Формирование общеучебных и специальных умений и навыков

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Согласные звуки [Х],[Х ], буквы Х,х.

Колхозный труд.

ЦЕЛИ:

  • Познакомить учащихся с новыми согласными буквами Х, х.
  • Обучающие
    учить главному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;
    сформировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончаний;
  • Воспитывающая
    воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности;
  • Развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать;
    обогащать словарный запас.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Буквы Х, х лента букв, плакаты с пословицами о хлебе, картина “Каравай хлеба”, ТСО.
  • Букварь Горецкого, “станочки” - для печатания букв, слогов и.д., рисунок “Хомяк”.

Девиз урока: “Давайте трудиться вместе”.

Учитель. Мы находимся на станции “Познавательная”. Дома вы читали рассказ “Собака - друг человека”.

Как вы думаете, почему так рассказ назвали?

(Дети делятся своими впечатлениями по прочитанному рассказу.)

У. Мои ассистенты подготовили

Рассказ про собаку.
Про то, как верна
Людям собака
Во все времена.
Про то, как была
Человеком приручена.
О том, сколько дела
Собаке поручено.

1 уч. Сенбернар по кличке Барри спас в Альпийских горах 40 человек. В метель и в пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути. В Париже поставили Барри памятник.

2 уч. На Руси с древних времен собаки помогали охотникам.

3 уч. Собаки во время Великой Отечественной войны взрывали мосты и вражеские железнодорожные составы.

4 уч. Собаки ищейки помогают милиции найти преступника, а пограничникам – нарушителя.

5 уч.

Стадо овечье собаке послушно.
Собака справлялась с работой пастушьей.

У. Сегодня мы совершим путешествие в страну Знаний и посетим город Пишичитайск.

Капитан Слон просит отправиться в путешествие на его корабле. Давайте скажем волшебные слова (под музыку “Шум моря”).

Дети.

Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.

У. А вот и первая остановка “Звуковая”.

Дети работают по ленте букв. Они называют гласные: твердые и мягкие, согласные: звонкие, глухие и парные.

У. Мы живем в стране гор. Как вы думаете, кого художник изобразил на рисунке?

Д. Пастухи пасут овец.

У. Это одно из занятий горцев. Ответ дан в схемах.

- Посмотрите на первую схему.

Сколько слогов в этом слове? Почему? Сколько согласных? Какой слог ударный? Сколько букв? Сколько звуков? Прочитаем первую схему. (Пастух). Когда мы так говорим? (В ед. ч., когда один предмет).

Что вы заметили?

Д. Новый звук [х].

У. Дайте характеристику этому звуку.

Д. Согласный, не образует слог, твердый, непарный.

У. Читаем вторую схему (пастухи).

Когда так говорим?

Д. Когда много предметов, слово стоит во множественном числе.

У. Разделите слово на слоги. Что вы заметили?

Д. В этом слове 3 слога, 3 гласных, 4 согласных, звук [х'] мягкий, т.к. гласная придала мягкость согласной [х].

У. Выполним следующие задания:

Упражнение в слышании и распознавании новых звуков в словах: (учащиесяся называют где стоит звук [х]: в начале слова, в середине, в конце.

Ехать, хлеб, колхозники, пахать, входить, запах, хорошо, хитрец, хихикать.

Поставим эту букву на ленту букв.

Где мы её поставим: в верхнем ряду согласных букв или в нижнем ряду?

Почему? Как называется буква, которую мы сегодня изучаем?

Д. “Ха”.

У. Какие звуки она обозначает?

Д. Согласные звуки [х] и [х' ]

У. Хором повторим название буквы.

Д. “Ха”.

У. Произнесем звуки [х] и [х' ].

Появляется сказочный теремок, а в окошке новая буква Х, х хозяйка теремка. Дети знакомятся с элементами буквы, сравнивают их по величине и говорят правило, когда пишется большая буква Х, а когда маленькая – х.

Печатание букв Х, х в “станочках”.Учитель показывает на доске, а ребята выполняют работу в своих “станочках”: большая Х, маленькая х. Учитель хвалит ребят за работу.

У. Следующая остановка на улице Слияний.

Идет работа по таблице.

У. Чем интересна эта улица?

Д. На одной стороне живут согласные, а на другой – гласные.

У. Да, это очень дружные буквы. Посмотрите, а нет ли здесь нашей новой знакомой?

Д. Есть.

У. Давайте и её подружим с гласными буквами.

Х протянуло руку букве а, получилось ха, а потом и букве о, получилось хо, и, конечно, букве у, получилось ху, и с буквой е, получилось хе.

Д. Буквы подружились и получились слоги – слияния.

У. Давайте еще раз прочитаем новые слоги: ха, хо, ху, хи, хе и напечатаем их в своих “станочках” со схемами.

На какие две группы можно разделить эти слоги – слияния?

Д. С твердой согласной х и мягкой согласной.

Ха         Хи

Хо         Хе

Ху

У. Молодцы! Подружили буквы и теперь отправляемся дальше, на станцию “Читайкиных”. Как вы думаете, кто живет на этой станции?

Д. Слова.

У. Поиграем в игру “Буква потерялась”

_алва

_леб

_итрец

_олод.

(Учащиесяся вставляют букву х и прочитывают слова, объясняя их значение.)

У.

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили.
Ребята, помогите восстановить их.

Хи… (-хихикать);

Хит…(-рый, -рец, -рость);

Хо… (-роший, -хочет);

Храб… (-рый, -рость. -рец);

Уха… (-живать).

У. Станция “Спортивная”. Физминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!

У. Станция “Читайкиных”.

Учащиесяся читают слова с доски по ориентирам, по слогам, с выделением ударного слога, проводится словарная работа.

хле | бо | ро | бы – земледелец, крестьянин.

при | бли | жа | ет | ся – наступает

трак | то | ры ком | байн

за | кон | чить дона | ступ | ле | ни | я

У. Лисичка к нам из леса пришла, нам загадку принесла.

Отгадать легко и быстро.

Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Д. Хлеб.

У. Станция “Музыкальная”. В 1954 году началось освоение целинных земель. Беседа по картине “Целина”.

Звучит песня о хлебе в исполнении Л.Зыкиной.

У. Прослушайте рассказ “Хлеборобы” (с.101 букварь).

После чтения рассказа, учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном, делятся своими мыслями и чувствами.

Д. Чтение учащиеся рассказа “цепочкой”.

У. Ребята, а вы знаете, что самое дорогое на свете?

Д. Мир, Родина, дружба, золото и т.д.

У. Станция “Историческая”.Рассказ учителя “Что всего дороже”. Затем чтение пословицы с доски.

У.

Не велик кусок пирога,
А стоит много труда.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушиваются ответы детей. Дополняют их ассистенты учителя.

1 уч. Хлеб – наше богатство. К нему надо относиться бережно. Достается хлеб нелегко – потом и трудом миллионов людей, поэтому надо его беречь.

2 уч. Нелегок труд землепашца. Много труда требуется, чтобы хлеб посеять, вырастить и убрать, прежде чем он окажется на столе.

3 уч. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок.

Нужно бережно относится к хлебу.

У. В народе говорят: “Хлеб – всему голова!” Почему это так? Объясните значение пословицы.

Д. Человек может обойтись без многого, а без хлеба не может.

У. Кто еще знает пословицы?

Д.

Без печки холодно,
Без хлеба голодно.

У. У нас в гостях зверек – вредитель полей. Но в давние времена эти зверьки иногда помогали крестьянам во время голода.

Кто этот зверек?

Д. Хомяк.

У. Верно. Хомяки собирают до 40 кг зерна в своих норах.

Станция “Спортивная”. Дети делают зарядку.

Хомка – хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Спинку трет.

У. Хомячок так старался нам помочь, что рассыпал слово.

(На доске буквы б е л х, дети собирают из них – хлеб.)

У. Подберите к слову хлеб родственные слова.

Д. Хлеб – хлебушек, хлебница, хлебороб, хлебный.

У. Возвращаемся к рассказу “Хлеборобы”.

Выборочное чтение. Учитель дает задание, учащиесяся находят ответы в тексте и прочитывают предложения.

1. Труд хлеборобов.

2. Сбор урожая.

3. Работа в поле.

4. Важность работы.

У. Подведем итог своего труда. Что вы можете сказать об уроке?

Д. Было очень интересно.

У. А что больше всего вам запомнилось?

(Выслушиваются ответы детей.)

Какое слово вы заслуживаете?

Д. Молодцы! Спасибо всем.

У. Наша конечная станция “Поэтическая”. Послушаем стихи о хлебе.

1 уч.

Будем в школе так трудиться
Чтобы знать как хлеб родиться,
Знать где рожь, и где пшеница,
Что такое сельский труд
И что булки в закоулках
На деревьях не растут.

2 уч.

Вот он хлебушек душистый
Пышный – с коркой золотистой.
Поднести его вам рады
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогие наши гости и друзья,
Принимайте хлеб из рук! (Ученица подносит хлеб гостям).

У. Вот мы и завершили путешествие в город “Пишичитайск”.

Учитель дает на дом задание прочитать рассказ по книге “Читаем сами” на новую букву.

У. Еще раз всем спасибо за урок. Капитан корабля прощается с вами. Вы ему понравились.