Использование инновационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8


Введение нового федерального государственного образовательного стандарта вызвало перестройку российской системы образования: на первый план выходят активные и интерактивные технологии обучения, благодаря которым учащийся становится субъектом учебной деятельности и активно участвует в познавательном процессе изучаемого предмета.

Предлагаю вашему вниманию собственный опыт использования инновационных технологий на уроках математики.

Инновации в современном образовательном процессе являются одним из ведущих факторов интеграции методов преподавания предметов в парадигму развития современного общества.

В чем же инновации??? В новых результатах обучения!!! Закладываем принципиально новый результат: воспитываем ДЕЯТЕЛЯ, а не ЗНАЙКУ.

Результат обучения не набор знаний, а комплекс универсальных действий, качеств личности и т.д. Как получить планируемый результат?

Системно-деятельностный подход. Использую продуктивные задания: Проблемное обучение. Проектная деятельность. Исследовательский цикл и т.д.

Г.Галилей сказал: «Математика - это язык, на котором написана книга природы». Раньше считалось, что математическое развитие - нечто сопутствующее процессу усвоения фактов и навыков в области математической науки. Пройдет человек через какое-то количество формул, теорем, решит сколько-то сот задач из задачника по математике - вот и приобретет необходимое развитие. Стоит уменьшить эту сумму знаний и навыков - и прежнее развитие обеспечить уже нельзя.

С точки зрения потребностей современного образования, этими средствами задача математического развития и воспитания в той мере, в какой это требуется в современных условиях, в современном обществе, обеспечена быть не может.

Академик Л.Д.Кудрявцев пишет: «Целью при обучении математике является приобретение учащимися определенного круга знаний, развитие математической интуиции, воспитание математической культуры.

Очень интересно определяет роль математической интуиции в обучении математике Ян Стюарт: «Я не могу объяснить, что я сам понимаю под интуицией. Просто это то, чем живет настоящий математик (или физик, инженер, поэт). Интуиция позволяет ему "ощущать" свой предмет, видеть, что теорема верна, еще не зная ее формального доказательства, а потом придумывать это доказательство.

Практически каждый человек в какой-то мере обладает математической интуицией. Ею наделен ребенок, складывающий картинку из кубиков, ею обладает всякий, кому удалось уложить вещи в багажник автомобиля перед отпуском.

Одна из главных целей преподавания математики - оттачивание интуиции учащихся до такой степени, чтобы она превратилась в управляемое орудие исследования.

Для меня инновационный подход заключается в формуле: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ПРЕДЛАГАЕТ УЧИТЕЛЬ) + ИНТУИЦИЯ РЕБЕНКА!!!

Интуиция развивается там, где есть интерес к предмету!

На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить.

В 5 классе я предлагаю несколько интересных заданий, соответствующих начальному этапу изучения геометрии.

НАПРИМЕР, я соединяю интуитивный и игровой моменты, предлагаю такое задание: «Отметьте в тетради две точки А и В и проведите через них две линии: кривую и прямую. Представьте, что это дороги, соединяющие два домика. По какой из них вы бы пошли, если бы хотели добраться от одного домика до другого как можно быстрее?» При любой постановке вопроса ответ будет верным. Ещё несколько заданий:

  • В каких единицах вы будете измерять длину своего шага, периметр школьного участка, расстояние до Луны?
  • Что больше: диагональ квадрата или его сторона?

Над такими задачами дети работают с интересом.

Урок с проблемной ситуацией строю по такому плану:

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
  2. Выявление места и причины затруднения
  3. Построение проекта выхода из затруднения
  4. Реализация построенного проекта

Например, в 5-м классе при изучении темы «Простые и составные числа» проводится практическая работа, с использованием готовой модели. Учащимся необходимо с её помощью определить свойство, признак, по которому натуральные числа разбили на три группы.Перед учениками ставится проблема. Выявляем место и причину затруднения и строим проект выхода из затруднения.

В результате использования технологии проблемного обучения наблюдается повышение мотивации при изучении математики у учащихся среднего и старшего звена, полное вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, повышение качества знаний, в классах отсутствуют неуспевающие дети.

Второй блок целей обучения математике - личностный.

В этот блок включено следующее:

- Качества личности, составляющие умственное воспитание, творческий характер, связанные с эстетическим воспитанием - логическое развитие учащихся, развитие критического мышления, умение самостоятельно добывать знания, умение применять выводы, воспитание чувства прекрасного, развитие воображения, чувства пространственных форм и многое другое.

Для развития этих качеств я использую задания с элементами исследования. Например, в 5 классе, при систематизации знаний о множестве натуральных чисел учащимся предлагается деловая игра, построенная на основе исторических фактов. С ее помощью учащиеся проходят исторический путь поиска позиционной записи натуральных чисел, эмоционально оценивая различные этапы движения мысли в этом направлении. Это приобщает учащихся к методам научного исследования.

Также очень хорошо подходит технология проектной деятельности. Данная технология мною используется при организации внеурочной деятельности по предмету и во время уроков. Использую разные типы проектов:

  • исследовательские, поисковые, творческие, практико-ориентированные;
  • моно проекты (в рамках одной образовательной области знаний); межпредметный проект.

Использование технологии проектной деятельности позволяет моим ученикам участвовать в предметных конкурсах и конференциях различного уровня, что повышает мотивацию к изучению математики. Мною и моими учениками создан банк творческих работ учащихся (презентаций, научно-исследовательских работ и т.д.), а именно:

а) проект на тему «Почему светят звёзды». Данный проект был представлен на региональной научно-практической конференции «Наука и культура в зеркале веков»;

б) исследовательская работа в технологии метода проектов «Пчелиная геометрия»

в) проекты «Старинные меры длины на Руси», «Математика и мифология». Данные проекты были представлен на региональной научно-практической конференции «Наука для всех». Ребята со своими проектами стали победителями и призёрами региональных конференций.

Для развития критического мышления учащиеся 8В и 6Б класса составили кластеры по теме «Квадратные уравнения», «Положительные и отрица-тельные числа».

Третий блок целей обучения математике содержит задачи специального характера, имеющие отношение только к математическому образованию, то есть те, которые не могут быть поставлены перед изучением какого-либо другого школьного предмета. Эти цели можно сформулировать так:

  • научить учащихся устной и письменной математической речи, особенно таким качествам выражения мысли, как порядок, точность, ясность, краткость, обоснованность;
  • развить умения и навыки пользования математическими приборами и инструментами, включая использование компьютерных технологий в обучении математике.

Для достижения данных целей я использую демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики, изучая материал, создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

Педагогика обязывает нас принимать обучающегося таким, каков он есть, но каждый ученик - личность. И в классе всегда есть такие ученики, которые схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом несколько раз пояснять.

Когда-то Галилео Галилей сказал: «Вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Дети учатся сами, а мы только помогаем им учиться. Нужно сделать так, чтобы ученик сам захотел, тогда он выучит. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные.