Интеграция как методическое явление

Разделы: Технология


Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. (В. Ф. Одоевский)

Успех учителя - мастера во многом зависит от наличия у него специальных умений: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность; умело задавать вопросы; общаться с коллективом в целом и отдельной личностью; вести наблюдение; владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями.

Педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

В. И. Загвязинский трактует педагогическую технику как способность адекватно выражать свои намерения и стремления во внешних действиях.

Ю. П. Азаров - как совокупность средств, приемов, с помощью которых воспитатель добивается необходимого результата.

Ученые понимают педагогическую технику как комплекс навыков и умений практического осуществления взаимодействия участников педагогического процесса.

Термины “техника” и “технология” имеют в своей основе значения - искусство, мастерство, умение.

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации; это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. (Д. Пойа)

Что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения? В словаре или справочнике трудно найти методическое значение слова “интеграция”. Профессор Н. Н. Светловская основой определения этого термина признает:

  • наличие однотипных частей или элементов;
  • возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов;
  • развитие учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью - разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической - созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук.

Межпредметные и внутрипредметные связи - один из способов решения проблемы комплексного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.

Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия.

Во-первых, в классе работает один учитель, который ведет все предметы, и ему хорошо известен весь программный и пройденный материал начальной школы. На этой основе легко определить, какие учебные предметы могут взаимно дополнять изучаемый материал.

Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Но стоит заметить, что интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности - совсем не новое методическое явление. Оно ценилось и использовалось К. Д. Ушинским, в частности, при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом. Более того, в интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельные элементы двух видов речевой деятельности - чтение и письмо - для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста. Путь слияния - однонаправленность всех исполнительских действий на интуитивное, практическое постижение ребенком приемов соотнесения устной и письменной речи.

Как известно, созданный К. Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

В начальном обучении возможны и какие-то другие сынтегрированные учебные предметы, но, все-таки, нормой для начальных классов являются элементы интегрирования в учебных предметах, а не интегрированные курсы. Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

Перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

  • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Контрольные уроки по какому-либо интегрированному курсу, разделу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет - конкурс или аукцион.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Интеграция обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.

Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.

В. Т. Фоменко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации - не что иное, как интеграционные процессы. К этим педагогическим тенденциям, по его мнению, следует относиться как к переводу образования на интегративную основу.

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.

  1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
  2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
  3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
  4. Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
  5. В интегрированной связи находятся предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего вариативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.
  6. “Преломление” общеобразовательной дисциплины через призму специфики школы.

Построение учебного процесса на интегрированной основе не ограничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы - это высшая стадия “срастания” учебных дисциплин. Однако интеграция может иметь и эпизодический характер, и неглубокую степень выраженности. Например, интеграция может состоять лишь в решении задач, находящихся на стыке разнокачественных систем знаний, способов деятельности и других компонентов содержания.

Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи. Решение учащимися иерархических систем таких задач - важный путь формирования гибкого и целостного мышления.

Межпредметные познавательные задачи - академическая структура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное течение познавательных процессов, а как интегрирующее средство обладают большими возможностями.

Вопрос о разработке целостной системы интегрированного обучения стоит особенно остро. Следует иметь в виду, что для интеграции существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы.

К позитивным факторам следует, прежде всего, отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ученика, которые в традиционном обучении используются недостаточно.

Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов - можно компенсировать тем, что содержание небольшого объема усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимозависимость ее частей.

Следующий негативный фактор для интеграции - необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, письма и счета. Это, казалось бы, требует попредметного обучения.

Третий негативный фактор - трудность изложения интегративных курсов. Какой учитель сможет практически вести тот или иной интегрированный курс так, чтобы учащимся было понятно и интересно? Само создание таких учебных курсов потребует разносторонне подготовленного коллектива авторов, высочайшей квалификации, с широкой эрудицией. Кто подготовит учителя, ведущего сложный многопредметный учебный курс? Кто заинтересует его морально и материально? Пока эти вопросы не будут решены, этот способ интеграции реальных сдвигов не принесет.