Варианты комплексных проверочных работ по орфографии и пунктуации

Разделы: Русский язык


В практике работы учителя-филолога нередко возникает необходимость провести в старших классах обобщающий урок по правописанию. Например, накануне сдачи переводного экзамена или в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации. Как проверить у учеников пробелы в знании основ правописания? Не всегда обычный диктант или текст с зашифрованными орфограммами способен дать объективную картину. Работы же тестового характера, образцы которых мы здесь рассматриваем, позволяют учителю быстро и эффективно определить конкретные направления работы над коррекцией правописания.

При выполнении предлагаемых работ можно использовать два способа: предложить ученику делать отметки в бланке ответов или отмечать пункты, соответствующие формулировке задания, непосредственно в тексте проверочной работы. Мы рекомендуем применять бланк ответов, потому что это облегчает учителю проверку и позволяет избежать двусмысленностей при обозначении верных ответов. В бланке ответов знаком Х ученик обозначает пункты, соответствующие заданиям 1-9. При выполнении задания 10 в таблицу под номером пропуска указывается соответствующий знак или оставляется пробел.

Подсчёт баллов осуществляется по принципу «минус-голосования»: безупречно выполненная работа оценивается в 100 баллов, а за каждую орфографическую ошибку (ошибкой считается любой неверно отмеченный пункт: знак Х выставлен там, где это недопустимо, или, наоборот, знак Х не выставлен там, где написание слова соответствует требованию задания) отнимается три балла, за пунктуационную – два балла.

При переводе суммы баллов в отметку по пятибалльной шкале рекомендуется использовать следующие критерии:

  • отметка «5» - от 81 до 100 баллов,
  • отметка «4» - от 61 до 80 баллов;
  • отметка «3» - от 41 до 60 баллов;
  • отметка «2» - от 21 до 40 баллов;
  • отметка «1» - если ученик набрал менее 20 баллов.

Критерии основываются на том, что 100 баллов делятся на пять равных частей, при этом каждая пятая часть от ста соответствует одному оценочному баллу по пятибалльной шкале.

Добавим, что предлагаемая система использовалась на протяжении ряда лет при конкурсном наборе в 10 класс «Открытой русской школы», осуществлявшей проект Правительства Москвы «Московский аттестат» по дистанционному обучению детей-соотечественников в странах СНГ и Прибалтики. Наши коллеги в ближнем зарубежье признали такую систему оценки базовых знаний по русскому языку объективной и соответствующей любым вариантам образовательных программ.

Комплексная проверочная работа по орфографии и пунктуации

Первый вариант

1. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.

А) северо(восток)
Б) вагоно(ремонтный)
В) кое(у)кого
Г) пол(километра)
Д) по(летнему) речному берегу
Е) потому(что)
Ж) в(пятых)
З) попросить (по)хорошему
И) по(прежнему)
К) (во)что(бы)то(ни)стало

2. Отметьте слова, в которых пишется НН.

А) ученики отмече..ы грамотами
Б) организацио..ый вопрос
В) краше..ая вчера стена
Г) штопа..ое платье
Д) стра..ые обстоятельства
Е) тренирова..ый спортсмен
Ж) некипячё..ая вода
З) карма..ые расходы
И) проветре..ое помещение
К) стари..ая гравюра

3. Отметьте слова, в написании которых допущена ошибка.

А) по-одиночке
Б) во-первых
В) палисадник
Г) безискусный
Д) разыграть
Е) поларбуза
Ж) изсушить
З) блестящий
И) замереть
К) граммота

4. Отметьте слова, с которыми НЕ пишется раздельно.

А) (не)замеченная ошибка
Б) (не)скрываемая победителями радость
В) (не)годовать
Г) (не)мог приехать
Д) (не)ваше имущество
Е) (не)сегодня состоится
Ж) (не)высокая, но живописная река
З) (не)синяя куртка
И) (не)громко напевать
К) (не)обычно весёлая атмосфера

5. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог.

А) квартал
Б) позвонишь
В) поняла
Г) цепочка
Д) закупорить
Е) ходатайствовать
Ж) красивее
З) пломбированный
И) сантиметр
К) каталог

6. Отметьте слова, в которых пишется Ь.

А) двух..уровневый
Б) об..явление
В) котил..он
Г) разреж..те
Д) престиж..ный
Е) навзнич..
Ж) несколько дач..
З) плющ..
И) под..ём
К) лиш..

7. Отметьте слова, в которых пишется О.

А) камыш..вый
Б) печ..ный
В) заворож..нный
Г) мяч..м
Д) туш..нка
Е) парандж..й
Ж) крыж..вник
З) переш..птываться
И) напряж..нный
К) ож..г руку

8. Отметьте причастия, образованные от глаголов первого спряжения (с суффиксами -УЩ- / -ЮЩ-)

А) бре..щий полёт
Б) та..щий снег
В) кол..щий дрова
Г) бле..щие овцы
Д) хорошо слыш..щий  
Е) ссор..щиеся соседи
Ж) пряч..щие подальше от чужих
З) завис..щий от других
И) стел..щий постель
К) пиш..щий красиво

9. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая.

А) Судья __ должен быть __ справедливым и беспристрастным.
Б) Судья __ мой добрый приятель __ славится умением грамотно разбирать дела.
В) Судья __ обязательно __ взвесит все «за» и «против».
Г) Судья Конституционного суда известен также __ как хороший рыбак.
Д) Судья вынес суровый приговор __ ограбившей банк преступной группе.
Е) Судья __ мой друг.

10. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Она несла в руках -1- жёлтые цветы. Чёрт их знает -2- как их зовут -3- но они первые почему(то) появляют__ся в Москве. Она повернула с Тверской в переулок -4- и тут об__рнулась. По Тверской шли тысячи людей -5- но я вам ручаюсь -6- что увид__ла она меня одного -7- и погл__дела (не)то -8- что тр__вожно -9- а даже -10- как(будто) болезне__о. И меня пор__зила -11- (н__)столько её красота -12- сколько (не)обыкнове__ое -13- (н__)кем (н__)вида__ое -14- од__ночество в глазах!
Пов__нуясь этому жёлтому знаку -15- я то(же) свернул в переулок -16- и пошёл по её следам. Мы шли бе__молвно по переулку -17- кривому и скучному. И не было -18- вообразите -19- в переулке н__ души. Я мучился -20- потому что тревожился -21- что она уйдёт -22- и я уже н__когда её более не увижу... (По М.А. Булгакову)

Второй вариант

1. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.

А) чёрно(белый)
Б) железно(дорожный)
В) вряд(ли)
Г) пол(пятого)
Д) по(весеннему) саду
Е) как(будто)
Ж) в(третьих)
З) одеться (по)осеннему
И) по(видимому)
К) всё(таки)

2. Отметьте слова, в которых пишется НН.

А) дежурство хорошо организова..о
Б) пламе..ые речи
В) асфальтирова..ое шоссе
Г) глаже..ый костюм
Д) ветре..ый человек
Е) коротко стриже..ый
Ж) небеле..ая изба
З) тума..ое утро
И) приехал нежда..о-негада..о
К) карти..ая галерея

3. Отметьте слова, в которых на месте пропусков необходимо писать И

А) прим..рять врагов
Б) пост..рать платье
В) удачл..вый
Г) сверх..нтересный
Д) под..грать
Е) забывч..вый
Ж) прив..легия
З) бл..стящий
И) зам..реть
К) соб..рать урожай

4. Отметьте слова, с которыми НЕ пишется раздельно.

А) (не)слыханное нахальство
Б) (не)видимый глазом объект
В) (не)истовствовать
Г) (не)был
Д) (не)моё дело
Е) (не)завтра
Ж) (не)глубокий, но широкий пруд
З) (не)красные брюки
И) (не)плохо владеть речью
К) (не)любимый для меня предмет

5. Отметьте слова, в которых верно выделен ударный гласный.

А) красИвее
Б) ассиммЕтрия
В) мелькОм
Г) малЯр
Д) откУпорить
Е) ходАтайство
Ж) укрАинский
З) пломбИрованный
И) газопрОвод
К) катАлог

6. Отметьте слова, в которых пишется Ь.

А) четырёх..этажный
Б) об..явление
В) павил..он
Г) назнач..те
Д) пейзаж..ный
Е) проч..
Ж) несколько туч..
З) замуж..
И) раз..ём
К) бреш...

7. Отметьте слова, в которых пишется О.

А) парч..вый
Б) деш..вый
В) печ..ный
Г) меч..м
Д) туш..нка
Е) кирпич..м
Ж) ж..кей
З) ш..потом
И) напряж..нный
К) умышленный подж..г

8. Отметьте причастия, образованные от глаголов первого спряжения (с суффиксами -УЩ- / -ЮЩ-)

А) реж..щий хлеб
Б) та..щий загадку
В) кол..щий дрова
Г) движ..щие силы
Д) хорошо вид..щий 
Е) ссор..щиеся друзья
Ж) бюр..щиеся спортсмены
З) завис..щий от других
И) стел..щийся туман
К) пиш..щий письма

9. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая.

А) Врач __ обязан быть __ внимательным и тактичным.
Б) Врач __ мой сосед __ поздно возвращается с работы.
В) Врач __ обязательно __ взвесит все «за» и «против».
Г) Врач гарнизонного госпиталя известен также __ как хороший охотник.
Д) Врач поставил диагноз __ пришедшему на приём пациенту.
Е) Врач нашей поликлиники __ мой близкий приятель.

10. Укажите знаки препинания, которые необходимо расставить на месте пропусков.

Проснувшись поутру довольно поздно -1- я выглянул в окно и увидел -2- буря утихла -3- а солнце сияло. На дворе нас ожидали -4- запряжённые ямщиком лошади. Хозяин взял с нас такую умеренную плату -5- что даже Савельич -6- не стал спорить и торговаться -7- и вчерашние подозрения его совершенно изгладились. Я позвал вожатого -8- и -9- поблагодарив его за помощь -10- велел Савельичу -11- дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился -12- сказав -13- что у нас нет лишних полтин. Я не мог спорить. Деньги -14- по моему обещанию -15- находились в полном его распоряжении. Однако -16- мне было досадно оттого -17- что мы не отблагодарили человека -18- выручившего меня из крайне неприятного положения -19- в то время как  -20- если бы не его помощь -21- то мы застряли бы посреди степи надолго -22- если не навсегда.  
(По А.С. Пушкину)

БЛАНК ОТВЕТОВ

Дата участия в тестировании «___» _______________________ 20___ года

ВАРИАНТ РАБОТЫ __________________

 

1

2

3

4

5

6

7

8

А

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 
10 задание

№ пропуска

 1

 2

 3

 4

 5

 6

7

 8

 9

10

11

ЗНАК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ пропуска

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

ЗНАК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

Первый вариант

1. А, Ж, З, И
2. Б, В, Д, Е, З, И, К
3. А, Г, Е, Ж, К
4. Б, Г, Д, Е, З
5. А, Г, Д, Е, Ж
6. В, Г, Е, К
7. А, Г, Е, Ж
8. А, Б, В, Г, Ж, И, К
9. Б
10. Запятые: 2, 3, 5, 6, 9, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22

Второй вариант

1. А, Ж, З, И, К
2. Б, В, Е, З, И, К
3. А, Б, В, Г, Е, Ж, К
4. Б, Г, Д, Е, З
5. А, Г, Д, Е
6. В, Г, Е, К
7. А, Г, Е, Ж, К
8. А, В, Г, Ж, И, К
9. Б
10. Запятые: 1, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22. Двоеточие: 2.