Пояснительная записка
В России 2024 год объявлен Годом семьи. Соответствующий указ подписал Президент России Владимир Путин. В нем сказано, что «он проводится в целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей». Традиционные семейные ценности являются основой здоровой и счастливой семьи. Они помогают сохранять связь между родителями и детьми, укрепляют отношения внутри семьи и обеспечивают стабильность в жизни общества в целом.
Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек ничего о ней не знает, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием (2, с.8).
Родители стремятся отдать своих детей в государственные детские сады, где они будут получать гарантированное дошкольное образование в соответствии с современными стандартами. Многие современные семьи - заказчики образовательной услуги - ждут «накачки» своих детей знаниями, умениями, различными компетенциями, чтобы их чадо было конкурентоспособно при поступлении в школу. Как только ребенок попадает в дошкольное учреждение, участие родителей в воспитании и развитии ребенка ограничивается. У них появляется такое мнение, что в детском саду его всему научат. Но все же главными воспитателями ребенка являются родители. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта (2, с.11). Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников.
Актуальность проекта
В наше время родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Непосредственно в семье ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Наиболее часто родители обращаются с проблемами: «Как подготовить ребенка к школе?», «У Вари плохая память, не может запомнить стихотворение к утреннику», «Воспитатели говорят, что Коля дерется», «Саша боится темноты», «Я хочу, чтоб вы позанимались с моим сыном», и т.д., а также отсутствие у детей выраженных интересов, неорганизованность, повышенная возбудимость или робость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок». Значительная часть вопросов, составляющих содержание индивидуальных консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика».
Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. А вот детский сад - это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется.
В случайных беседах с детьми выяснилось, что не все знают, где работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, совершенно не знают талантов своих родных, не могут обозначить традиции в своих семьях. Общаясь с родителями посредством социальных сетей, мы обнаружили, что оказывается современные родители наших воспитанников очень даже талантливые, творческие, любознательные, разносторонние личности.
И тогда на помощь нам пришли нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Заниматься с воспитателями в детском саду конечно дело привычное. А что если пригласить в садик маму или папу воспитанника? Очень интересный опыт, когда родители вместе с воспитателями участвуют в образовательном процессе. Это важно для детей, когда их мамы и папы приходят и занимаются с их сверстниками. Ребёнок повышает свой статус в коллективе. Он гордится: "Это моя мама пришла, вот что она умеет". Это нужно и для педагогов, потому что данное сотрудничество разнообразит обучение. Необходимо показать родителям, что только в совместной деятельности развивается творческий потенциал ребёнка, что родители являются примером для своих детей, ведь их интересы, кругозор, увлечения определенно в той или иной степени передаются детям.
Данная проблема и определила цель нашего проекта - приобщение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, а также укрепление взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Нормативно-правовая база: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. N1155 http://минобрнауки.рф/
Задачи:
- Познакомить с семейными отношениями и родственными связями; расширить представление о семейных традициях, формировать у воспитанников положительный образ семьи, закрепление понятия «семья».
- Развивать совместно с родителями у детей чувства гордости за свою семью, способствовать развитию эмоциональных связей с членами своей семьи.
- Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, поддерживать семейные традиции и обычаи.
- Способствовать консолидации интересов родителей, детей и педагогов, установление эмоционального контакта между участниками образовательного процесса.
Возраст детей: 5-7 лет.
Сроки реализации проекта: февраль-май 2024 года.
Место проведения: групповое помещение, музыкальный и физкультурный зал.
Таблица №1. Этапы проекта
Сроки проведения |
Формы и названия работы |
1 неделя |
Подбор и изучение методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративный и демонстрационный материал по теме проекта. |
2 неделя |
Дидактические игры: «Кем быть?», «Составь семью из фигурок», «Скажи, как тебя дома ласково называют?» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мама, папа, я - дружная семья», «Собираемся в детский сад».
|
3 неделя |
Творческий конкурс видеороликов «Творческий батлл» Создание фото и видео отчета для родителей. |
4 неделя |
Тренинг для родителей «В семейном кругу». |
5 неделя |
«Вкусная пятница». Проводят мамы совместно с детьми в группе. Мастер-класс «Чудесное тесто!», «Мамины руки не знают скуки». |
6 неделя |
«Автомобильная пятница». Проводят папы совместно с детьми в группе. Мастер-класс «Как устроен мотоцикл (автомобиль)?» |
7 неделя |
«Творческая пятница». Проводят мамы (папы) совместно с детьми в группе. Мастер-класс «Чудеса из ненужных вещей», «Нарисуем вместе сказку», «Конструкторское бюро». |
8 неделя |
«Музыкальная пятница». Концерт, подготовленный мамами (папами) совместно с детьми в музыкальном зале. |
9 неделя |
«Строительная пятница». Проводят папы совместно с детьми в группе. |
10 неделя |
«Спортивная пятница». «Поиграем в футбол», «Детский фитнес». Проводят папы (мамы) совместно с детьми в физкультурном зале или на площадке на улице |
11 неделя |
«Умная пятница». Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Проводят папы совместно с детьми в музыкальном зале |
12 неделя |
Психологическая гостиная: «Семейные традиции»: используем обмен опытом семейного воспитания. Подведение итогов. Рефлексия.
|
Заключение
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность, музыкальные произведения и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Участие родителей в образовательной, в совместной досуговой деятельности безусловно очень важно. И мы педагоги, должны вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс.
Общие праздники и игры, совместное планирование, обмен идеями, заучивание стихов, песен, работа над ролью, помощь в изготовлении костюмов, сюрпризов, подарков - такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы.
Литература
- Анисимова Н.Л. Родительское собрание отцов. / Ребенок в детском саду, № 3-04.
- Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие /О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. - М.: Айрис-пресс, 2007.
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я». / Дошкольная педагогика, ноябрь, 2007.
- http://минобрнауки.рф/