
“Да здравствует вежливость и доброта!” Дать учащимся представление о навыках делового и личностного общения
Правила делового этикета и труда учащегося на уроке Развитие и закрепление нравственно-этических представлений у школьников
Занятия в кружках и в секциях Развить понятие об увлечённости
Здоровье Привести в систему знания о личной гигиене и о необходимости соблюдения режима дня
Об отношении учеников к урокам и к знаниям Формировать у учащихся представление о прямой зависимости оценки от затраченного труда или усвоения материала

ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКА С ОДНОКЛАССНИКАМИ

Этикет движений при общении Дать учащимся знания о правильной осанке, жестах в деловом и личностном общении
Деловое сотрудничество с одноклассниками Помочь детям осмыслить отношения в коллективе в класса
Правила любезных услуг Выявить уровень знаний о правилах соблюдения этикета между мальчиками и девочками. Развить представление о внимательном и вежливом отношении друг к другу
“Рыцари – кто они?” Познакомить с историей рыцарских времён, рассказать о книге “Юности честное зерцало”.
Школьные конфликты Коррекция поведения в проявлении негативизма и конфликтных форм поведения
Демонстративное поведение.  
Ложь  
Общение учащихся в форме спора Дать учащимся знание понятия “спор”, формировать умение спорить, аргументировать свои суждения
Межгрупповые конфликты Трансформировать убеждения подавлять агрессию между отдельными группами детей, стимулируя их к объединению в один сплочённый коллектив

1. Упражнения на расслабление.

Медитация дыхания.

Время упражнения не ограничено. Возраст 6-9 лет.

1. Сядь на стул или на пол, скрестив ноги, спина прямая, но не напряжена.

2 .Закрой глаза (нормально, если дети периодически будут открывать глаза).

3. Глубоко вдохни и выдохни. Продолжай дышать в обычном для себя ритме.

4. Обрати внимание на дыхание. Почувствуй свои вдохи и выдохи.

5. Если ты заметишь, что отвлёкся, вновь сосредоточься на дыхании.

Мгновенная релаксация.

Время 1-2 минуты. Возраст 7-9 лет.

1. Глубоко вдохни и выдохни.

2. Скажи себе: “расслабься”.

3. Если ты чувствуешь, что начинаешь нервничать, или напрягаться, ещё раз глубоко вздохни и выдохни.

4. Если в голове вертятся тревожные мысли, постарайся не обращать на них внимания. Они постепенно исчезнут и улетят как воздушный шарик, когда ты отпускаешь нитку.

Воздушный шарик.

Время выполнения 3-4 минуты. Возраст 6-9 лет.

1. Сядь или ляг удобно. Положи одну руку на грудь, а другую – на живот.

2. Представь, что в твоём животе находится воздушный шарик. Когда ты делаешь вдох, то воздушный шарик надувается, (живот поднимается), а когда выдох, то шарик спускается (живот опускается).

3. Делай вдох носом, а выдох ртом.

4. Старайся, чтобы выдох был в три раза длиннее, чем вдох.

5. Руки помогут тебе следить за тем, чтобы рука на груди оставалась неподвижной, а рука на животе двигалась как можно активнее.

6. Постарайся делать упражнение в темпе, удобном для тебя, но как можно медленнее.

2. Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

“Дыши и думай красиво”

Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи:

- “Я лев”- выдохни, вдохни;

- “Я птица” – выдохни, вдохни;

- “Я камень” – выдохни, вдохни;

- “Я цветок” – выдохни, вдохни;

- “Я спокоен” – выдохни.

Ты действительно успокоишься.

“Стойкий солдатик”

Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты стойкий солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!”.

3. Игры на расслабление мышц тела и головы.

1. Кулачки.

(Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц)

Сидя на полу. Сожмите пальцы рук в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.

2. Олени.

(Напряжение и расслабление)

Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Посмотрите:

Мы – олени,
Рвётся ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.

3. Загораем.

Ведущий: Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на полу). Подними ноги, держи их на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребёнку самому потрогать, какими стали твёрдыми его мышцы). Напряжённые ноги стали твёрдыми, каменными. Опустите ноги. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим.…Держим…Напрягаем…
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.

4. Упражнение “Штанга”.

Ведущий: Встань, представь, что ты поднимаешь тяжёлую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми сильно кулаки. Медленно подними руки. Они напряжены и тяжелы. Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперёд).

Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх)
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.

5. Кораблик.

(Упражнение выполняется поочерёдно для каждой ноги).

Ведущий: “Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Комплекс творческих заданий для детей, направленных на развитие воображения, фантазии, художественного творчества, на умение ориентироваться.

Викторина “Эрудит ли вы”

(Можно проводить во время прогулки. Направлена на развитие наблюдательности и воображения)

  • Какое из деревьев самое грустное?
  • Что бывает зелёным?
  • Что бывает колючим?
  • Как может выглядеть здание?
  • Как можно понюхать цветок?
  • Как можно почувствовать холодный ветер?
  • Как запечатлеть пейзаж?

1. Трудная рифма.

Незнайка, герой сказки Носова, однажды захотел стать поэтом. Но он, как ни старался, не мог подобрать рифму к слову “пакля”. Как потом выяснилось, к этому слову вообще нет рифмы. Попробуйте сделать то, что не удалось Незнайке, и подберите рифмы к слову:

  • чайник;
  • ковёр;
  • люстра;
  • кресло;
  • портфель.

2. Следы нечистой силы.

Всем с детства знакома строка из стихотворения А.С. Пушкина “Там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…” Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

  • Бабы Яги;
  • Водяного;
  • Кощея Бессмертного;
  • Лешего;
  • Кикиморы.

3. Перепутавшееся предложение.

В каждом предложении слова располагаются в определённом порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения:

  • Чемодан, с, мальчик, во, нашёл, конфеты, маленький, двор, и, гулял;
  • Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвёртка;
  • Дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот;
  • Кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский;
  • Сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зелёный, розовый, большой.

Внимание. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять “лишние” слова. Для того чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

4. Фантик для конфеты.

Представьте, что вы – художники, работающие на кондитерской фабрике. Ваша задача – придумывать и рисовать обертки для шоколадок, конфет и печенья. При этом ваши рисунки должны соответствовать названию кондитерского изделия. Недавно вам поступил заказ – нарисовать фантики для новых конфет. Постарайтесь выполнить этот заказ, если известно, что новые конфеты называются:

  • “Молочные”;
  • “Ореховые”;
  • “Ягодные”;
  • “Медовые”.

5. Повторяющаяся рифма.

Однажды поэт сочинил такое стихотворение:

Как – то утром под горой
Предвечернею порой
Шёл мальчишка с бородой,
Помидор ел голубой.
С ним старик шёл молодой
С водосточною трубой.
Шли они на водопой,
Били мух сковородой.
Хочешь – плачь, а хочешь – пой
Над такою ерундой.

В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму – “..ой”. Попробуйте сочинить такое же стихотворение из десяти строчек, и чтобы при этом строчки оканчивались рифмой…

-…ла;

-…ре;

-…ый;

-…ил.

6. Циферблат.

Очень часто на циферблате часов можно увидеть какой-либо рисунок. Например, на часах, которые называются “Командирские” и предназначены для офицеров армии, рисуют танки, самолёты, корабли и подводные лодки. Но ведь это несправедливо. Если есть часы для военных, должны быть часы и для людей других профессий. Попробуйте нарисовать циферблат часов, которые могли бы называться:

  • “Водительские”;
  • “Милицейские”;
  • “Докторские”;
  • “Композиторские”;
  • “Учительские”.

7. Недописанное четверостишье.

Один начинающий поэт как-то раз решил сочинить короткие стихотворения о героях мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не смог закончить ни одного четверостишья. Он смог сочинить лишь первые две строчки. Попробуйте завершить эту работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в четверостишьях. А первые строчки четверостиший звучат так:

Вини Пух сказал однажды:
“Больше мёд не буду есть…”
Леопольд глядел в окошко
и мечтал иметь друзей…
Как-то Гена с Чебурашкой
отдыхать на речку шли…
Волк на Зайца очень злится;
говорит: “Ну, погоди!”…
Карлсон в гости к Малышу
прилетел под вечер…

8. Незаконченный рисунок.

Один знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером первую линию. И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину, если известно, что первая линия, которую провёл художник, – это…

  • два параллельных отрезка;
  • волнистая линия;
  • линия-полукруг;
  • зигзагообразная линия;
  • два отрезка, образующие острый угол.

9. Спрятавшиеся слова.

Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово, можно собрать много других слов. Например, из слова ИСТОРИЯ можно сделать слова ТРИ, РОТ, РИС, СИТО, РОСТ и т.д. Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слово:

  • МАТЕМАТИКА;
  • ЛИТЕРАТУРА;
  • РИТОРИКА;
  • АСТРОНОМИЯ.

Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.

Игры и упражнения, направленные на формирование внимания, произвольной регуляции собственной деятельности, оптимизацию, аудиальную и визуальную настройку, а также на поднятие настроения.

“Костёр”.

Дети, сидя за партами, выполняют инструкцию педагога. По команде:

“Жарко” – дети должны отодвинуться от парты;
“Руки замёрзли” – протянуть руки к парте;
“Ой, какой большой костёр” – встать и махать руками;
“Искры полетели” – хлопать в ладоши.
“Что слышно”.

“Слушай звуки”.

Педагог просит детей послушать, что происходит за дверью или за окном. Затем он просит рассказать, что они услышали. Или дети закрывают глаза, а педагог издаёт различные звуки (водит мелом по доске, звенит в колокольчик, хлопает, стучит ручкой по столу и тд.)

Когда ведущий издаёт долгий звук на трубе, то дети становятся в позу “плакучей ивы” (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), когда короткий звук, то в позу “тополя” (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

“Пишущая машинка”.

Каждому игроку присваивается буква алфавита. Затем педагог придумывает слово. По сигналу, после того как педагог назовёт слово, дети начинают печатать: первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и тд.

“Гол – мимо”.

Класс делится на две команды (по рядам). Затем разучиваются названия рук. Левая рука называется “гол”, правая “мимо”. Педагог показывает на команду одной из рук, дети должны прокричать нужное слово. Задача педагога – запутать участников. Для накала страстей ведущий ведёт счёт. Если кто-то один в команде ошибается, то другой команде прибавляется одно очко.

“Кричалки – шепталки – молчалки”.

Из разного цвета картона делаются 3 силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – можно бегать, шуметь, кричать – “кричалка”. Жёлтая ладонь – “шепталка” – можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал “молчалка” – синяя ладонь – дети замирают на месте и не шевелятся.

“Колпак мой треугольный”.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят, по одному слову из фразы: “Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак”. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово “колпак”, заменяют его жестом (дотрагиваются до своей головы ладошкой). В следующий раз заменяются уже два слова: слово: “колпак” и “мой” (показать рукой на себя) и тд. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

“Три музыкальных слога”.

Один водящий уходит. Все выбирают какое-то слово из трёх слогов. Потом делятся на три команды (ряды в классе). Например, это слово “машина”. Когда водящий возвращается, одна команда поет слог “ма” на мотив “Пусть бегут не уклюже”, вторая одновременно поёт “ши”, третья – “на” на любой другой мотив. Водящий прислушивается и пытается отгадать, какое слово загадано. Ему даётся на это три попытки по 10 сек.

“Дождик” (образное воссоздание стихии).

Дети сидят на стульях в кругу. Главное условие: тишина. Педагог говорит: “Вы сейчас услышите дождь, но для этого вы должны поочерёдно повторять за мной следующие движения:

  • тереть ладони друг об друга;
  • хлопать ладонями по коленям;
  • хлопать ладонями по коленям и топать ногами;
  • хлопать ладонями, топать ногами и цокать;
  • хлопать ладонями и топать ногами;
  • хлопать ладонями;
  • тереть ладонями друг об друга.

“Нарисованный рассказ”.

Дети сидят в кругу. У каждого лист и один фломастер. По команде педагога дети рисуют какой-либо элемент и по следующей команде передают его соседу.

Другой дорисовывает свой элемент и вновь передаёт другому игроку.

Таким образом, пройдя круг, получаются рисунки. Ребята дают им названия, раскладывают в любом порядке и сочиняют рассказ.

“Красная шапочка”.

Участники сидят на стульях. По кругу запускается мяч – Красная шапочка, чуть позже второй мяч – Серый волк. Задача волка: догнать Красную шапочку. В неожиданный момент ведущий может поменять направление волка, тогда он побежит навстречу Красной шапочке. Её задача вовремя сориентироваться и тоже поменять направление.

“Дракон кусает свой хвост”.

Игроки становятся в линию, держась, за плечи друг друга. Первый участник – голова дракона, последний – хвост. Голова должна дотянутся до хвоста и дотронутся до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый не побывает в двух ролях (при достаточном времени).

“Слушай хлопки”.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в своём направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз – дети превращаются в “аиста” и встают на одну ногу, а руки в стороны. 2 хлопка – превращаются “лягушку” – присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями на полу. На 3 хлопка играющие возобновляют ходьбу.