Использование интерактивных рабочих листов в преподавании английского языка на средней и старшей ступенях обучения (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Конкурс «Использование рабочих листов на уроке и дома»


Система школьного образования идёт в ногу с техническим прогрессом, поэтому невозможно представить, что современный урок по любому предмету ведёт учитель только с помощью мела и тряпки. Учителю постоянно приходится совершенствовать современные методы и формы преподавания. Зная, насколько сейчас школьники привязаны к телефонам и это веление времени, учитель призван использовать умения школьников и направить их в область приобретения нужных знаний и умений. Как раз применение интерактивных рабочих листов и служит этой цели. Наверное, нет такого учителя, который сам не составлял бы рабочий лист для своего урока с целью закрепления учебного материала или контроля знаний учащихся. Зачастую, проходя определённую тему по учебнику, мы не имеем достаточно заданий на тренировку. Рабочий лист можно создавать самим, а можно использовать предлагаемые на веб-страницах готовые дидактические упражнения для организации учебно-воспитательного процесса. В своей практике преподавания английского языка я использую интерактивные рабочие листы как на бумажных носителях, так и электронные. Какой вид использовать, зависит от целей и задач урока. Исходя из собственного опыта, могу отметить, на этапе первичной активизации лексики, грамматики, письма эффективнее использовать ИРЛ на листах. Например, кроссворды, упражнения на вписывание слов.

Выполняя задания на бумажных ИРЛ, созданных учителем, учащиеся расширяют свои знания по страноведению и практикуются в заданиях формата ОГЭ и ЕГЭ. Когда навык работы с подобными заданиями наработан, можно переходить к работе с интерактивными электронными ИРЛ.

Несомненно, работа с электронными ИРЛ гораздо интереснее для учащихся. Их чаще всего использую на этапе закрепления и проверки знаний лексики, грамматики, навыков чтения с разными стратегиями, реже для совершенствования навыков аудирования. Большим подспорьем в данном виде деятельности служит платформа учи.ру, которая предлагает разнообразный учебный материал для развития всех видов речевой деятельности. Удобно то, что его можно использовать в классе дифференцированно для сильных по знаниям, средних и слабых учащихся. Дети с интересом выполняют заданиями с бусинками индивидуально, в парах и группах. Ценно то, что УМК по английскому языку в нашей школе полностью привязаны к материалу интерактивных заданий платформы учи.ру с 5-11 классы, что позволяет учащимся усваивать текущий материал быстрее и с большей эффективностью. Кроме того, это однозначно повышает мотивацию к изучению английского языка. Даже самые ленивые начинают втягиваться в процесс познания и с удовольствием выполнять домашние задания, что сказывается на положительной динамике результатов обучения. Например, по итогам 2022-2023 учебного года процент качества знаний в 7Б классе составлял 62%, то по окончании 2023-2024 учебного года процент качества составил 73%. И этот класс не исключение.

Примеры заданий на формирование навыков аудирования

Послушай и дополни предложение


Для учащихся среднего и старшего звена можно составить различные задания: для обучение диалогической и монологической речи, отработки лексики и грамматики, а также навыков чтения. В целом можно выделить следующие самые распространенные способы:

  • включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;
  • разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и не сплошными текстами;
  • конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета;
  • использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д.

Вот некоторые примеры заданий ИРЛ, сгенерированных на платформе учи.ру:

Расположи действия на временной шкале (11 класс)

Использование идиом (отметь, что означает фраза) 10 класс

Обучающие задания с бусинками позволяют детям увидеть и проанализировать свои ошибки, но вызывают огорчение потому, что бусинки быстро заканчиваются, поскольку отводится определённое количество времени в день на их выполнение. Плюсом данного сервера является то, что он предлагает зарядки для глаз, которыми учителям необходимо пользоваться, исходя из требований СанПиН.

Ещё одна площадка, которая помогает в работе с ИРЛ- Liveworksheets, которая представляет из себя онлайн-конструктор интерактивных рабочих листов: https://www.liveworksheets.com/ С его помощью можно превращать свои рабочие листы в форматах pdf, jpg и png в интерактивные рабочие онлайн-листы. Возможно использовать рабочие листы других авторов по интересующим вас темам: https://www.liveworksheets.com/worksheets/ru и скачивать рабочие листы других авторов в формате pdf, в дальнейшем используя их на уроках в распечатанном виде. Для начала я зарегистрировалась сама, а также попросила зарегистрироваться учащихся 10 и 11 классов.

Какие задания можно использовать в интерактивных рабочих листах Liveworksheets?

  • Тесты с одним или несколькими верными ответами.
  • Тесты на соответствие.
  • Вопросы с ответом в свободной форме (в этом случае их надо будет проверять вручную).
  • Задания с использованием аудио- и видеофрагментов (в рабочий лист можно встроить видеоролик с YouTube) и другие.

Для меня, как учителя, и моих учеников большим преимуществом является то, что этот сайт англоязычный и достаточно прост в использовании. В индивидуальном порядке я приобщила к работе на нём и способных учащихся среднего звена. Надеюсь в будущем расширять аудиторию.

Подводя итог, хочется сказать о несомненных преимуществах использования ИРЛ как для учителя, так и для учащихся. Для учащихся - повышение мотивации в изучении английского языка, лучшая усвояемость учебного материала, повышенная концентрация внимания. Для учителя-большая плотность урока, вовлечённость без исключения всего класса, быстрая обратная связь, результативность в конце прохождения темы и радостные лица учеников, которым нравится процесс учения.