Использование электронных образовательных ресурсов как метод альтернативной коммуникации

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2


Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь.

Все неголосовые системы общения называются альтернативным, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.

В зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью выделяют три группы пользователей поддерживающей коммуникации.

Группа 1 - лица, для которых поддерживающая коммуникация выступает в качестве экспрессивного средства. Они достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально.

Группа 2 - лица, испытывающие трудности в овладении языком. Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедлено (например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией).

Группа 3 - объединяет лиц, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях) и которые постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Сюда также входят люди с нарушением слуха, аутизмом.

В настоящее время активно используются возможности электронных образовательных ресурсов, в том числе как метода альтернативной коммуникации.

Электронные образовательные ресурсы представляют собой один из компонентов современной информационно-образовательной среды, которая представляет собой систему субъектов образовательного процесса (учителя, обучающиеся) и компонентов методической системы обучения (цели, содержание обучения, формы, методы и средства обучения, учебные и методические пособия, традиционные и электронные средства обучения, образовательные интернет-ресурсы, средства коммуникаций и т.д.).

С тех пор, как появились ноутбуки с батареями длительного действия, вошло в обыкновение просто использовать специальные коммуникативные программы на персональных компьютерах, сотовых телефонах, смартфонах, планшетах.

«Коммуникатор ДАР» разработан белорусскими специалистами для детей и взрослых с аутизмом. Данное программное обеспечение использует
Приложение позволяет использовать для общения графические символы (картинки), понятные любому человеку. Каждое изображение обозначает какое-либо понятие (эмоции, движения и т.д.) и имеет голосовое сопровождение. Все картинки, с помощью которых происходит общение, разделены по тематическим блокам (всего 20 тем). Они обозначают понятия, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни: транспорт, еда, гигиена, люди, бытовые вещи. «Коммуникатор ДАР» можно использовать детям, начиная с трёх-четырёх лет. Доступен для системы Android.

Приложение «Пойми меня» является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим. Пиктографические слова разделены на девять тематических палитр. У пользователя есть возможность составить три собственные палитры, выбирая нужные слова из словаря приложения. Словарь приложения содержит более 450 слов. Пиктограммы озвучены профессиональным диктором. Предназначен для использования в таких случаях, как: алалия, афазия, анартрия, аутизм, ДЦП, синдром Дауна, инсульт и др. Можно использовать почти на любых смартфонах.

Приложение «JABtalk»

Преимущества:

  1. Удобная навигация, интуитивно понятная для ребенка.
  2. Составление предложения из отдельных слов.
  3. Возможность загружать картинки из галереи вашего устройства, делать фото с камеры устройства, а также загружать изображения из Интернета на прямую, не выходя из программы.
  4. Возможность озвучивания картинок (запись собственных аудио слов с помощью микрофона или автоматического форматирования текста в речь. 5. Группировка слов по категориям, возможность создавать и удалять категории.
  5. Возможность менять размеры картинок, а также задавать различные размеры для экрана в положении ландшафт и портрет.
  6. Наличие обратной связи - вибрации, при прикосновении к слову или категории.
  7. Полноэкранный режим, который не дает ребенку закрыть приложение.
  8. Резервное копирование и восстановление данных.

Недостатки:

  1. Приложение доступно только на Android.
  2. Слишком яркий и насыщенный цвет фона, небольшие размеры вывода картинок-слов готовых фраз на устройствах с небольшой диагональю.

Приложение «LetMeTalk»

Преимущества:

  1. Удобный и интуитивно понятный интерфейс, спокойная цветовая гамма.
  2. База данных, включающая более 9000 качественных изображений, размещенных по категориям.
  3. Русскоязычная голосовая поддержка (озвучивание) как отдельных изображений, так и составленного предложения.
  4. Возможность создавать и редактировать категории, а также удалять ненужные.
  5. Возможность менять местами категории и картинки, что облегчает использование приложения ребенком с ЗПР.
  6. Возможность захватывать изображения с камеры устройства и добавлять из галереи планшета или смартфона.
  7. Поддержка русского языка: голосовое озвучивание синтезатором речи подписей на русском языке, поиск на русском языке карточек pecs в базе приложения.

Недостатки:

  1. Нет возможности «озвучить» карточки pecs самостоятельно.
  2. Приложение доступно для Android и iPad

Приложение «Говори Молча»

  1. Преимущества:
  2. Удобный интерфейс, несколько вариантов цветовых схем.
  3. Качественное озвучивание (русский, английский).
  4. Возможность добавлять свои собственные слова и озвучивать их самостоятельно, используя микрофон.
  5. В приложении есть базовые картинки PECS.
  6. Возможность отправлять набранное предложение по смс и iMessage.
  7. Быстрое формирование предложений из подборки самых распространенных слов.

Недостатки:

  1. Ограниченное количество используемых слов.
  2. Сложность в использовании при помощи устройств с небольшой диагональю. Приложение для Android и iPad.

Таким образом, современные электронные образовательные ресурсы имеют важное значение для альтернативной коммуникации, облегчая жизнь многим людям.