Пути рационализации организации работы с молодежью

Разделы: Внеклассная работа


Управление процессом формирования системы ценностей молодежи является актуальной задачей социального управления и социологии молодежи. Актуальность данной задачи определяется следующими обстоятельствами:

1. Система ценностей молодежи динамично меняется, адаптируется к быстро меняющейся социальной реальности. Пандемия Короновируса динамично изменила многие аспекты существования молодежи как социальной группы. Процесс формирования системы ценностей нуждается в социальном управлении.

2. Молодежь играет важную роль в социальной структуре общества. Взрослея, молодежь становится основой поколения среднего возраста, экономически активного поколения, потому ценности современной молодежи будут влиять на процесс формирования ценностей последующих поколений.

В интересах совершенствования управленческого воздействия общества на процесс формирования ценностей молодежи автором была предпринята научно-исследовательская и экспериментальная работа. В организации работы по проблеме были предприняты следующие этапы:

1. Аналитический, где было определено понятие ценностей, подходы к их классификации, знакомство с российскими и зарубежными теориями ценностей.

2. Организационный, где были проведены социологические исследования системы ценностей молодежи. При исследовании использовались методы анкетирования и интервью. Исследования проводились в 2005, 2008-2009, 2013-2014 году, опрошено 3.000 человек. Результаты исследования сопоставлялись с результатами всероссийских и региональных исследований.

3. Социально-моделирующий, где были проанализировано законодательство о молодежи, система органов организации молодежной политики, даны рекомендации по совершенствованию законодательства о молодежи и совершенствованию органов управления молодежной политикой.

4. Социально-педагогический, где был проведен социально-педагогический эксперимент по внедрению инновационных технологий диалога и игры в практику организации профильной работы в старших классах средней школы. Эксперимент проводился с социально-экономическим, социально-гуманитарным, инженерным направлениями старшей школы.

Результаты всех этапов научно-исследовательской программы показали следующие результаты:

1. Система ценностей молодежи находится в динамичном развитии. На это влияет необходимость адаптации к меняющимся социальным условиям, состояние стабильности-кризисности российского общества, эффективность воздействия институтов социализации, а также молодежная политика. Система ценностей варьируется в системе либеральные - традиционные ценности. В основе теоретико-методологического подхода к классификации ценностей легла системная теория ценностей Н.И.Лапина [4], где на основе восприятия ценностей в общественном мнении выделяются ценности ядра (более 50% поддержки), полупериферии (30-50% поддержки), периферии (менее 30% поддержки). В основе теоретического подхода к явлению взаимодействия ценностей в духовном мире молодежи легла системная теория ценностей П.А.Сорокина [5], где выделяются ценности рациональной суперсистемы (материальные блага, карьера, власть) и чувственной суперсистемы (духовные ценности дружбы, любви, совести). Взаимодействие суперсистем характеризуется циклическими колебаниями, флуктуацией. В процессе развития системы ценностей постсовесткой молодежи происходит на первом этапе (1991-1995) выделение группы с либеральной (рациональной системой ценностей: материальные блага, карьера, власть), на втором этапе (1995 - начало 2000х годов) разочарование в либеральных ценностях и доминирование чувственных, традиционных для российской культуры (семья, дружба, любовь, совесть), на третьем этапе (начало 2000-х годов) совмещение либеральных и традиционных, на четвертом (2014-2015 - по настоящее время) доминирование традиционных ценностей [1]. Современный этап развития характеризуется доминированием традиционных ценностей семьи, дружбы. Однако данное состояние не является окончательно устойчивым. Кроме того, в периоды общественной нестабильности происходит укрепление либеральных ценностей, в периоды стабилизации - традиционных. Поэтому на колебание в системе либеральные-традиционные ценности оказывает воздействие стабильность-кризисноссть социальной-экономической ситуации в обществе.

2. В интересах повышения эффективности молодежной политики необходима разработка федерального закона о молодежи, при этом полезен опыт создания региональных законов о молодежи. Наиболее эффективными юридическими новациями региональных законов является выдача льготных кредитов на получение образования и обзаведение домашним хозяйством, выдача служебного жилья из резервных фондов государства в случае работы молодого специалиста в социально значимых отраслях экономики, создание молодежных бирж труда с целью оказания помощи трудоустройству молодых специалистов.

В интересах повышения эффективности разработки и управления процессом реализации молодежной политики необходимо создание министерства по молодежной политики, которое бы объединяло работу всех федеральных, региональных, муниципальных министерств и ведомств вокруг организации молодежной политики [2].

3. Внедрение инновационных технологий диалога и игры в образовательный процесс. Эксперимент показал повышение эффективности образовательного процесса с использованием указанных инновационных технологий. В частности произощел рост показателей заинтересованности в предмете, вовлеченности детей в проектную работу, олимпиады, конкурсы, повысились результаты государственной итоговой аттестации, повысился показатель поступления учащихся в профильные университеты по специальностям, соответствующим профилю полученного образования [3].

Таким образом, путями рационализации системы ценностей молодежи является:

1) взаимодействия совершенствования законодательства о молодежи, разработка федерального закона о молодежи, который пришел бы на смену федеральным и региональным программа развития молодежи и способен бы был обеспечить юридическое закрепление прав молодежи и ее реализацию.

2) совершенствования управления молодежной политикой, создание министерства по делам молодежи с включением его руководителя в кабинет министров. Как показал опыт исследования развития органа управления молодежной политикой, на протяжении 90-х годов XX века комитет по делам молодежи был неоднократно реструктуризован, входил в состав разных министерств. Функции управления молодежной политикой находятся в руках разных министерств, ведомств, что создает сложности в управлении. Концентрация всех функций в руках одного органа будет способствовать повышению эффективности молодежной политики, а также внедрение с целью повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса внедрения инновационных технологий диалога и игры в практику организации профильного и дополнительного образования в старшей школе.