Использование НРК в вводном курсе истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Соавтор: Хабибуллина В.М.

Вводный курс истории и обществознания в рамках образовательной программы “Школа 2100” (авторы: Д.Данилов, С.В. Тырин) состоит из двух частей: 1 часть –  “Мое отечество” (3 класс), 2 часть – “Человек и человечество” (4 класс).
Основные задачи вводного курса истории и обществознания - дать ученикам начальной школы предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Одно из направлений курса - знакомство с жизнью общества на примере своей республики, своего города или села. Краеведческий принцип подхода к обучению истории и обществознания позволяет сформировать у школьников естественно - научное мировоззрение и выработать чувство любви, ответственного отношения к родному краю, к своим национальным истокам.
В каждом разделе 20 процентов времени разрешено направить на изучение республиканского компонента.

Предлагается следующее распределение часов.

3 класс


п/п

Разделы

По программе (кол. часов)

Местный компонент (кол-во часов)

Использование учебника

1.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

4

1

Урок 3. Часть 1
Урок 4. Часть 1

2. Времена Российской империи. XVII- начало XX века.

5

1

Урок 17. Часть 2
3. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 г.

4

1

Урок 19. Часть 3.
Урок 21. Часть 3.
Урок 22. Часть 3.

4. Современная Россия.

8

3

Урок 23.Часть 4
Урок 24. Часть 4
Урок 26.Часть 4
Урок 27. Часть 4
Урок 30. Часть 4

   

Всего:

6

 

При планировании уроков истории и обществознания в 3 классе предлагаем включить следующий материал:

При изучении темы: “С чего начинается Родина?” (урок 3) учитель должен акцентировать внимание учащихся на понятиях: “маленькая Родина” – дом, двор; “большая Родина” –  страна, республика. Важно рассказать, что общая для всех нас Родина  –   Республика Татарстан, которая входит в состав России. (РТ занимает территорию в 68 тыс.кв.км. Климат  –   умеренно-континентальный. Природные богатства – нефть, каменный уголь, торф, леса, известняк, строительные материалы. Протекают большие реки: Волга, Кама, Белая и Вятка. Наша Родина является многонациональной. В РТ в тесном соседстве живут представители более 100 национальностей: русские, татары, удмурты, чуваши, марийцы и другие. Республика Татарстан  – одна из немногих республик России, где не обострены отношения между людьми разных национальностей.)

Рассказывая о расположении Республики Татарстан, следует в качестве наглядности использовать карты РТ и РФ.

Изучая тему “Память о прошлом” (урок 4), надо познакомить учащихся с историей возникновения Татарского государства. Описывая события прошлого, можно совершить прогулку по городу Булгар X века с помощью карты “ Волжская Булгария и ее основные города” и попросить детей поделиться своими впечатлениями. (О происхождении современных татар историки говорят по-разному: одни считают казанских татар потомками тех монголов, которые в XIII в. покорили Русь и др. страны Восточной Европы, другие считают, что казанские татары являются прямыми потомками камских булгар. Волжская Булгария была образована в IX – X веках. Дружно жила Волжская Булгария с соседними государствами. Русское государство и Волжская Булгария в 1229 году подписали мирный договор, скрепив тем самым свою былую дружбу перед общим бедствием – нашествием монголов. В 1445 г. Золотоордынское войско Улу-Мухамеда завоевало Казань – возникло Казанское ханство, которое в период своего расцвета было одним из сильнейших и развитых стран Восточной Европы.

Московский царь Иван IV (Грозный) организовал поход на Казань с целью присоединения Казанского ханства в 1552 г. (28 августа), и только 2 октября 1552 г. Казань после многочисленных боев, несмотря на мужество и стойкость ее защитников, пала. В честь военных побед Ивана Грозного под Казанью зодчие Барма и Постник построили в г. Москве собор Василия Блаженного. Окончательное присоединение Казанского ханства произошло позднее, в 1558 г. Завоевание Казанского ханства стало трагедией для татарского народа, который потерял свое государство. И все же у татар не было ненависти к простому русскому народу.

Присоединение Казанского ханства к России имело важное значение для народов края. Прекратились междоусобные войны, теперь русский и татарский народы вместе развивали свою экономику и культуру. В совместной борьбе против помещиков зарождалась и крепла дружба татарских и русских крестьян.

Целесообразно остановиться на исторических памятниках. (Казанский кремль был воздвигнут в начале XVI века псковскими мастерами под началом Бармы и Ширяя. Толщина стен, где были устроены ниши с бойницами для пушек, местами доходила до 6 м. В специальных камерах стен хранились боеприпасы: порох, ядра, бочки со смолой, песок, камни. На площади у седых стен кремля возвышается памятник поэту-герою М.Джалилю. Открыт он в 1966 г., на постаменте высечены строки, известные каждому казанцу: "Жизнь моя песне звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит!"С первых дней Великой Отечественной войны Джалиль ушел на фронт. Тяжелораненным он попал в плен. В неимоверно трудных условиях он включился в работу подпольщиков. Предатель выдал подпольщиков, М. Джалиль и его товарищи были брошены в застенки, им вынесли смертный приговор.)

В теме: "Гроза двенадцатого года" (урок № 17) необходимо остановиться на описании военных событий 1812 г., когда на защиту Отечества встал весь народ, в том числе и из нашего края. (В грозный 1812 г. в г. Казани многие оставили свои дома, семьи, взяли в руки оружие и встали в ряды ополчения. Тысячи людей отдали свои деньги, имущество на великое дело. Ряд казанских заводов, например, Пороховой, выпускал оружие для русской армии).

Тема "Россия в огне" (урок № 19) посвящена событиям начала XX в. включает следующие вопросы: революционные события 1917г.; гражданская война на территории бывшей Казанской губернии, первые годы Советской власти на территории ТАССР. (1 марта 1917 г. в Казань из Петрограда пришла телеграмма о свержении царя. Начались митинги и демонстрации. Рабочие и солдаты стали создавать свои Советы. Вооруженные восстания начались в Казани 6 ноября 1917 г. Революционные части сначала оборонялись, а затем начали переходить в наступление. Солдат поддержали рабочие. Гудели гудки заводов. Красногвардейские отряды выходили на бои с юнкерами. 7 ноября 1917 г. восставшие овладели всем городом. 8 ноября 1917 г. Советская власть победила в Казани. В уездных городах и деревнях Советская власть продолжала устанавливаться вплоть до марта 1918 г. Так, в Чистопольском уезде Советская власть была провозглашена 12 ноября, в Елабужском – 18 ноября, Лаишевском – 21 ноября, Мензелинском – 21 декабря 1917 г., в Бугульминском – 22 февраля 1918 г. Установление Советской власти в уездах губернии проходило в упорной борьбе рабочих и крестьян с русской и татарской буржуазией.

В борьбе и тревоге шел боевой 1918 г. Бои с белогвардейцами и интервентами развернулись на территории Татарии. 6 августа 1918 г. белогвардейцам удалось временно захватить Казань. Они расстреляли председателя Казанского Совета Я.С. Шейнкмана, комиссара юстиции Мартына Межлаука и десятки других борцов за Советскую власть. Из Казани белогвардейцы и интервенты хотели двигаться на Москву. Судьба революции решалась тогда в районе Казани, Самары и Урала. К Казани по приказу В.И. Ленина направились коммунистические и рабочие отряды из Москвы, Петрограда, Курска, Иваново-Вознесенска, пришли латышские стрелковые полки. На Волге белогвардейцев били моряки Волжской военной флотилии. Комиссаром флотилии был герой гражданской войны Н.Г. Маркин. Большим отрядом, наступающим со стороны Арска, командовал В.М. Азин. А группу войск, наступавшую по левому берегу Волги, возглавлял Ян Юдин. Он погиб в бою. В память об отважном комбриге станция Красная Горка была тогда же переименована в станцию Юдино. 10 сентября 1918 г. Казань была освобождена. Вскоре вся территория Татарии вновь стала советской.

Весной 1919 г. снова белогвардейцы захватили Чистополь, Бугульму, Мензелинск, подошли к Лаишеву. Колчаковцам удалось вывести из Центрального банка золотой запас республики. 28 апреля 1919 г. части Красной Армии перешли в контрнаступление. Через месяц белые армии Колчака были отброшены к Уралу.

Героически сражались с колчаковцами бойцы 25-й стрелковой дивизии В.И. Чапаева и 28-ой стрелковой дивизии В.М. Азина. Выделялся своей храбростью полк, которым командовал сын крестьянина, татарин Степан Домолазов. Большое мужество проявили в борьбе с белогвардейцами красноармейцы Первой Приволжской стрелковой татарской бригады: Хусаин Мавлютов, Галиулла Касимов, Юсеф Ибрагимов, Якуб Чаныгиев, Шамиль Усманов.

После Октябрьской революции 1917 г. В.И. Ленин, председатель Совета комиссаров России, подписал Декрет "Об автономной Татарской Советской Социалистической Республики". Официально о создании республики было объявлено 25 июня 1920 г. Было создано правительство республики. 30 декабря 1922 г. произошло образование СССР. В него вошли РСФСР, УССР, БССР, Закавказская федерация (ЗСФСР). Позже в состав СССР вошли другие республики (всего 15). В числе подписавшихся была и делегация Татарии. Но подлинного равноправия республики не получили. Преимущество было отдано союзным республикам, а автономные, как ТАССР, оказались в двойном подчинении (ТАССР подчинялась российским и центральным органам власти.)

В теме "Вставай, страна огромная!" (урок 21) учитель должен создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшее испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, в том числе и татарского народа. События, имена, конкретные факты должны стать предметом анализа на уроке. (С первого же дня войны в республике широко развернулось движение добровольцев. Патриотический подъем трудящихся возглавили коммунисты, городская партийная организация. Вся промышленность в плановом порядке переводилась на выпуск военной продукции. Рост военного производства был обеспечен, прежде всего, невиданным трудовым энтузиазмом рабочих и инженерно-технических работников, новой волной стахановского движения. Яркий пример этого подал, например, коллектив кузнечного цеха завода "Серп и молот", который на второй же день войны дневное задание выполнил к обеденному перерыву, а на следующий день – за первые два часа работы. Уроженцы Татарии самоотверженно трудились не только в тылу, но и героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. За годы войны 174 тысячи из них были награждены орденами и медалями. Более 170 уроженцев республики были удостоены звания Героя Советского Союза, 50  –   стали полными кавалерами ордена Славы.)

Рассказывая о подвигах татарстанцев в годы Великой Отечественной войны, целесообразно останавливаться на крупнейших военных операциях.

(Более месяца удерживал оборону Бреста полк под командованием бывшего казанского рабочего, майора П.М. Гаврилова, о подвиге которого написаны книги, поставлены спектакли, кинофильмы. В окрестностях Бреста встретили вероломного врага танкисты – казанцы В. Карташов, И. Пустобаев. В первый день войны каждый из них подбил по 3 вражеских танка. В небе Украины летом и осенью 1941 г. громил гитлеровцев боевой летчик, один из первых Героев Советского Союза в Великой Отечественной войне Ф. Фаткуллин. В защите Москвы проявил себя как герой и врач канд. мед.наук из Казани А. Тимофеев. В зимне-весеннем наступлении под Москвой проявила себя 146-я казанская стрелковая дивизия под командованием Ю.В. Новосельского. Тяжелые бои севернее Сталинграда вела 120-я стрелковая дивизия, сформированная в Казани и ее окрестностях и другие.)

Изучая тему: "В каком государстве мы живем?" (урок № 23) учитель должен познакомить учащихся с государственной символикой РТ. (У каждого независимого государства есть знаки отличия – символы. Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, официальные эмблемы  –   символы. Государственный флаг Татарстана разделен на три части: верхняя часть – зеленая, нижняя – красная, а в середине узкая белая полоса. Каждый цвет имеет свое значение. Красный – это цвет солнца, огня. У наших предков этот цвет был знаком могущества и жизни. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты и мира. Государственный флаг РТ был принят 29 ноября 1991 г. На государственном гербе РТ изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом выписан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли. Государственный герб РТ был принят 7 февраля 1992 г. В творческую группу, которая работала над созданием гимна, входили: Р. Фахрутдинов, И. Загитов, Н. Хандафаров. Музыку Государственного гимна сочинил выдающийся композитор Татарстана – Рустем Яхин. Государственный гимн РТ исполняется при поднятии Государственного флага РТ; при открытии и закрытии торжественных собраний, заседаний; при встречах и проводах посещающих РТ с официальным визитом глав государств.)

При изучении темы: "Я –   гражданин России" (урок № 24) необходимо познакомить учащихся с Конституцией РТ. Важно на конкретных примерах проанализировать права и обязанности граждан РТ, побуждать детей к их выполнению. (6 ноября 1992 г. была принята Конституция РТ –  основной закон нашего государства. У каждого гражданина РТ есть права и обязанности. В Конституции РТ говорится: жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства; граждане РТ имеют: право на собственность и её наследование; право на труд; право свободно исповедовать любую религию; право на получение бесплатного среднего общего образования в государственных учебных заведениях; право на отдых и досуг; право на жилище.
Граждане РТ обязаны: соблюдать Конституцию РТ и законы РТ; нести воинскую службу в соответствии с законом; сохранять культурные ценности, исторические памятники. Бережное отношение к природе – долг каждого гражданина РТ).

По теме "Кто в государстве самый главный?" (урок № 26) необходимо остановиться на вопросах организации высших органов государственной власти, действующих по Конституции РТ. Очень важно указать, что условием существования демократии в РТ является разделение власти. (Верховный Совет РТ – высший постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти РТ. Кабинет Министров РТ – Правительство РТ – является исполнительным и распорядительным органом государственной власти РТ и подчиняется Президенту РТ. Судебная власть РТ осуществляется Конституционным судом, судами общей компетентности, Высшим арбитражным судом.
Главой государства в Республике Татарстан является Президент. Президент РТ выступает гарантом прав и свобод личности в РТ, суверенитета республики, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан, а также международных договоров РТ.)

Изучая тему: "Народы России" ( урок № 27) учитель может построить урок с привлечением материала, раскрывающего культуру татарского народа. Урок может быть выстроен как игра "Ярмарка", где учащиеся будут представлять, обыгрывать, рассказывать все, что они знают о кушаниях, костюмах, обычаях, легендах, сказаниях, традиционных занятиях, промыслах разных народов, населяющих республику Татарстан. Видится целесообразным в рамках изучения данной темы поставить совместно с детьми театрализованное представление татарских посиделок на фольклорном материале или провести беседу "Из бабушкиного сундука" с целью знакомства детей с элементами и традициями домашнего быта и ведения хозяйства.

В каждом из перечисленных видов деятельности ученики должны быть не просто исполнителями, которые получают готовую информацию, а активными её участниками.

При изучении темы: "Наши праздники" (урок № 30) следует дать ученикам представление о народных праздниках  – Первого снега, Навруза, Сабантуя, Первого урожая и государственных праздниках  – Дне конституции (6 ноября) и Дне независимости РТ (30 августа).

Литература.

  1. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С. и др. Мое Отечество. 3 класс (1 – 4). Методические рекомендации для учителя.  – М.: Баллас, 1999. – 96 с.
  2. Данилов Д.Д., Тырин С.В. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 3-го класса (1 – 4) и 2-го класса (1 – 3) в 4-х частях. – М.: Баллас, 1998.
  3. Кочнева Г.М., Николаева Ф.Р. Твоя Родина. Книжка-раскраска для детей дошкольного и младшего школьного возраста (учебное пособие для детских садов и учителей начальных классов). –   Елабуга, 2000. – 20 с.
  4. Султанбеков Б.Ф., Литвин А.Л. Рассказы о родном крае. Учебник для 4 класса. – Казань: Татарское книжное издательство, 1988. –  87 с.
  5. Хабибуллина В.М., Егорова Н.А. Правовое воспитание учащихся начальных классов. Методическая разработка.  – Казань, 1998. – 23 с.
  6. Конституция РТ. – 1992. – 47 с.