Методическая разработка внеклассного мероприятия дисциплин "Информатика" и "ОБЖ" в форме "Мировое кафе" по теме "Информационная безопасность подростков в сети Интернет"

Разделы: Информатика, ОБЖ, Внеклассная работа

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: Интернет-зависимость


Цели мероприятия: закрепление правил ответственного и безопасного поведения в сети Интернет; обратить внимание и уберечь подростков от интернет-зависимости.

Задачи:

  • систематизировать знания подростков в области интерне-безопасности;
  • формировать у подростков навыков безопасного использования Интернет на основании имеющегося у них опыта;
  • показать возможности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в недопонимании.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей, схем;
  • способность принимать учебную цель и задачи.

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • использование речевых средств, средств ИКТ, различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации;
  • умение интегрироваться в группе строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Регулятивные:

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • умение контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок;
  • приобретения навыка саморегуляции.

Форма «круглого стола»: технология «Мировое кафе».

Целевая аудитория: учителя-предметники, родители, подростки 9-11 классов.

Оборудование: столы, ватманы, стикеры, фломастеры, музыка, оформление «кафе».

Роли участников: «хозяин кафе» (помогает управлять процессом); команда дизайнера (помогает организовать и провести мероприятие); участники мероприятия.

Сценарный ход мероприятия

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по проблеме безопасности при использовании подростками сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, о проблеме интернет-зависимости в связи с возрастанием популярности сети Интернет, о правилах поведения в социальных сетях.

В современное время средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днем, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Именно поэтому учить грамотно и безопасно проводить время в сети Интернет на сегодняшний день необходимо.

1. Организация мероприятия

Участниками «круглого стола» являются учителя, учащиеся 9-11 классов и приглашенные родители. В проведении данного мероприятия выбрана технология «Мировое кафе». Почему выбрана именно эта технология?

Да для того, чтобы за определенный промежуток времени объединить совершенно разных людей, людей с разной возрастной категорией, с разными идеями, мнениями; избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность.

Все участники мероприятия делятся на 6 групп: 2 группы учителей, 2 группы родителей и 2 группы учащихся. Состав каждой группы от 8 до 10 человек. Все участники располагаются за 6 столами. Каждая группа за столом работает в течение 15-20 минут. Затем по истечении времени группы прерываются, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Всю процедуру данного мероприятия, желательно изложить подробнее.

При проведении мероприятия необходимо создать атмосферу уютного кафе: столики, вазочки с цветами, музыка, по желанию можно подготовить чай для участников (как предполагает данная технология). «Кафе» можно оформить различными высказываниями, которые будут относиться к теме: «в виртуальном мире есть свои правила!», «Интернет тебе не враг, если знаешь, что и как!» и многое другое.

2. Основная часть

Эпиграф мероприятия:

«Кто владеет информацией - владеет миром».

В начале мероприятия необходимо проговорить «Этикет кафе» (можно оформить красочно на ватмане и вывесить на видное место):

«Этикет кафе»:

  • «Не распыляйтесь» - фокусируйтесь на самом важном;
  • «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления;
  • «Говорите без задних мыслей и от всего сердца»;
  • Слушайте, чтобы понимать;
  • Связывайте и соединяйте идеи;
  • Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговоров вопросов;
  • Играйте - не сидите на «трибуне»;
  • Рисуйте и пишите на скатертях - здесь это можно и нужно!;
  • Получайте удовольствие!

Как только проговорили «этикет кафе», переходим к самой теме нашего «круглого стола». У каждого столика должна быть обозначена тема, которую будут обсуждать участники круглого стола (можно тему напечатать и поставить на середину стола). На протяжении всего мероприятия группы записывают свои идеи, мысли на «бумажных скатертях», стикерах в любой форме - запись, рисунок, диаграмма, интеллект-карты. На протяжении всего мероприятия играет тихая музыка (не мешающая, не отвлекающая).

Темы столиков

Вопросы, направляющие обсуждение

Столик 1. «Интернет - страна чудес, на час зашел … на день исчез!»

Приведите аргументы, отражающие «+» и «-» Интернета.
Какие полезные возможности открываются в сети Интернет?
Что любознательные делают в сети?

Столик 2. «Ограничь пользование интернетом, живи реальной жизнью»

Как и чем можно заменить Интернет? (игры, дела, хобби, увлечения и т.д.)

Столик 3. «Причинение вреда здоровью и развитию»

Почему сообщество не развивается в реальности?
Как зависимость от сети Интернет влияет на здоровье?
Какое действие оказывает на нас Интернет?

Столик 4. «Советы безопасности в сети Интернет»

Какие бы вы могли предложить советы всем пользователям сети Интернет?

Столик 5. «Нам в Интернете все знакомо! Мы в Интернете словно дома!»

Как подростки относятся к Интернету?
Как родители, педагоги относятся к деятельности подростка в Интернете?
Какую роль играет Интернет в жизни подростка?
Возникает ли зависимость подростков от сети Интернет?

Столик 6. «Опасности сети Интернета - правда или ложь?»

Какие опасности, подстерегают пользователей сети Интернет?
Как не стать жертвой и сделать работу в сети Интернет безопасной?

3. Заключительная часть. Рефлексия

На последнем этапе все возвращаются за свой столик, обобщаются идеи, с которыми знакомятся все участники. В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешиваются для всеобщего ознакомления и обсуждения. Мероприятие получается красочным, плодотворным. Совместно пришли к выводу о том, что эта тема охватывает широчайший круг проблем различных сторон жизни личности, общества и государства.

  • Что в результате обсуждения прояснилось?
  • Что можно считать самым глубоким вопросом?
  • Как воодушевила работа в «Мировом кафе»?

Список использованной литературы

  1. Правила Мирового Кафе -(http://en.calameo.com/read/0002838465237fffd40be)
  2. Холкина Е.А. Круглый стол «Информационная безопасность в сети Интернет» - (https://infourok.ru/krugliy-stol-informacionnaya-bezopasnost-v-seti-internet-504514.html)